Галина Ставицкая
Развивая речь детей, формируем взаимоотношения маленького человека с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Развивая речь детей, формируем взаимоотношения маленького человека с окружающим миром.
Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия? С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст, от одного года до трех лет. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.
Публикация «Развивая речь детей, формируем взаимоотношения маленького человека с окружающим миром» размещена в разделах
Именно в раннем возрасте ребенок впервые открывает для себя тот замечательный факт, что все в мире людей имеет свое название. Через речь, которой ребенок практически овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Через речевое общение со взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств.
Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения.
Несмотря на то, что по своей структуре и правилам язык представляет собой одно из наиболее сложных изобретений человечества, дети всех стран и народов с удивительной легкостью в раннем детстве усваивают его и овладевают речью, причем этот процесс начинается у всех детей одинаково и проходит одни и те же стадии. Именно овладение основами речевого общения дает толчок развитию.
Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действительности, ни человеческое внимание, ни развитая память, ни совершенный интеллект.
Вопросам развития речи детей раннего возраста в условиях общественного воспитания уделяется недостаточно внимания.
С каждым годом медицинскими работниками, психологами, педагогами так же отмечается увеличение задержки речевого развития, различных патологий речи, а практических рекомендаций, комплексных методик работы с маленькими детьми по формированию и развитию их речи недостаточно.
Имея тридцатилетний опыт работы воспитателем, методистом в детском саду, я не понаслышке знакома с этой проблемой и с уверенностью могу утверждать, что отставание речевого развития ведет к отставанию развития ребенка, вызывает трудности в дальнейшем обучении.
Детский сад развивает все способности и наклонности ребенка, а между последними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе воспитания в детском саду.
В детском саду должна быть создана конкретная обстановка, среди которой речь детей смогла бы развиваться правильно и беспрепятственно.
Ребенок видит, слышит, осязает, обоняет, вкушает, взвешивает, сравнивает, и совокупность всех чувственных впечатлений образует впервые же годы его жизни тот фундамент, на котором мало - помалу будет расти здание его представлений и знаний, а вместе с этим и речь. Степень ясности и определенности этих представлений, а в связи с этим устойчивости и точности языка находится в непосредственной зависимости от двух условий: меры участия в образовании этих представлений возможно большего числа внешних чувств и меры активности, проявляемой самим ребенком в процессе наблюдения и постижения окружающей его действительности.
Воспитатель следит за тем, чтобы каждое чувственное завоевание связывалось со словом, стремится к тому, чтобы дети называли предметы, их признаки, действия, состояния, соотношения, чтобы они умели описать то, что видят, умели сравнивать.
Воспитатели первых младших групп должны быть заинтересованы в повышении уровня развития речи у детей. Их задача: развивать активный словарь детей, формировать диалогическую (разговорную) речь, обучать рассказыванию (монологической) речи.
На данном этапе необходимо совершенствование предметного и глагольного словаря; совершенствование активного и пассивного словаря; обогащение словаря прилагательными, местоимениями, наречиями, предлогами.
Дети учатся составлять простые, элементарные фразы идет активное развитие диалогической речи.
Дети 2 лет должны уметь строить простые предложения, последовательно излагать какие-либо события.
Развивающее обучение должно учитывать как особенности возраста, так и особенности задержки речевого развития. Оно должно быть направлено на возможно более раннее коррекционно-воспитательное направление процесса обучения, ускорение темпа развития и преодоление отклонений в развитии.
Ставицкая Галина Михайловна,
Методист по инновациям
«Ясли сад №29 «Балдурен»,
Карагандинская область, город Сатпаев