Антонина Биктимирова
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ
▼ Скачать +Заказ
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ» размещена в разделах
Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея, цель, которой руководствуется образовательное учреждение. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы. Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Для этого необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно - пространственная среда - это система условий, но система" живая", требующая с одной стороны стабильности, с другой стороны - изменений. Это система, которая обеспечивает развитие ребенка по всем направлениям: физическое, художественно - эстетическое, речевое, социально - коммуникативное, познавательное. Содержание РППС зависит от образовательных целей и задач, которые решает педагог, от темы недели, месяца, от времени года, от интересов и здоровья детей и так далее. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять.
Комфортная развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность взаимодействия с взрослыми, с другими детьми, формирует отношение ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Создание развивающей предметно-пространственной среды также очень тесно связано с развитием активности и инициативы ребенка. Ребенок будет активен только тогда, когда ему будет комфортно в той среде, где он находится. Наша задача заключается именно в том, чтобы создать такие условия, которые будут побуждать детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений.
Для того, чтобы сформировать комфортную развивающую предметно-пространственную среду нам необходимо ответить на некоторые вопросы. Что такое комфортная среда? Что такое комфортная развивающая предметно-пространственная среда? Для кого мы формируем ее? Зачем? Чем наполняем? Как взаимодействуем?
Комфорт – это совокупность положительных психологических и физиологических ощущений человека в процессе его контактов со средой или ее элементами.
Состояние внутреннего удовлетворения, возникающее под влиянием каких-либо благоприятных условий, обстоятельств и т. п.
Комфортная среда – это созданные условия, которые удовлетворяют индивидуальные потребности человека.
Понятие «комфортная развивающая предметно-пространственная среда» охватывает и пространственную ее организацию и соответствующее наполнение. Пространственная организация среды позволяет создать условия, которые будут соответствовать возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей, удовлетворять потребности ребенка в социализации и индивидуализации. А ее наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника (игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживания и элементарный бытовой труд, конструирования, изобразительной, музыкальной, двигательной, стимулирует его развитие, развитие инициативы и творческих способностей (чем мы ее наполняем, тем мы и развиваем). Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение - содержанием.
Для КОГО мы формируем развивающую предметно-пространственную среду? Для детей, с учетом их возрастных и индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, этнокультурных условий развития. Среда, направленная на индивидуализацию развития – это такая среда, которая обеспечивает разнообразие форм и содержание образования, предоставляет ребенку возможность выбора средств и форм активной деятельности.
Принимая во внимание особенности детей раннего и дошкольного возраста, характеристики ведущих видов деятельности (предметной и игровой, создаваемая среда должна удовлетворять потребности в отобразительной и сюжетно-ролевой игре, в рамках которой обеспечиваются интенсивное интеллектуальное и личностное развитие, становление нравственных качеств и свойств личности.
Создание соответствующей среды, ориентированной на развитие активности, самостоятельности, творчества, построенной в соответствии с индивидуальными потребностями, интересами дошкольников, возможностями для преобразований, в том числе в совместной с педагогом деятельности, способствует реализации личностно ориентированного подхода.
Зачем? Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию образовательной программы. Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области) : социально-коммуникативное; познавательное; речевое; художественно-ктетическое; физическое.
Наполнение развивающей среды подбирается в соответствии с планированием, чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в рамках той или иной образовательной области, в том числе на интегративной основе. Стандарт определяет конкретное содержание каждой образовательной области.
Так, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предусматривает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Чем наполняем? Для того чтобы наполнить среду чем-то, необходимо подойти к этому вопросу осознанно. Ответственно отнестись к выбору информационного воздействия и предметного наполнения среды, которое будет способствовать развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и общении.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает : возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
4) Вариативность среды предполагает : наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает : доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Развивающая предметно-пространственная среда представляет собой совокупность предметов, игрушек, материалов, которые понятны и интересны детям, без которых невозможно осуществление специфических видов детской деятельности. Отсутствие педагогически целесообразного предметного наполнения обедняет содержание воспитательно-образовательного процесса, сужает варианты развития игры и пр.
В группе должна быть создана оптимально насыщенная многофункциональная среда, предоставляющая возможности для организации различных видов игр с детьми, а также для моделирования игровой среды в соответствии с игровой ситуацией. Все игры и игрушки необходимо размещать так, чтобы воспитанники при необходимости могли легко взять необходимое и также легко убрать все на место после завершения игры. Игрушки должны быть подобраны с учетом возраста, пола, интересов детей, иметь высокий художественный уровень, отражать гуманистические ценности и идеалы.
