Приложение МААМ

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения

Лариса Григорян
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

В нашем детском саду развивающая предметно-пространственная среда построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, художественно-эстетическое, познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие ребёнка. Сюда относятся и природная среда и объекты, физкультурно-игровые и спортивные сооружения в помещении и на участке, предметно-игровая среда, музыкально-театральная, предметно-развивающая среда для занятий и др.

Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения» размещена в разделах

Основными компонентами предметно-развивающей среды в группах являются центры развития детей, созданные с целью предоставления каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности, пережить определенное эмоциональное состояние. Данные центры служат основой реализации программного содержания всей воспитательно-образовательной работы с детьми.

Центр игры и игрушек в младшей группе представлен предметами, имитирующими бытовую обстановку и моделирующими пространство. Это крупная игрушечная мебель, соразмерная детям и большим куклам (кроватка, стол, стулья, кухонная плита). Созданию у воспитанников разных эмоций (грусти, веселья, удивления) в процессе игр способствуют самодельные куклы. Есть место и для сюжетно-игровых игр, таких как «Парикмахерская», «Больница», оснащенные различными предметами по теме игр. Совместно с детьми были изготовлены атрибуты к игре «Супермаркет»: ценники, кассовые чеки, продукты питания, макет компьютера.

Особое внимание дошкольников привлекают разнообразные конструкторы, деревянные строительные наборы, крупные набивные модули. С их помощью дети по желанию вносят изменения в предметно-развивающую среду группы.

Центр детского творчества позволяет дошкольникам всех возрастов проявлять активность в разных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструировании. Здесь детям доступны все материалы, которые позволяют изображать желаемое и побуждают к созданию образов сказочных персонажей.

Изобразительная деятельность детей в свободное время и беседы об искусстве сочетаются с театрализованными играми, сопровождаются музыкой. В группе организуются встречи с интересными людьми и выставки детских работ.

Выбор изобразительного материала оказывает влияние на создание более выразительного образа в рисовании, лепке, аппликации. Кроме традиционных способов рисования дети используют нетрадиционные: рисование ладошкой, пальчиком, оттиски разными предметами, кляксографию. Для этого в группе на планшете оформляется игра «Волшебный ящик», позволяющая воспитанникам экспериментировать с разными материалами. Дети с удовольствием рисуют на ленточных столах на рулоне бумаги.

В центре детского творчества представлены также переносная магнитная доска и мольберты для зарисовок, магнитофон, рамочки для работ, готовые подставки для фигурок, настольные и настенные планшеты разного фона для объединения детских работ в композиции, фотоаппарат, многочисленные веревки разного цвета, длины, ширины для выкладывания узоров и использования их в сюжетных играх.

Любимым местом в центре детского творчества для дошкольников является костюмерная с множеством костюмов для ряжения, шляпами, масками и уголок музыкальных инструментов.

Кроме того, в центре создан мини-музей вышивки народов России, экспонаты для которого были подарены мамами и бабушками воспитанников. Здесь дошкольники знакомятся с культурой и прикладным искусством России.

Начиная с младшей группы, центр познавательно-исследовательской деятельности представлен объектами для исследования в реальном действии. Все предметы яркие и привлекательные: вкладыши-формы, предметы-головоломки, разнообразные наборы картинок для группировки, серии картинок для выстраивания последовательности событий, материал для формирования тактильных ощущений, «лото». Действия с данными предметами способствуют сенсорному развитию детей, развитию наглядно-действенного мышления, аналитического восприятия, моторики, координации рук и глаз.

Большое поле для исследований открывает оборудование для игр с песком и водой. Воспитатель создает специальные ситуации, которые помогают детям изучать свойства песка, глины, воды. У каждого ребенка есть лупа, воронка, мерный стаканчик, лейка, что делает процесс экспериментирования еще более увлекательным, предоставляя возможность действовать самостоятельно.

Структурными компонентами центра являются растения, сезонные растительные объекты, объекты животного мира, лабораторный материал для экспериментирования, календари, простейшие приборы и приспособления. Правильно подобранные растения делают возможным применение простейшего детского труда, проведение наблюдений. Для экспериментирования предусмотрена специальная форма: белые халатики, непромокаемые фартучки, шапочки, нарядные салфетки и полотенца. Часть объектов размещена на дидактическом столе. Остальные объекты для исследования и образно-символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей (непосредственно перед началом их свободной деятельности).

Рациональное размещение физкультурного оборудования в центре двигательной активности в каждой возрастной группе создает благоприятные условия для развертывания самостоятельной двигательной активности детей в соответствии с их возрастом и особенностями развития. Гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы пособий в оформлении физкультурно-игровой среды групп вызывает у дошкольников положительные эмоции.

