Марина Довгаленко
Развивающая предметно-пространственная среда старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Меня зовут Марина Александровна, и я приветствую вас в группе «Непоседы»! В нашей группе живут дети, которым на данный момент 5 лет.
У нас 13 девочек и 10 мальчиков.
Мы переехали в эту группу только в этом году, а точнее в августе. Перед началом учебного года группа была перекомплектована, поэтому часть детей пришли к нам из младшей группы. Это - небольшое вступление, ну а теперь давайте начнем нашу экскурсию по группе.
День наших детей в детском саду начинается с раздевалки, давайте и мы начнем наш просмотр именно отсюда. На входной двери вы видите девиз нашей группы, который мы с детьми одобрили и уже выучили наизусть.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда старшей группы» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июль 2019
Мы - веселые ребята,
Непоседы, дошколята!
Любим мы играть, смеяться,
Физкультурой заниматься.
Любим петь и рисовать,
Книги разные читать,
Наблюдать и удивляться,
И друг другу улыбаться.
Много разных дел у нас.
Наша группа - просто класс!
В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей.
(с фотографией ребенка)
Здесь же расположены информационные уголки для родителей, папки-передвижки, куда помещается необходимая информация про детей, про жизнь детского сада, консультации и советы родителям.
Информация регулярно обновляется и соответствует тематическому планированию, запросам родителей.
На этой стене вы видите мое авторское пособие, которое выполнено из фетра с помощью родителей. Это экран, который называется «Мое настроение»
Каждое утро, заходя в группу, ребенок выставляет на нем свою картинку, соответствующую его настроению.
Внизу экрана вы видите более сложные эмоции. Если у ребенка плохое настроение, мы выясняем, в чем дело. Ребенок пытается объяснить, что именно он чувствует (расстроен, злится, грустит и т. д.) и почему.
Есть у нас в группе и рубрика «Звездочка дня».
Звездой дня может стать любой ребенок или несколько, которые чем-либо отличились в этот день. Кто достоин этого звания, мы решаем вместе с детьми.
В раздевалке регулярно устраиваются фотовыставки о жизни детей в нашей группе, есть фотоальбомы «Наша жизнь в детском саду, «Визитные карточки детей».
Это, конечно же, малая часть фотографий.
У нашей группы есть закрытая страничка в контакте, и весь фотоотчет о нашей жизни идет именно там. Там же выставляется и различная информация для родителей. Там же родители выполняют, и так называемые, домашние задания. В частности, по окончании лета, я попросила их вместе с ребенком составить и оформить рассказ на тему:
«Как я провел лето».
Один из таких рассказов вы можете наблюдать на этой стене.
В раздевалке, конечно же, есть и стенд «Наше творчество», где выставляются детские творческие работы.
Ну а теперь давайте наконец-то зайдем в групповое помещение.
РППС нашей группы построена в соответствии с ФГОС.
При ее организации я учитывала то, что ведущую роль в развитии детей играет игровая деятельность. Во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через среду у ребенка формируется зона ближайшего развития.
РППС в нашей группе
-Соответствует возрастным особенностям детей ст. д. возраста
-Содержательно-насыщена (имеются средства обучения, материалы и оборудование, ИКТ, которые позволяют обеспечить все виды детской
деятельности; эмоциональное благополучие детей; возможность
самовыражения детей.)
-Трансформируема (выступает как динамичное, подвижное, легко изменяемое пространство)
Может изменяться в зависимости от образовательной ситуации, в зависимости от интересов и возможностей детей. Изменяется за счет различного использования ширм, стульев, столов, мягких модулей, передвижной мебели и передвижных ящиков.
-Безопасна - элементы РППС соответствуют требованиям СЭС, пожарной безопасности и охране жизни и здоровья детей.
-Полифункциональна - элементы РППС используются в разных видах детской активности.
-Доступна - у детей есть свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям.
