Наталья Слободчикова
Развивающая игра «Судоку для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Слободчикова Наталья Алексеевна
Актуальность. В старшем дошкольном возрасте у ребенка пик познавательной активности, формируется база для развития логического мышления - способности «действовать в уме». Развитое логическое мышление - это не только успешное обучение в школе, но и способность делать выводы, выбирать способ решения проблем, «идти по жизни в нужном направлении».
Публикация «Развивающая игра „Судоку для детей“» размещена в разделах
Возможность начала системного развития логического мышления с детьми старшего дошкольного возраста показана в психологических исследованиях Х. М. Веклеровой, С. А. Лидерса, Л. Ф. Обуховой, Н. Н. Подъякова. В возрасте 5-6 лет дети начинают понимать, каким образом можно использовать теоретические познания в повседневной практике. Постепенно, овладевая логическими операциями, (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстракция, систематизация, классификация) ребёнок становится более внимательным, научается мыслить ясно и чётко, умеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, объяснить свой выбор.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Поэтому создание условий для развития логического мышления началось с подбора дидактических и развивающих игр, пособий, в соответствие с возрастными возможностями детей, а также их разработка.
Одной из развивающих игр является довольно древняя, но в тоже время до сих пор пользующаяся популярностью головоломка - судоку. Разгадывание судоку систематически и с интересом приводит к следующим результатам у старших дошкольников:
Во-первых, игра улучшает память ребенка. Память и логика взаимодействуют постоянно, когда ребенок разгадывает судоку. Ребенок использует свою память, чтобы запоминать картинки, когда использует логику, думая над последующей пустой ячейкой.
Во – вторых, игра позволяет ребенку практиковать свое логическое мышление, когда разгадывает головоломку, и в конечном итоге улучшает ряд навыков, в т. ч. работы с цифрами.
Судоку помогает развить чувство времени. Дошкольники учатся принимать решения и предпринимать какие-то определенные действия гораздо быстрее и с меньшими колебаниями.
Так же эта головоломка улучшает силу концентрации. Судоку требует от ребенка стратегического мышления и творческого решения задач. Как только дошкольник перестает играть в середине игры, ему приходится снова начинать весь мыслительный процесс, что помогает развить силу концентрации.
И, наконец, немаловажный факт, что данная головоломка заставляет детей чувствовать «маленькую победу».
Цель игры: развитие пространственного и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей игры «Судоку для детей».
Задачи:
1. Развивать умение структурировать шаги алгоритма решения судоку;
2. Формировать умению планировать свою деятельность;
3. Развивать умение ориентироваться на плоскости и чувство времени;
4. Развивать память, внимание;
5. Закреплять и систематизировать представления детей по пройденным лексическим темам, темам по интересам детей;
6. Воспитывать усидчивость, стремление к достижению результата.
Методика использования развивающей игры «Судоку для детей»
Развивающая игра «Судоку для детей» разработана для детей старшего дошкольного возраста. Принцип игры такой же, как и в классическом кроссворде-судоку, только здесь вместо цифр - изображения различных объектов (картинки, цифры также используются. Вариант судоку в картинках соответствует возрастным особенностям дошкольников и вызывает у них интерес.
Участники: дети, дети и педагог, дети и родители (на совместных мероприятиях, в домашних условиях).
Форма работы: индивидуальная, фронтальная (до 6 человек, работа в паре.
Способы проверки: самопроверка, взаимопроверка.
Время: 10-15 мин.
Ведущий: на первоначальных этапах - взрослый, далее -ребенок.
Этапы работы с развивающей игрой «Судоку для детей» :
1. Вводное занятие - знакомство с «судоку» (Приложение 4, в ходе которого дети узнают историю появления игры, знакомятся с правилами игры и готовым полем (33 клетки) с двумя или тремя пустыми клетками.
2. Освоение правил детьми (при необходимости - при помощи взрослого, самостоятельная деятельность с карточками-подсказками.
3. Вводятся усложнения игры: пустое поле (3 х 3 клетки, затем поле (4 х 4 клетки).
Инструкция для ребенка (с показом) : чтобы решить судоку, ты должен заполнить пустые клеточки картинками так, чтобы ни одна картинка не повторялась в строчках и столбцах большого квадрата.
Варианты игры:
1 Вариант. Используя первоначальные картинки – подсказки на поле, необходимо заполнить оставшиеся свободные клетки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце каждая картинка встречалась только один раз. Для начала нужно рассмотреть карточку с заданием, затем найти ряды, в которых уже по условию известны фигуры. Найти необходимые карточки и положить на пустую клетку игрового поля. Проверить и потом двигаться дальше. И так до тех пор, пока не заполнятся все пустые клетки на карточке.
2 Вариант. У детей только пустое игровое поле. Нужно разложить квадратики по своим местам, опираясь на ранее полученные знания.
3 Вариант. Игра-соревнование между детьми.