Надежда Розенберг
Развивающая предметно-пространственная среда группы
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая среда группы создает благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Предметно – пространственная среда оснащена средствами обучения и воспитания, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами в свободном доступе для детей. Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Среда содержит достаточное количество элементов, взаимодействовать с которыми ребёнок может самостоятельно, при минимальной помощи воспитателя. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, таким образом, развивающая среда группы является вариативной. Зоны мобильны и изменяемы. Пространство группы разделено на центры. Детям предоставлена возможность самостоятельного выбора деятельности через «Доску выбора».
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда группы» размещена в разделах
«ИГРОВОЙ ЦЕНТР»
Для формирования ролевых действий и коммуникативных навыков общения, для развития конструктивных навыков в игре оформлен игровой центр, где имеются: игрушки для игр мальчиков и девочек. Наборы предметов, отражающих профессиональный труд людей: «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Кафе», и для игр: «Семья», «Детский сад». Разные атрибуты для ряженья: шляпы, очки, шали, юбки, каска и др. Наборы конструкторов разных размеров. Также в наличие для разнообразия игр имеется неоформленный материал (ткань, коробки, линолиум, нитки, паралон, синтепон)
«ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
Целью центра является развитие двигательной активности, физических качеств детей. Предметное наполнение центра применяется в подвижных играх, индивидуальной двигательной активности, в свободной деятельности детей. Центр оснащен традиционными и нетрадиционными пособиями для укрепления и сохранения здоровья детей, которые обеспечивают психологический комфорт ребенка, побуждают его к двигательной активности (бревно, классики, султанчики, флажки, кольцебросы, дорожка для профилактики плоскостопия, набивные мешочки, мячи разного размера и др.).
«ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ»
Для создания условий формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах с детьми старшего дошкольного возраста и родителями оформили «Центр безопасности».
Игра «Красный, желтый, зеленый»,.полотно с изображением дорог, пешеходных переходов, мелкий транспорт, макеты домов, деревьев, дорожных знаков, светофор, небольшие игрушки (фигурки людей).Лэпбук с загадками, пазлами и разрезными картинками по теме ПДД. Созданные условия помогают знакомить детей с правилами дорожного движения и научить их соблюдать правила в повседневной жизни; повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
«ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является - экспериментирование. Для детей старшего возраста в группе оформлен «Центр экспериментирования».
Материал для проведения опытов в центре экспериментирования периодически меняется (темы недели, проекты). Имеется пластиковая посуда, баночки, пипетки, соломинки, схемы экспериментов и опытов, микроскоп, лупы, разнообразные сыпучие материалы (крупы, песок, воронки, разносы. Для удобства материал хранится в легких и безопасных контейнерах. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе, ребенку сам ищет ответы на вопросы «Как?» «Почему?».
Центр экспериментирования совмещен с природным, расположен непосредственно у окна. Для формирования начал экологической культуры, созданы все условия: для наблюдения за комнатными растениями, уход за ними, помещены (фотографии города, гербарии растений, типичных для нашего района); дидактические игры экологической направленности.
Разнообразное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
В целях развития познавательного интереса, создания условий для развития всех видов детской деятельности, а также поддержки детской инициативы и самостоятельности совместно с родителями были организованны мини-музеи в группе с разными экспонатами, уголками с предметами и материалами для самостоятельной деятельности детей:
«МИНИ-МУЗЕЙ КАМНЯ»
«МИНИ-МУЗЕЙ СВЕТА»
«МИНИ-МУЗЕЙ ВОЗДУХА»
«ЦЕНТР ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ «ОГОРОД НА СЕЛЕ»
Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном восприятии, знаниях об особенностях жизни, роста растительного мира. Наличие огорода в детском саду способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, наблюдения и практическая деятельность по уходу за растениями. Огород в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это помогает лучше познать растительную жизнь и формирование позитивного отношения к труду. Для ухода за растениями есть леечки, грабли, лопатки, салфетки.
Для детей раннего возраста оформлен огород с клумбами, подворье, и конечно с «хозяйкой». Дети с раннего возраста могут наблюдать за ростом растений, учатся ухаживать за ними.
«ЦЕНТР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА»
Центр художественного творчества стимулирует детей к реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами. Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, воображения, художественно-эстетических способностей, самостоятельности, активности. В центре есть трафареты, раскраски (по сезонам и по теме недели, схемы для рисования и лепки, карандаши, краски, пластилин, разнообразные глиняные игрушки, куклы, альбомы росписей («Дымковкая игрушка», «Городецкая игрушка», «Богородская игрушка», «Жостовский букет», «Гжель»). В центре есть большие разносы для рисования крупой, а также предметы и пособия для нетрадиционных техник рисования и аппликации.
Реализуя проекты, работая в творческих мастерских, с детьми и родителями оформляется среда, которая даёт детям возможность получить удовольствие и радость за свою работу. Работы детей размещаются в группе на доске с помощью магнитов, а также в раздевалке на переносной «доске» творчества.
«МАСТЕРСКАЯ «НОВОГОДНЯЯ ОТКРЫТКА»
«МАСЛЕНИЦА»
«ЦЕНТР ТЕАТРА»
Театр очень нравится детям, развлекает и развивает их. Театральная деятельность дает возможность детям познавать окружающий мир, позволяет дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом. Театральная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. В центре имеется разнообразный театр: на стаканчиках, на дисках, пальчиковый, би-ба-бо, теневой, магнитный, настольный.
«ЦЕНТР НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
Для реализации части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, для детей старшего дошкольного возраста оформлен центр. В центре дети могут познакомиться с геральдикой села, края, страны; с национальностями, проживающими на нашей Земле; картой страны, края, села.
В центре собраны разнообразные дидактические пособия, игры, альбомы (альбом «Достопримечательности Красноярска»; альбомы «Село Тасеево», «Растения Красноярского края», «Знаменитые люди Красноярского края, дидактическая игра «Спортсмены Красноярского края»; дидактическое пособие «Красная книга Красноярского края», макеты «Олимпиада в Сочи» и «Север нашего края»). Материал меняется, вносится в зависимости от темы недели.
Дидактическое пособие «Красная книга Красноярского края»
Центр сенсорного развития.
Центр оформлен для детей раннего возраста. Содержит достаточное количество материалов, они периодически меняются, добавляются. Играя в центре сенсорного развития, дети осваивают цвет, форму, размер.
Они увлечены игрой и не замечают, что вовлечены в процесс обучения.
«УГОЛОК УЕДЕНЕНИЯ»
Для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр был организован «уголок уединения». Это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, поиграть с любимым предметом или игрушкой. Уголок находиться в спальне, чтобы создать максимально комфортное уединение и отдых детей.