-Эстетически-привлекательна - Оформление группы выдержано в одной цветовой гамме. Все предметы убранства и оборудование гармонично сочетаются по цвету, стилю, материалам, из которых они изготовлены. А это, в свою очередь, создает дополнительный уют, обстановку, приближенную к домашней. [/h4]
Данная организация пространства позволяет детям выбирать занятия по своим интересам, чередовать их в течение дня, а мне дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Мебель и оборудование в группе расставлены таким образом, чтобы обеспечить свободное и безопасное передвижение детей
(нет слишком много открытого пространства, которое бы провоцировало детей бегать с опасностью для других детей);
«тихие» и «шумные» центры достаточно разнесены, чтобы дети не мешали друг другу;
для чтения, прослушивания музыки, отдыха есть достаточно мягких «посадочных» мест.
Пространство группы условно можно разделить на рабочую, активную и спокойную.
Рабочая зона может быть превращена в полифункциональное, трансформируемое рабочее пространство:
*«Мастерская» (продуктивная деятельность)
*«Лаборатория» (для познавательно-исследовательской деятельности)
*Место для свободной деятельности детей по интересам.
Достигается это за счет разнообразного расположения столов. (по 2, по 1, буквой «п», рядами друг напротив друга)
РППС нашей группы представлена уголками активности по пяти образовательным областям.
В каждом уголке нашей группы обитает сказочный житель (игрушка, связанная родителями, который играет, учит, общается с детьми.
Хозяйка нашей группы –Лиса-Лисавета. Она – умная, хитрая, талантливая, артистичная, наблюдает за порядком в группе, за достижениями, успехами детей.
Познавательное развитие
•
Уголок природы
• Уголок патриотического воспитания
• Уголок математики
• Уголок конструирования
• Уголок экспериментирования
Речевое развитие
•
Уголок чтения «Давайте почитаем»
• Уголок «Здравствуй, азбука»
• Логоуголок «Говорим правильно»
Художественно-эстетическое развитие
•
Уголок творчества «Художник Карандаш»
• Уголок «Веселые нотки»
• Мастерская творчества «Умелые ручки»
Социально-коммуникативное развитие
•
Сюжетно-ролевые игры
• Уголок уединения
• Уголок «Я, ты, мы»
• Уголок безопасности и ПДД
Физическое развитие
•
Уголок сохранения здоровья
• Спортивный уголок «Будь здоров!»
Познавательное развитие.
Уголок математики. Зайка-Всезнайка.
Математический уголок создан для познавательного, умственного развития детей. Здесь детей встречает Зайка-Всезнайка. Игровые материалы в данном уголке соответствуют возможностям и уровню развития детей ст. д. возраста. В уголке представлены разнообразные математические игры, задачи, развивающие игры и упражнения, игры для развития логического мышления. Каждый ребенок может выбрать для себя игру по своему интересу.
Уголок природы и экспериментирования.
А вот здесь в один момент ставим мы эксперимент
То с водой, а то с бумагой, и магниты в ход идут.
Кто частенько здесь играет, те, в ученые пойдут!
Уголок природы органично вписывается в интерьер группы, расположен в рабочей зоне. Здесь детей ожидает Волчок. В уголке размещается календарь природы, дневник наблюдений за погодой, демонстрационный материал по теме: «Осень», «Овощи», «Фрукты»; лепбук «Осень», сенсорные коробки по теме «Осень». Уголок дежурных по природе и алгоритм дежурства. Отличительный знак дежурных-зеленые галстучки.
Дидактические, настольно-печатные игры
Атрибуты для с/р игры «Зоопарк»
Энциклопедии, атласы, книги о природе.
Здесь же представлено оборудование для экспериментов:
лупы, магниты, микроскоп, весы, различные ёмкости, природные наполнители, карточки-схемы проведения опытов и экспериментов, алгоритмы приготовления фруктового и овощного салатов, варки компота и др. ;
Образовательная область
«Познавательное развитие» представлена и уголком конструктивных игр. (в активной зоне)
Служит для развития модельно-конструктивных действий.
В уголке находятся различные виды конструкторов: крупный строительный материал, деревянные мелкие конструкторы, пластмассовые конструкторы, конструктор-лего, железная дорога.
Также в уголке представлены схемы и образцы построек.
