НАТАЛЬЯ ЩЕРБАКОВА
Развивающая среда по сенсорному воспитанию детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Во времена инноваций и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов в структуре основной образовательной программы дошкольного образования развивающая предметно- пространственная среда является одним из средств, формирующих личность ребенка. Она способствует его всестороннему развитию, обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие.
Публикация «Развивающая среда по сенсорному воспитанию детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Ранний возраст - самое благоприятное время для формирования у детей представления о сенсорных эталонах, на основе которого в дальнейшим формируются умственные способности ребенка, совершенствуется деятельность органов чувств, накапливаются представления об окружающем мире, развивается мышление, память, внимание.
Сенсорное воспитание направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного и др. видов восприятий и ощущений. Основная задача - помочь ребенку накопить представление о цвете, форме, величине предметов.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Но в любом возрасте сенсорное воспитание, как и всякое другое воспитание напрямую зависит от созданной развивающей предметно-пространственной среды.
Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Учитывая важность сенсорного воспитания и предметно- развивающей среды для развития детей раннего возраста, в нашей группе, каждый игровой центр мы стараемся оформить так, чтобы он способствовал сенсорномувоспитанию детей, чтобы в окружении детей находились предметы и атрибуты с ярко выраженными сенсорными признаками, разные по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны.
Конечно, главным центром, который служит сенсорному воспитанию детей, является познавательный центр с дидактическими и настольными играми. Здесь у нас расположены пирамидки из колец, цилиндров, кубики в картинках, цветные крышки, мозаика, домики с вырезными отверстиями разной формы.
В нашей группе есть различный материал для строительных игр, способствующий сенсорному воспитанию детей : деревянные кубики и кирпичики, пластмассовый строительный набор, состоящий из различных геометрических форм, конструкторы разных цветов и форм.
Детям интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталью о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства (шарик катится, кубик устойчиво стоит, кирпичик неустойчиво стоит на узкой короткой грани и т. д.).
В книжном центре расположеныкниги и картинки, способствующих сенсорному воспитанию. Есть такие книги, как «Эти разные формы», «Цвета» и др.
Наш физкультурный центр, включает мячи; разноцветные кегли, кольца, ленточки, разноцветный тоннель; погремушки, пластмассовые шарики разных цветов в бассейне. Все это используется не только для физкультурно – оздоровительной работы, но и с целью сенсорного воспитания детей.
В игровом центре есть разноцветная посуда и яркие муляжи овощей, фруктов и продуктов, разных по размеру и цвету. Заметив интерес к центру ряжения, с помощью родителей были сшиты наряды, (панамки, юбки, кепки, связанные сумочки, из которых можно собрать комплект в одной цветовой гамме.
Родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса, мы привлекаем их к различным мероприятиям, проводимых в нашей группе. Не так давно проходила выставка игр по сенсорному развитию, поэтому многие игры сделаны руками родителей: игр с прищепками: на изучения цвета, формы. Так же, мы оформили такие игры, как «Стирка», «Наложи заплатку», «Найди домик для мышки», «Такой же по цвету», и т. д., сделали игры с цветными пробками
Таким образом, в группе созданы необходимые условия для развития сенсорных способностей детей, которые обеспечивают самостоятельную, индивидуальную и совместную деятельность.
Учитывая, требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде, работа по её оснащению будет продолжена.
Например, сейчас мы планируем сделать пособие «Сенсомоторный ящик или стенд». В этом ящике будет собран разнообразный природный и бросовый материал, который дети любят перебирать и ощупывать, застегивать, расстёгивать. орехи, шишки; предметы для массажа рук - мячики с шипами, бигуди. Бросовый материал: кнопки, молнии, крючки. Пособие «Сенсомоторный ящик» способствует развитию тактильного и слухового восприятия, развитию моторики.
Среда должна быть не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять.