Лариса Кропачева
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда
второй младшей группы «Одуванчики»
Воспитатель: Кропачева Л. И.
Дудинка 2023г.
Центром всей методической работы группы является развивающая предметно – пространственная среда. Ей принадлежит ведущая роль в укреплении психофизического здоровья и его всестороннего развития, а также повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Группа - это копилка лучших традиций, поэтому задача воспитателя сделать накопленный опыт живым, доступным, уметь творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу группы, чтобы воспитанники чувствовали себя в нем, как у себя дома.
Публикация «Требования к развивающей предметно-пространственной среде» размещена в разделах
Условиями полноценного функционирования группы является е методическое и организационное обеспечение, соответствующее современным требованиям, а также необходимое техническое оснащение оборудованием и пособиями, а также игровым материалом для детей.
Требования к условиям реализации программы дошкольного образования согласно ФГОС ДО включают и требования к развивающей предметно - пространственной среде. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает : реализацию различных образовательных программ;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
2) Транспортируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает :
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, мягких модулей, ширм и т. д. ;
наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает :
наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает :
свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Для оптимизации образовательной деятельности и обеспечения наиболее благоприятных условий для саморазвития детей создала в группе предметно–пространственную среду в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Учитывая принципы гибкого зонирования с учетом дифференцированного подхода, гендерной принадлежности, индивидуальных потребностей и детских интересов, проектирую развивающую предметно–пространственную среду, имеющую открытый характер незамкнутой системы, способной к изменению и корректировке.
Для стимулирования детской деятельности организовала в группе центры детской активности. В соответствии с пятью направлениями развития :
Центр математического развития «Посчитай-ка» (игры с втулками, раскраски, пирамидки, матрешки, вкладыши, наборы геометрических фигур).
Я наполняю центр так, чтобы у детей была потребность занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
Центр экспериментирования «Маленький ученый» (лаборатория, центр песка и воды);
Центр конструирования «Строитель» (наборы конструкторов, мозаики, пазлы, кубики);
Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. На занятиях конструированием развиваю сенсорные и мыслительные способности детей. При обучении детей конструированию развиваю планирующую мыслительную деятельность. Помогаю детям, конструируя постройку или поделку, мысленно представить, какими они будут, и заранее спланировать, как их будут выполнять и в какой последовательности.
Центр сюжетной игры «Мы играем» ( атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Парикмахер», «Семья»);
В игре знакомлю детей с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. В процессе игры помогаю детям брать на себя различные роли. Так они смогут постигнуть суть отношений между людьми.
Центр познания «Мы познаем мир» (дидактические игры, иллюстрации, календарь погоды);
Патриотический центр «Наша малая родина» (символика страны, области, родного города, альбомы с фотографиями);
Центр речевого развития «Речецветик» (картотеки по развитию речи, массажные мячики, дидактические игры);
Речевое развитие реализую за счет расширения словаря ребенка в процессе игр. В творческой игре мы осуществляем различные виды действий, которые: помогают развивать активную и пассивную речь; способы выражения эмоций и чувств; стимулируют творческую мысль и решение проблем.
Центр художественной литературы «Здравствуй, сказка!» (детские книги по теме недели, сезонная литература, портреты детских писателей);
Центр оформлен так, чтобы заинтересовать детей, позволяя прививать детям любовь и интерес к книгам, к литературе, к авторам и различным произведениям как носителям культуры, мудрости и знания.
Центр изодеятельности «Радуга» (раскраски с образцами, трафареты, краски, пластилин, карандаши, инструменты для изодеятельности);
Изобразительная деятельность, включает рисование, лепку и аппликацию. В группе созданы благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства. В этом большую роль играет Центр художественного творчества.
Центр музыкального творчества «Музыкальная шкатулка» (маски, музыкальные инструменты);
Центр театрализованной игры «Сказка» (картинки, игрушки для театра теней, ширма, маски, костюмы, куклы би–ба–бо);
Центр физического развития «Здоровячок» ( картотеки игр: подвижных, малой подвижности, на развитие дыхания; спортивный инвентарь).
Центр сюжетно - ролевой игры «Мы играем»
Каждую неделю планирование предполагает определенную тему недели, поэтому любой центр активности может поменять свое название и преобразовывается в соответствии с темой.
Тема недели «Семья»
Тема недели «Здоровей-ка»
«Больница»
Тема недели «Продукты питания»
Магазин