Здесь дети создают различные постройки и обыгрывают их (киндеры, машины, игрушки)
В данном уголке представлен конструктор и для девочек: «Замок для золушки», «Домик для Нюши». Таким образом мною учтены гендерные особенности детей.
Следующий уголок, представляющий область «Познавательное развитие»,
уголок патриотического воспитания.
Здесь с детьми общается кукла Маша в русском национальном костюме. Она поет детям рус. нар. песни. В дошкольном возрасте очень важно нравственное, патриотическое воспитание. Важно знакомить детей с историей родного поселка, города, края, страны. Ребенок должен знать и историю своей семьи.
-раскладушка «Моя Россия», символика, президент России, альбомы «Моя Любань», «Сельцо», «Москва», «СПб», народные игрушки, куклы, дидактические игры.
Социально-коммуникативное развитие. Красная шапочка.
Уголок сюжетно-ролевых игр способствует развитию игровой деятельности
детей. Здесь дети осваивают различные социальные роли, нормы и правила взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Уголок организован в соответствии с гендерными особенностями воспитанников.
Девочки
Дом
Семья
Магазин
Больница
Салон красоты
Домик маленьких принцесс
Мальчики
На улицах города
Мастерская
Полиции и ГИБДД
Гараж
Железная дорога
Моряки
Все необходимые для разворачивания сюжетных игр материалы и атрибуты хранятся в отдельных коробках, широко используется и неоформленный материал, предметы-заместители. (желуди, шишки, бруски, пеньки, детали конструкторов)
Уголок «Я, ты, мы»
Самый главный уголок - эмоциональный
Спросишь ты, а почему он такой уж главный?
И отвечу я тогда, быстро без сомненья
Дружный детский коллектив-главное стремление.
Есть девиз здесь Доброты, добрый я и добрый ты
А коль в ссоре мы с тобой - коврик дружбы расписной.
Мы возьмем и посидим, снова мы дружить хотим.
Уголок эмоций насыщен различными дидактическими играми: «Домик настроений», «Эмоции и настроения», «Путешествие в мир эмоций», «Что хорошо. Что плохо», «Театр настроения», «Цветок настроения»;
книгами: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Друзья всех цветов».
Представлены материалы по программе О. Л. Князевой «Я, ты, мы»: «Какой
ты?»; демонстрационный материал «Я и другие», «Чувства. Эмоции»
Здесь у нас есть коврик Дружбы.
Уголки безопасности и ПДД. Мишка –Топтыжка.
Еще есть важный уголок.
Он с жизнью нашей связан.
Каждый в этот уголок заглянуть обязан,
чтоб здоровье сохранить,
В безопасности нам быть,
правил много надо знать и всегда их соблюдать!
Здесь обитает Мишка-Топтыжка, который учит детей ПДД, правилам безопасности на улице и дома.
Вместе с детьми мы сделали макет города с дорогой, дорожными знаками.
Здесь представлены различные дидактические игры по ПДД- «Дорожные знаки», «Дорожное лото», пазлы «Транспорт»; подобрана литература: плакаты, стихи, загадки, «Дорожная азбука». Атрибуты для сюжетных игр.
Уголок уединения.
В процессе воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Поэтому в группе создано для детей личное пространство, место уединения. Благодаря этой зоне, у детей появилась возможность расслабиться, устранить беспокойство, сбросить излишнее напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, полистать любимую книжку, рассмотреть иллюстрации, поиграть с любимой игрушкой.
Речевое развитие.
Уголок чтения «Давайте почитаем»
Книжный в группе уголок здесь у нас находится
Ведь без книги на Земле вряд ли кто обходится
Здесь мы с книгою вдвоем по душам общаемся
Сами книжки создаем, если получается!
Уголок чтения - необходимый элемент развивающей предметной среды, расположенный рядом с уголком уединения, что способствует к стремлению общаться с книгой. Здесь представлены книги в соответствии с программой и тематическим планированием: сказки, стихи, юмористические книги с яркими смешными картинками; книги, которые дети приносят из дома. Так же представлены портреты поэтов и писателей. Все книги обновляются каждую неделю, согласно теме недели.
