Марина Ерофеева
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС)
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе особое внимание уделяю созданию благоприятных условий
проживания детьми в группе.
РППС в группе обеспечивает возможность организации разных видов
детской деятельности, как в совместной деятельности воспитателя с детьми,
так и самостоятельной. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это
максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности.
Пространство группы организую в виде разграниченных центров, оснащенных
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда (Рппс)» размещена в разделах
большим количеством развивающих материалов. Подобная организация позволяет
детям выбрать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня. Дает
возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом
индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Организую развивающую предметно-пространственную среду с учетом требований
ФГОС ДО, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
2) Образовательная область «Познавательное развитие»
3) Образовательная область «Речевое развитие»
4) Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
5) Образовательная область «Физическое развитие»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей,
приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения
общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры.
Центр сюжетно-ролевой игры - обеспечивает организацию самостоятельных игр,
развитие фантазии, формирование игровых умений, реализацию игровых замыслов,
воспитание дружеских взаимоотношений между детьми.
Игровая зона группы распределена на два микропространства: центр игры для
мальчиков и девочек.
Совместно с детьми и родителями изготавливаем атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Салон красоты», «Супермаркет», «Поликлиника», «Семья», «Гараж», «Мастерская», «Школа», «Почта» и т. д. Для всех игр приготовлены костюмы, пособия, материалы, оборудование, для повышения интереса детей к играм.
Центр дежурства - большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса.
Центр безопасности- создавая развивающую среду в группе, немало внимания уделяю созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации,
раздаточный и демонстрационный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно-печатные игры. Центр нравственно-патриотического воспитания для формирования первичных представлений о малой Родине и Отечестве в центре размещены куклы в русских национальных костюмах, имеется государственная символика России, Раменского района. Иллюстрационный материал, альбомы, открытки, художественная литература по краеведению, позволяют познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей родного города Раменское, оформлены альбомы «Раменское –история родного города».
Образовательная область «Познавательное развитие»
«Познавательно-исследовательский» центр - для развития интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации.
Центр наполнен разнообразными играми и пособиями на развитие логики, мышления, внимания. Счётный, наглядный и раздаточный материал, магнитная доска, дидактические игры, развивающие игры, игры на плоскостное
моделирование, игрушки для сенсорного развития детей, звуковые коврики, для изучения букв и цифр, все в соответствии с возрастной группой.
Сенсорно-конструктивный центр - в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов: напольный конструктор (деревянный и пластмассовый, к нему для обыгрывания крупные транспортные игрушки, настольный конструктор (деревянный и лего, к ним для обыгрывания мелкие транспортные игрушки, сюжетные фигурки.
Центр природы и экспериментирования - для развития познавательного интереса у
детей к объектам живой и неживой природы.
В нем выставлена модель дерева, за которым дети наблюдают в течение всего года. В зависимости от времени года вношу изменения в модель, имеется: календарь погоды, инвентарь за уходом комнатных растений, муляжи фруктов, овощей.
Рядом расположена передвижная экоферма, в которой находятся материалы для экспериментирования (различные емкости для воды и сыпучих, весы,
микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы).
Имеется картотека проведения экспериментов в средней группе, природный
материал для проведения экспериментов; знакомство с растениями и животными
различных климатических зон, карт дидактических игр по экологии.
Образовательная область «Речевое развитие»
Центр «Развитие речи» - имеются игры на развитие звуковой культуры речи,
грамматического строя речи, формирования словаря, мнемотаблицы.
Сделаны пособия, раздаточный материал для развития устной речи, игры на
звукоподражание, игры и пособия для развития речевого дыхания, игры и пособия
для развития фонематического слуха и звукопроизношения. Картотека
артикуляционных игр и упражнений, игры для развития связной речи.
Художественная литература выставляются в соответствии с лексической темой
недели.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Театрально-музыкальный центр - имеются виды театров: пальчиковый, настольный,. Также в группе имеется сундучок «Ряжения», где дети очень любят надевать разнообразные наряды, часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками. Имеются разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха, магнитофон, аудио записи музыкальных произведении соответствующих возрастной группе.
Центр художественного творчества - обеспечивает решение задач по формированию творческого потенциала детей, художественных способностей, воображения, самостоятельности, развития интереса к изодеятельности. Центр наполнен предметами декоративно-прикладного искусства, литературой, настольно-печатными играми. В доступности находятся материалы для творческой деятельности детей: восковые мелки, карандаши, пластилин, цветная бумага и бумага для свободного рисования, краски, трафареты, шаблоны, обводки. В результате совместной деятельности были созданы яркие, красочные поделки коллажи, открытки.
Образовательная область «Физическое развитие»
Центр «Физического развития» - одной из основополагающих областей развития
ребенка, является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач
этой области в группе, делала акцент на охране жизни и укреплении физического и
психического здоровья ребенка. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь: кегли, скакалки, обручи, мячи разных размеров (резиновые, пластмассовые, бадминтон; для утренней гимнастики – кубики, ленты, флажки, веревочки; игр «Поймай рыбку», настольная игра «Баске игры детский бадминтон, мишени для метания, «Городки», «Кольцеброс»; Настольно-печатная игра «Виды спорта»; Схемы комплекса утренней гимнастики, гимнастика для глаз (схема, иллюстративный материал «Виды спорта», «Олимпиада».
Вывод: развивающая предметно-пространственная среда соответствует возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников, что способствует развитию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной и двигательной активности детей. Обеспечивается психологическое, физическое и эмоциональное благополучие детей, что соответствует требованиям ФГОС ДО. РППС- содержательно-насыщена, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна.