ЕЛЕНА ГУРА
Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда»
▼ Скачать + Заказать документы
Защитное слово
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые председатель и члены государственной аттестационной комиссии!
Разрешите представить вашему вниманию выпускную квалификационную работу на тему «Развивающая предметно-пространственная среда как условие развития речи детей старшего возраста».
Слайд 2
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Публикация «Презентация „Развивающая предметно-пространственная среда“» размещена в разделах
Предметно-пространственная среда имеет большое значение для развития еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Предметно-пространственная среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка и в частности развития речи детей.
Наиболее важным этапом в развитии речи детей выступает старший дошкольный возраст, поскольку речевое развитие является одним из главных компонентов готовности детей к школьному обучению.
Актуальность исследования подтверждается требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, который закрепляет положение относительно того, что речевое развитие является важнейшей составляющей развития детей в дошкольном возрасте, а также определяет, что одним из условий полноценного речевого развития детей является грамотно организованная предметно-пространственная среда в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ, которая способствует эффективной реализации общеобразовательной программы и обеспечивает учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Слайд 3
Вышеизложенное определило цель, объект предмет исследования.
Цель исследования – обосновать возможности предметно-пространственной среды как необходимого условия для развития речи детей старшего возраста.
Объект исследования – процесс развития речи у детей старшего возраста.
Предмет исследования - возможности предметно-пространственной среды как необходимого условия для развития речи детей старшего возраста.
Слайд 4
В соответствии с целью, объектом и предметом были определены задачи исследования, которые представлены на слайде 4.
1. Изучить понятие предметно-пространственной среды как компонента единого образовательного пространства.
2. Определить влияние предметно-пространственной среды на развитие речи детей дошкольного возраста.
3. Выявить особенности развития речи детей дошкольного возраста.
4. Рассмотреть особенности деятельности воспитателя по созданию предметно-пространственной среды для развития речи у детей старшего возраста.
5. Разработать модель предметно-пространственной среды в группе для детей старшего возраста, направленной на развитие речи.
Слайд 5
Методологической базой исследования являются труды педагогов и психологов, посвятившие свои труды изучению вопросов организации предметно-пространственной среды как необходимого условия для развития речи детей старшего возраста такие как В. Н. Дружинин, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие, а также многие современные исследователи и педагоги Т. Н. Доронова, С. Л. Новоселова.
Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы, систематизация и обобщение, практический метод, метод моделирования.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации педагогического опыта по формированию первичных представлений об окружающем мире детей раннего возраста и изучении и обосновании значимости развивающей предметно-пространственной среды для формирования первичных представлений об окружающем мире детей раннего возраста.
Практическая значимость состоит в разработке модели развивающей предметно-пространственной среды в ясельной группе, направленной на формирование у детей первичных представлений об окружающем мире.
Слайд 6
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические основы развития речи у детей старшего возраста.
В процессе исследования характеристики речи как психического процесса нами установлено. Что «речь» многозначно, имеет три значения: речь как процесс, деятельность, речь как результат, продукт речевой деятельности и речь как жанр устного, ораторского выступления.
Речь – это общение, контакт между людьми, обмен мыслями, чувствами и информацией и вербальное, языковое общение с помощью языковых знаковых единиц: слов, синтаксических конструкций, текста, интонации, жестов, мимики.
Являясь средством реализации языка, речь выполняет такие функции как: функция общения, функция сообщения, функция сохранения информации, функция выражения мысли, функция познавательная, планирующая, или регулятивная функция и эмотивная функция.
Речь обладает определенными свойствами : содержательность, понятность, выразительность, воздействие.
Различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь подразделяется на устную (диалогическую и монологическую) и письменную.
Слайд 7
В процессе анализа особенностей развития речи детей старшего возраста нами выявлено, что развитие речи в старшем дошкольном возрасте достигает достаточно высокого уровня осознанности значения слов и речи. Происходят качественные изменения во всех ее сторонах: лексической, грамматической, синтаксической. Дети активно осваивают разные типы текстов, легко справляются с заданиями на составление и анализ рассказов разных жанров (описание, повествование, рассуждение, творческое рассказывание, развиваются навыки звукового анализа, развитие интонационная сторона речи, продолжается обогащение словаря, формирование навыков точного выбора слова при формулировании мысли и правильного его употребления в любом контексте. Достигнутый уровень речевого развития, в дальнейшем, позволит ребенку успешно обучаться в школе.
Слайд 8
При раскрытии педагогических условий развития речи у детей старшего возраста было определено, что под педагогическими условиями подразумевается та среда, в которой речевое развитие дошкольников формируется, существует и развивается, поэтому появляется необходимость создания благоприятных условий для обеспечения обозначенного образовательного процесса на первой образовательной ступени.
Педагогические условия развития речи детей старшего возраста составляют ту среду, в которой речевое развитие дошкольников формируется, существует и развивается, поэтому появляется необходимость создания благоприятных условий для обеспечения обозначенного образовательного процесса на первой образовательной ступени.