Логоуголок «Говорим правильно»
Чтоб приятно было с нами, и общаться, и дружить
Очень всем необходимо чисто внятно говорить
Вот тут логоуголок в группе размещается
Есть картины, зеркала, даже поддувалочки
Чаще надо нам бывать в этом уголке
Будем чисто говорить в школе и везде.
Уголок развития речи способствует развитию речи детей, обеспечивает возможность самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребёнка, комфортное состояние ребёнка в проявлении речевых реакций.
Оснащен играми для развития речи, комплексами гимнастики для языка, мнемотаблицами.
Для развития звуковой культуры речи, дыхания подобраны свистульки, вертушки, дудочки, мыльные пузыри.
Уголок «Здравствуй, азбука»
плакат «Алфавит», магнитная азбука, дидактические игры: «Алфавит», «Найди звук», лото «Буквы и цифры», азбука, букварь.
Художественно-эстетическое развитие.
Волшебный мир игры и приключений,
Любой малыш здесь хочет побывать.
Вдруг превратиться в Золушку иль в принца,
И всем свои таланты показать.
Уголок музыки и театра «Веселые нотки». Квакуша-краса.
способствует формированию интереса к музыке и театру, знакомит с музыкальными инструментами.
Уголок насыщен разнообразными театрами: теневой театр, наборы резиновых игрушек по сказкам, пальчиковый театр, театр Би-ба-бо, деревянный театр и др. ;
помогает детям создавать свои сказки и истории.
Сказки могут сопровождаться музыкальными произведениями.
Для этого в музыкальном центре подобрана фонотека музыкальных произведений: песни, мелодии, композиции. А также расположены музыкальные инструменты: погремушки, бубны, дудочки, гармошки, барабан.
Уголок изобразительного творчества «Художник Карандаш»
Если что-то сотворить, захотеть руками
В творческий наш уголок загляните с нами
И чего тут только нет-краски и бумага,
глина и карандаши, все для дела надо!
В уголке созданы благоприятные условия для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изодеятельности, формирования эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности, эмоционального восприятия искусства: материалы для изобразительной и творческой деятельности детей (цветная бумага, альбомы, трафареты, кисти, краски, карандаши, восковые мелки, стеки, пластилин, клеёнки, баночки для воды, неоформленный материал: листья, палочки, ватные диски, ватные палочки, уголь и т. д.).
В уголке стоит мольберт, песочный планшет, чтобы дети могли творить, проявлять свои творческие способности.
схемы поэтапного рисования и лепки;
альбомы с репродукциями картин;
раскраски.
Для закрепления цвета и формы уголок пополняется дидактическими играми: «Силуэты», «Контуры», «Цветоугадайка», «Веселые карандаши», «Цвета и формы»
Образцы творческих работ выпускников
Материалы для нетрадиционного рисования
Физическое развитие
А когда мы устаем думать и решать,
В уголок физо идем мы с друзьями отдыхать.
Здесь полно инвентаря: мячики, мешочки,
схемы для подвижных игр, ленточки, платочки.
В этом уголке долго мы играем
Силу, ловкость свою мы развиваем.
Уголок физического развития «Будь здоров». Жирафенок
Данный уголок способствует становлению ценностей здорового образа жизни, физическому развитию детей, развитию сдд детей, формированию у детей представлений о видах спорта. Уголок находится в активной зоне.
Для игр на развитие мелкой моторики и профилактики плокостопия в уголке собраны мешочки с песком, массажные коврики, мячи-ёжики. Подобраны: картотека подвижных игр; атрибуты к подвижным играм; атрибуты для утренней гимнастики: ленточки; кегли; кубики, султанчики. Кольцебросы; гантели; скакалки; мячи разных размеров и т. д.
Спальня. Лисенок Дрема.
В группе существует уютное место отдыха – это спальня, где находятся кровати для дневного сна детей. Весь интерьер спальни выдержан в гамме теплых пастельных тонов, что способствует приятному отдыху и спокойному сну детей.