При наполнении развивающей среды необходимо использовать как традиционные, так и современные игрушки и материалы. Это позволит создать вариативную, многофункциональную среду, отвечающую требованиям времени, а также отражающую накопленный педагогический опыт организации деятельности дошкольников.
При решении задач той или иной образовательной области можно использовать как игры и игрушки, так и соответствующее оборудование, дидактический материал.
Как взаимодействуем? Для обеспечения:
1) эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми разного вида деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.); участников совместной деятельности; 3) правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников; 4) взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
Грамотно созданная развивающая предметно-пространственная среда является залогом реализации одного из главных требований ФГОС ДО - поддержка детской инициативы в различных видах деятельности. Все виды деятельности дошкольника (игра, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная и т. д.) реализуются в пределах каждой образовательной области на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды с соответствующим наполнением.
Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т. п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности:
– для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряженье, освоение социальных ролей и профессий и пр.);
– для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);
– для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, патриотического воспитания и пр.);
– для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
– для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);
– для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);
– для отдыха (уединение, общение и пр.).
Игровое пространство среды в дошкольном отделении представляет собой совокупность предметов, игрушек, материалов, которые подобраны с учетом интересов, потребностей детей и тематическим планированием воспитательно-образовательного процесса. Каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.
Все игры и игрушки должны быть размещены так, чтобы воспитанники при необходимости могли легко взять необходимое и также легко убрать все на место после завершения игры. Игрушки должны быть подобраны с учетом возраста, пола, интересов детей, иметь высокий художественный уровень, отражать гуманистические ценности и идеалы. Все игры, игрушки и игровое оборудование должны иметь сертификат качества и безопасны для здоровья детей.
Мы трансформировали и видоизменили такие крупные тематические мебельные конструкции как: «Кухня, парикмахерская, библиотека, больница». Атрибутику для таких игровых ситуаций мы легко разместили на открытых полках, куда поместили коробки с соответствующим наполнением. Таким образом, мы получили больше свободного пространства для игры детей, в котором ребенок сам принимает решение, как создать ту или иную игровую ситуацию – а это есть те педагогическое условие, которое способствует развитию детской инициативы. По такому принципу мы оборудовали и остальное пространство в группе, подводящее ребенка к тому, чтоб он самостоятельно мог удовлетворить свою потребность в том или ином виде деятельности.
Организация пространства для развивающих и настольно-печатных игр осуществлялась исходя из основных принципов, отраженных во ФГОС ДО, которые способствуют развитию – познавательных способностей, речи детей; социально-коммуникативному развитию.
Все игры и дидактический материал мы постарались разместить таким образом, чтобы это было удобно и комфортно детям.
Встреча с детской книгой это запоминающее событие для любого ребенка. В нашем пространстве воспитанник может самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Мы постарались создать в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельного сосредоточенного общения детей с литературными произведениями.
Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Здесь ребенок может проявить свои творческие и инициативные качества. Педагоги наполняют данное пространство различными материалами: красками, пластилином, глиной, карандашами, фломастерами, различными трафаретами и т. д., который находятся в свободном доступе детей.
Организация пространства для театрализованной деятельности детей является неотъемлемой частью в развивающей предметно-пространственной среде. Развитие творческих способностей, воображения, памяти, навыков коммуникативного взаимодействия является залогом формирования активных черт личности ребенка.
Умение выбрать роль, взять ее на себя, проиграть, построить взаимоотношения – это необходимые условия для реализации творческих способностей. Наполняемость игровыми материалами и оборудованием зависит от игровых потребностей детей и непосредственно с планированием образовательной деятельности. Также здесь могут присутствовать куклы, игрушки.
Также здесь размещен календарь природы, который представляет собой магнитную доску и соответствующий материал.
Комнатные растения позволяют воспитанникам приблизиться к миру природы. Они рассматривать различные растения учатся вместе с взрослыми ухаживать за ними.
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов: бумаги, картона, дерева. В процессе деятельности воспитанники учатся добиваться точности изображения, сходства с настоящими предметами, осваивают что-то новое, сложное, планируют свою деятельность, комбинируют детали, сравнивают.
В своей игре ребенок стремится изменить среду таким образом, чтобы удовлетворить игровые потребности и игровой замысел. Педагог обогащает среду строительными наборами, которые состоят из различных по форме и величине деталей, металлическими и пластмассовыми конструкторами, природным и бросовым материалом и т. д.
Подводя итог необходимо вернуться к игровой деятельности – как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста, которая стоит в центре его развития. А развитие ребенка проходит через все виды детской деятельности, которые непосредственно связаны с игрой. Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.