Для речевого развития старших дошкольников первым и очень важным условием является создание предметно-пространственной речевой среды. Второе условие - речевая мотивация ребенка. Третье условие - научно-методическое обеспечение педагогов и родителей. Четвертым условием является внедрение инновационных методов обучения в развитии речи дошкольников. Пятым условием является создание материально-технической базы.
Создавая условия для речевого развития дошкольника, педагог помогает ребенку усовершенствовать свою речь для успешного обучения в школе, комфортного общения со сверстниками и взрослыми людьми. Богатый словарный запас, грамматически правильная связная речь являются залогом будущего обучения дошкольника.
Слайд 9
Во второй главе раскрыты методические основы создания предметно-пространственной среды как условия развития речи детей старшего возраста.
В ходе изучения понятия предметно-пространственной среды как компонента единого образовательного пространства было определено, что предметно-пространственная среда - система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Основными функциями предметно-развивающей среды в ДОУ являются функция стимулирования активности детей, информационная функция, функция сохранения психологического здоровья, воспитательная и развивающая функция, которая является ведущей.
Предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения, с учетом национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, учетом социальных, психологических, возрастных и гендерных особенностей детей.
Слайд 10
Проведя анализ влияния предметно-пространственной среды на развитие речи детей старшего возраста выявлено, что предметно – развивающая среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности детей старшего возраста, а также присущих ей видов деятельности и психических процессов, в том числе всех видов и сторон речи.
Предметно-пространственная среда обеспечивает интенсивное развитие всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой, которые в дальнейшем послужат базой для построения новых, более сложных форм речи.
Слайд 11
На основании актуальности вопроса построения предметно-пространственной среды нами была разработана модель предметно-пространственной среды, включающую три компонента: пространственную организацию, предметное содержание и изменение во времени.
В данной модели предметно-пространственной среды групповое помещение условно подразделяется на три сектора: активный, спокойный, рабочий.
В данной модели предметно-пространственной среды групповое помещение условно подразделяется на три сектора: активный, спокойный, рабочий. Это позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.
Самую большую площадь занимает активный сектор, который включает в себя: Центр двигательной активности, Центр конструирования, Игровой центр, Центр театра и музыки.
В рабочем секторе размещено оборудование для организации совместной и регламентированной деятельности: Речевой центр, Познавательный центр, включающий в себя математический уголок, уголок природы, уголок экспериментирования, уголок «Мы познаем мир», уголок безопасности, уголок будущего первоклассника и Центр творчества.
Спокойный сектор включает: Центр книги и Уголок уединения.
Согласно данной модели предметно-пространственная среда отвечает требованиям ФГОС ДО: содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем и обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, двигательную активность, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением и возможность самовыражения детей.
Построенная по предложенной модели пространственно-развивающая среда, как условия развития речи старших дошкольников позволит более глубже внедрить основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, отраженному в ФГОС ДО - принцип интеграции образовательных областей, что обеспечит достижение более эффективного уровня реализации образовательной деятельности в детском саду на основе синтеза, объединения, взаимопроникновения образовательных областей.
На основании предложенной модели пространственно-развивающей среды в период прохождения преддипломной практики нами был разработан тематический план интегрированных и комплексных занятий по речевому развитию старших дошкольников на период май 2018 год, с которым Вы можете ознакомится в Приложении настоящей ВКР.
В процессе прохождения преддипломной практики мною был частично реализованы мероприятия разработанного тематического плана интегрированных и комплексных занятий по речевому развитию. Были организованы и проведены занятия «Весна» по развитию речи и рисованию, конспект занятия представлен в Приложении 2, «Поездка в зоопарк» по развитию речи посредством сюжетно-ролевой игры, конспект которого представлен в Приложении 3, «Путешествие в сказочный лес» по развитию речи и познавательному развитию с использованием ИКТ, конспект которого представлен в Приложении 4. Также в целях обогащения предметно-пространственной среды ДОУ мною был изготовлена интерактивная папка лэпбук «Речевичек», направленная на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 12
Содержание лэпбука включает из 6 разделов (кармашков) с разнообразными заданиями для развития речи старших дошкольников: дидактические игры «Часть и целое», «Подбери глаголы», «Противоположности», «Профессии», Конверт с картинками «Составь предложение», Картотека словестных дидактических игр, с содержанием которой Вы можете ознакомиться в Приложении 6 настоящей ВКР.
По завершению прохождения преддипломной практики мною было отмечено, что дети чаще стали использовать речь для инициирования общения со взрослыми и сверстниками, у них стало более ярким желание слушать новые сказки, рассказы, стихи, чтение с продолжением, участвовать в их обсуждении, они стали более интенсивно интересоваться окружающим и задавать вопросы познавательного и личностного характера.
Дети с более выраженным интересом и непринужденностью составляют самостоятельно или по образцу рассказы по сюжетной картине, набору картинок, свободнее пересказывают небольшие хорошо знакомые и новые литературные произведения.
Для дальнейшего совершенствования предметно-пространственной среды как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста, опираясь на положительный полученный опыт и результаты развития речи у детей в процессе прохождения практики, мною был разработан перспективный план работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год, который представлен в Приложении 7 настоящей ВКР.
Доклад окончен спасибо за внимание!