Людмила
Развивающая предметно-пространственная среда как фактор экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда как фактор экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Макарова Людмила Семеновна, воспитатель
МБДОУ «ЦРР – д/с «Кыталык» с. Чурапча»
Муниципального района «Чурапчинский улус»
Республики Саха (Якутия)».
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Природа, планета Земля, экология
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности и в этот период закладываются основы личностной культуры, в том числе и экологической. Экологическое воспитание занимает одну из ведущих деятельностей в развитии ребенка.
Первые познания в экологическом воспитании детей должны быть сформированы в дошкольном возрасте, когда ребенок смотрит на окружающий мир «широко» открытыми глазами, только начинает его познавать. С ранних лет необходимо воспитывать бережное отношение к природе, формировать экологическую культуру, понятие ценности нашего мира. Для формирования экологической культуры предусмотрели решение основных задач:
- обогащать нравственный опыт, воспитывать любовь к окружающей среде, сохранять ее чистой и красивой;
- расширять представления о том, что в природе ничто не исчезает бесследно, формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
С целью формирования знаний о природе посредством экологизации предметно-пространственной среды совместными усилиями с родителями создали предметно-образную среду «Эко-тропа», насыщая ее ценностями и смыслами.
Среда направлена на взаимодействие ребенка и взрослого, также для самостоятельной деятельности, где воспитанники получают опыт позитивных достижений. Экологический центр «Эко-тропа» - это пространство познавательно-исследовательской деятельности, которое трансформируется в зависимости от сезонных явлений, образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей.
Пространство включает в себя:
- уголок живой природы;
- уголок детского экпериментирования;
- поделки из использованных материалов;
- познавательный уголок.
Уголок живой природы способствует:
- развитию умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
- формированию элементарных экологических представлений;
- воспитанию умения вести себя в природе;
- воспитанию любви к природе и желанию беречь ее.
Воспитанники сами оформили уголок поделками из природных материалов, посадили лук, микрозелень, рассады первоцветов, за которыми ухаживают в течение года. Периодически измеряют рост растений и заполняют тетрадь наблюдений. Тем самым закрепляют знания о разных видах растений и знакомятся со способами ухода за ними. Также завели живых обитателей – черепашек, улиток и рыбок для воспитания любви к животным, бережного отношения и ухода за ними. Дети сами разработали схемы кормления и ухаживания за живыми обитателями, процесс наблюдений за которыми заполняют в тетради наблюдений. Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на различных стадиях роста и развития.
С помощью календаря наблюдений у воспитанников расширяются знания о сезонах, природных явлениях, днях недели. Закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе: с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей. Таким образом, уголок природы является необходимой составляющей педагогического процесса и трудового воспитания.
В уголке детского экпериментирования размещены подручные материалы, лупы, магниты, песочные часы и набор для экспериментирования «Мои первые опыты», которые используем в совместных исследованиях с детьми. Набор включает в себя необходимый комплект оборудования для эффективной организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста : «Вода и воздух», «Свет и звук», «Простые механизмы и постоянные магниты», «Изучаем природу». Все компоненты набора для экспериментирования отвечают требованиям по безопасности использования, предъявляемым к игровым средствам для детей дошкольного возраста. В процессе экспериментирования у воспитанников развивается познавательная активность, закрепляются навыки проведения опытов, умение делать выводы на основе практического опыта.
Уголок поделок из использованных материалов оформлен поделками детей из повторно использованных старых вещей. Воспитанники занимаются в кружке «Апсайклинг», где учатся через практическую работу находить полезное старым вещам и бытовому мусору.
Для начала выявили, каких бытовых отходов больше всего дома, ознакомились с различными способами борьбы с бытовым мусором. И с воспитанниками придумали способ творческому повторному использованию таких вещей, как упаковки, банки, ячейки. Воспитанники с увлечением занимаются в кружке, где приемами ручного руда создают музыкальные инструменты, коробки, вазы, игрушки, аксессуары.
Таким образом, вторичное применение использованных материалов формирует у воспитанников бережное отношение к окружающей среде.
В познавательном уголке воспитанники закрепляют знания о том или ином предмете, объекте, природном явлении через традицию ежедневного чтения произведений художественной литературы, просмотр мультфильмов, разработку практико-ориентированных, исследовательских проектов, ознакомление с народными приметами, презентации, беседы, игры месяца по национальному календарю. В самостоятельной деятельности воспитанники получают возможность впрямую удовлетворить присущую им любознательность, практикуются в установлении причинно-следственных, пространственных и временных связей между предметами и явлениями.
Таким образом, продуманная организация развивающей предметно-пространственной среды будет способствовать формированию у воспитанников экологической культуры, обогащать нравственный опыт, воспитывать любовь к окружающей среде.
Литература:
1. Балаценко, Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей– М. : ГИТИС, 2002.
2. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – N 7.
3. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду // Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
4. Рыжова, Н. А. Наш дом – природа. - М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005.