Центр речевой деятельности во всех группах оборудован библиотекой, в которой представлены сказки и картинки в достаточном количестве. Каждый ребенок имеет возможность взять понравившуюся книжку.

Один раз в неделю, приходят в гости к дошкольникам, Девочка-Солнце приносит с собой ноутбук. Вместе с ней дети смотрят любимые сказки, а затем обыгрывают их, используя выразительные театральные средства: пальчиковый театр, би-ба-бо, театр ложек.

Знания можно получить не только из книги. Для того чтобы дети узнавали о жизни своих предков, во второй младшей группе создан мини-музей быта народов России. Так, узнав новую сказку, ребенок может тут же увидеть упоминавшиеся в ней предметы: русскую печку, вышитые картины, кружевные подзоры, старинные полотенца, предметы быта, утюги, ухваты, фонари и другие предметы домашней утвари. Все это подарено родителями, бабушками воспитанников.

Центр Кубанский – проводник в мир истории и культуры родного края. Воспитателями старшей и подготовительной группы собрана коллекция «Что растет на Кубани», сделан макет «Кубанского подворья», который знакомит детей с особым миром кубанской самобытной культуры, «Обереги для избы». На выставке детских работ были представлены детские работы: тряпичные куклы, напольные коврики, «Узоры Петриковской росписи», «Веселые овощи».

В созданной предметно-развивающей среде воспитанники со второй младшей группы начинают понимать свою роль и место среди сверстников. Дети активно участвуют в изменении и обогащении среды, развивают базисные личностные характеристики. Педагоги организуют деятельность воспитанников на основе доверия, партнерства, свободы выбора, эмоциональной насыщенности и психологической защищенности. Мотивируют детей к посильному участию в изменении предметно-развивающей среды, овладевают системой упражнений (ситуаций) для эффективного погружения дошкольников в деятельность различных центров.

Таким образом, предметно-развивающая среда способствует закреплению знаний детей, полученных в процессе непосредственно образовательной деятельности, обогащению их социального опыта, развитию детского творчества и экспериментирования; дает возможность воспитателю осуществлять личностно-ориентированный подход, а также способствует раскрытию творческого потенциала педагогов и детей, формированию умений творчески и оригинально мыслить, решать творческие задачи.

В целях обеспечения предметно-развивающей среды с воспитателями мною были проведены семинары: «Моделирование предметно-развивающей среды», «Прогрессивное воздействие предметно-развивающей среды на личность ребенка».

Важную роль играют залы, холлы и кабинеты дошкольного учреждения, укомплектованные в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13. В дошкольном учреждении оснащён музыкальный зал, физкультурный зал, многофункциональная комната, кабинеты: педагога-психолога, медицинский кабинет, изолятор, современный методический кабинет, прачечная, пищеблок.

Участки прилегающей территории озеленены и закреплены по возрастам. На территории детского сада имеется спортивная площадка, полоса препятствий, беговая дорожка, спортивное игровое оборудование, площадка по ПДД, учебный перекресток, огород, экологическая тропа, уголок отдыха. Перед зданием детского сада установлен солнцезащитный навес возле плеска-тельной чаши, построен ландшафтный ансамбль (замок). Все участки оснащены игровым оборудованием. В 2013г. дошкольное учреждение по ландшафтному дизайну было отмечено по итогам городского конкурса.

В методическом кабинете имеются:

- материально-техническое оснащение (компьютер, ксерокс, сканер, принтер, мультимедийный проектор);

- нормативно-правовые и методические документы, регламентирующие деятельность методического кабинета;

- дидактический материал;

- наглядные пособия народно-прикладного искусства;

- методическая литература;

- портфолио, самообразование и опыт работы педагогов;

- аттестация педагогических работников;

- работа с родителями;

- образовательные программы;

- годовой план;

- протоколы педагогических советов;

- режим работы методического кабинета;

- информационные стенды («Методический вестник», «Аттестация», «Изучаем, внедряем, пропагандируем»).

Все стенды в методическом кабинете, в фойе и во всех группах учреждения эстетически оформлены и читаемы. Информация сменяется ежемесячно и ежеквартально.

Для родителей оформлены стационарные информационные уголки, из которых они узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, сетка непосредственно образовательной деятельности, проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) от воспитателей, специалистов о воспитании, образовании и развитии детей. Имеются уголки детского творчества.

Детский сад должен предоставлять ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности.

Публикации по теме:

Критерии готовности педагогов к введению ФГОС .

План образовательной деятельности в средней группе по программе «Радуга» Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность в средней группе «Смешарики» по программе «Радуга» с учетом ФГОС ДО на 2014 – 2015.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения
Опубликовано: 25 ноября 2014 в 11:27
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Григорян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД