Любовь Болотова
Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда»
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация пространственной предметно-развивающей среды.
Предметно - развивающая среда -система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Публикация «Презентация „Развивающая предметно-пространственная среда“» размещена в разделах
Свободная деятельность детей в развивающих центрах должна помочь детям самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.
Принципы построения предметно-развивающей среды :
-полифункциональность среды : предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной.
-трансформируемость среды – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
-вариативность, сообразно которой характер современного образовательного процесса должен быть представлен проектом предметной развивающей среды.
- насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
- вариативность среды- это наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей и периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
- доступность среды- это свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям.
- безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Наша предметно-развивающая среда построена с учетом гендерных особенностей детей: предусмотрены центры для мальчиков и девочек.
Функции предметно-развивающей среды во второй младшей группе:
Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;
Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.
В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на центры для самостоятельной деятельности детей:
Центр сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
-способствовать возникновению игры;
-развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий;
-формировать коммуникативные навыки в игре;
-развивать творческие способности.
Оборудование и материалы:
Кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Водители», куклы,наборы кухонной и чайной посуды, наборы овощей и фруктов, телефон, руль, весы, утюг, инструменты,кукольные коляски и кровати, шкафчик с "постельными принадлежностями", диванчик. Для развития творческого замысла в игре девочкам предлагаем предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.
Центр развития речи :
Задачи:
-формировать навыки слушания, умения обращаться с книгой;
-расширять представления детей об окружающем мире.
Оборудование и материалы:
Стеллаж для книг, стол, книги, книжки-малышки, книжки-игрушки, альбомы для рассматривания: «Времена года», «Детский сад». Наборы картинок: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, альбом с семейными фотографиями детей группы, игры по речевому развитию и т. д.
Центр физического развития :
Задачи:
-создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью;
-воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью.
Оборудование и материалы:
Коврики, дорожки массажные со следочками (для профилактики плоскостопия, палки гимнастические, мячи, корзина для метания мячей, обручи, скакалки, кегли, кубы, мат гимнастический, шнур длинный и короткий, мешочки с песком, ленты разных цветов, флажки, атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.
Музыкально - театральный центр:
Задачи:
-развивать слуховое восприятие, фонематический слух и чувство ритма;
-формировать исполнительские навыки;
-развивать творчество детей на основе литературных произведений.
Оборудование и материалы:
Набор шумовых коробочек, звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен, дудочки, металлофон, барабан, резиновые пищалки, погремушки, музыкальные дидактические игры, театр настольный, небольшая ширма, наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др, театр на ложках, декорации, готовые костюмы, маски для постановки сказок, самодельные костюмы.
Центр строительных игр:
Задачи:
-развивать представления об основных свойствах объемных геометрических форм (устойчивость-неустойчивость, прочность, шершавость -гладкость поверхности,
-учить воссоздавать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т. д.);
-развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного творчества;
-развивать мелкую моторику рук,внимательность, мышление, воображение.
Оборудование и материалы:
пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей, строительные наборы с деталями разных форм и размеров, коробки большие и маленькие, пирамидки, кубики, схемы простых построек, машины – самосвалы, грузовики, легковые автомобили, маленькие игрушечные персонажи.
Центр интеллектуального развития (Дидактический стол) :
Задачи:
-развивать мышление, память, внимание, зрительное восприятие;
-развиватьпальчиковую моторику путём освоения операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое;
-формировать обследовательские навыки;
-знакомить с геометрическими фигурами и формами предметов;
-обучать группировке предметов по цвету, размеру, форме;
-учить группировать предметы по количеству и числу (много, мало, один);
- развивать способности использовать речь для определения смысла своих действий;
- обогащать активный словарь детей.
Оборудование и материалы:
Крупная мозайка, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры, комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали). В нашей группе есть дидактический стол. Занятия за дидактическим столом обучают малышей различать цвета, размер, количество и форму различных предметов, развивают навыки речи, творческие способности, логическое мышление, аккуратность, совершенствуют умение сравнивать и конструировать предметы. Возможности дидактического стола способствуют улучшению сенсорного и зрительного восприятия детей, разработке мелкой моторике рук, концентрации внимания и координации движений.
Центр творчества:
Задачи:
-развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.
Оборудование и материалы:
Мольберт, наборы цветных карандашей, гуашь, цветные восковые мелки, кисточки - тонкие и толстые, баночки для промывания кисти, бумага для рисования разного формата, трафареты по темам, пластилин и стеки, печатки, салфетки из ткани, доски для рисования мелом.
Приё мная группы:
Задачи:
-создать условия для информационного обеспечения родителей воспитанников ДОУ;
-способствовать росту эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
-повышать педагогическую компетенцию родителей.
Информационный уголок регламентирует работу группы — режим дня, расписание совместной образовательной деятельности детей и педагогов, расписание кружковой работы, график индивидуальной работы с детьми, план совместных мероприятий ДОУ и семьи.
Информационный уголок несет разнообразную информацию: правовую, консультативную, практическую, профилактическую, осведомительскую и просветительскую и т. д. :
-характеристика возрастной группы, реализуемой программы, сведения об участниках педагогического процесса;
-выдержки из Конвенции о правах ребенка, Семейного кодекса, Закона об образовании, устава ДОУ, библиотека для родителей;
-информация о затратах на содержание ребенка в детском саду, о льготах и компенсациях родителям;
-консультации, советы, рекомендации специалистов о развитии дошкольников,
-практические игры и упражнения для совместного выполнения с детьми дома в свободное время;
-объявления о текущих мероприятиях, ежедневное меню.
Неотъемлемой частью информационной среды также являются выставки детских работ.
Выводы:
Развивающая предметно-пространственная среда в группе младшего дошкольного возраста выступает как динамичное пространство, подвижное и легко меняемое.