галина кулиш
Развивающая игровая деятельность у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая игровая деятельность у детей старшего дошкольного возраста
Среди разнообразных видов деятельности, осуществляемых человеком, игра (символико-моделирующий тип деятельности, возникающий у ребенка на границе раннего и дошкольного возраста) является самым доступным, т. к. в игры играют с раннего детства, и самым сложным. Жизнь человека начинается с детства, а детство немыслимо без игры. Играя почти бессознательно, ребенок осваивает формы и величины вещей и предметов, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познает первые слова-сигналы, вступает в контакт с людьми, реагирует, наблюдает, запоминает, координирует движения, пополняет свой кругозор, радуется или огорчается жизни.
Публикация «Развивающая игровая деятельность у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности. В недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности, – игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.
Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого ее вида, а также для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе.
В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника в развитии. В дошкольном возрасте ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. По мере развития ребенка расширяется осознаваемый им мир, возникает внутренняя потребность развития мышления адекватного для полноценного участия в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему недоступна. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают (не бегай, не упади, мой руки, не выдумывай, в игре ребенок реализует и развивает воображение, мышление, память и т. п. Он может все: плыть на корабле, лететь в космосе, учить учеников в школе и т. п.
Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Поэтому большое внимание в современных психологических исследованиях отводится аспекту классификации детских игр. В многочисленных исследованиях особо указывается, что по мере восприятия процессов развития игры видоизменяется и сама игра. Во-первых, даже на протяжении дошкольного возраста она оказывается не однородной деятельностью, а разноплановой – от режиссерской игры, через ее образную и сюжетно-ролевую ткань к игре по правилам. Однако полноценное развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте происходит лишь тогда, когда все элементы выделенных игр реализуются в поздней форме режиссерской игры. Таким образом, к концу старшего дошкольному возраста ребенок уже должен владеть всеми основными видами игровой деятельности.
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел П. Ф. Лесгафт, который считал, что дошкольный возраст – период имитации новых впечатлений и их осознания посредством умственного труда. Стремление ребенка в первые 6-7 лет жизни к отражению и осмыслению впечатлений об окружающей жизни удовлетворяется в играх, которые по содержанию имитационные (подражательные, а по организации - самостоятельные, без излишней регламентации со стороны взрослых. В школьные годы, напротив, дети охотнее играют в специально созданные игры, в которых деятельность регламентируется и по содержанию, и по форме. Таким образом, П. Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).
В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классификация детских игр, разработанная С. Л. Новоселовой, представлена в программе. В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). Выделяют три класса игр:
1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей, – самостоятельные игры:
• игра-экспериментирование;
• самостоятельные сюжетные игры:
сюжетно-отобразительные,
сюжетно-ролевые,
режиссерские,
театрализованные;
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:
• игры обучающие:
дидактические,
сюжетно-дидактические,
подвижные:
• досуговые игры:
игры-забавы,
игры-развлечения,
интеллектуальные,
празднично-карнавальные,
театрально-постановочные;
3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей :
• традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).
Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, игра интенсивно развивается и достигает во второй половине дошкольного возраста своего высшего уровня. Так, для анализа содержания игры Д. Б. Элькониным были выделены 4 уровня игры, которые отражает этапы её развития. Каждый из уровней развития игры, несмотря на разнообразие показателей (воображаемая ситуация, игровые действия, выполнение правил и пр.) имеет свой смысловой центр, вбирающий главное содержание игры и отражающий смысл деятельности ребёнка. На первом и втором уровне это действие с предметом, на третьем и четвёртом - передача ролевых отношений и взаимодействие с партнёрами по игре.
При этом учеными отмечается, что в развитии любого вида игры можно также как и в развитии детской игры в целом выделить несколько этапов или стадий. Так, на самом первом этапе ребенок оказывается способным принять извне воображаемую ситуацию. На втором этапе он уже самостоятельно умеет конструировать и удерживать один из важнейших компонентов игры – воображаемую ситуацию. На третьем этапе ребенок оказывается способным реализовать игру без развернутой воображаемой ситуации. В своих исследованиях Д. Б. Эльконин показал, что при развитой форме ролевой игры последовательность действий, соответствующая той роли, которую берёт на себя ребёнок, имеет для него силу закона, которому он должен подчиняться. При этом все ограничения ребёнок берёт на себя добровольно, по собственному желанию. Более того, именно подчинение принятому закону доставляет ребёнку максимальное удовольствие.
Положение об игре как ведущей деятельности дошкольника является общепризнанным и традиционным в психологии. При этом игре приписывают самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные. Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду и т. д. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свою основу, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности. В виду этого большую важность для психологов приобретает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ребенка и найти её место в общей системе воспитательной работы.
Таким образом, игровая деятельность ребёнка весьма многогранна, так же как разнообразны и игры. При всём том, главенствующее значение отводится сюжетно-ролевым играм. Именно это вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом.
Психологический механизм игры в старшем школьном возрасте отводится мотивации игровой деятельности. Выполнение роли, будучи эмоционально привлекательным, оказывает стимулирующие влияние на выполнение действий, в которой роль находит свое воплощение. Указание на мотивы является, однако недостаточным. Необходимо найти тот психический механизм, через который мотивы могут оказывать это воздействие. При выполнении роли образец поведения, содержащийся в роли, становится одновременно этапом, с которым ребенок сравнивает свое поведение, контролирует его. Ребенок в игре, выполняет как бы две функции; с одной стороны он выполняет свою роль, а с другой - контролирует свое поведение.
В игровой деятельности происходит существенная перестройка поведения ребенка – оно становится произвольным. Под произвольным поведением необходимо понимать поведение, осуществляющееся в соответствии с образом и контролируемое путем сопоставления с этим образом как этапом. Влияние игры на развитие произвольности ребёнка широко изучалось в отечественной психологии (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Л. С. Славина, З. В. Истомина и др.) Было показано, что игра упорядочивает не только поведение, но и внутреннюю жизнь ребёнка, делает её более осмысленной и осознанной.
В психологических исследованиях также указывается на то, что игра имеет значение и для эмоционально-волевого развития детей. Так, на существование особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие советские психологи. Они подчёркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, что в процессе игры происходит глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.
Прогрессивное, развивающие значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития ребенка (прежде всего его мотивационной и эмоционально-волевой сфер, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в занятиях становлению мотива новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребёнка к обучению в школе. При этом в процессе игры дети вступают в разнообразные отношения: со своими сверстниками, значимыми взрослыми (воспитателями, педагогами, родителями) .