Александр Владимирович Гришин
Развитие ребенка и современные представления о развитии его организма в системе образования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие ребенка — системный процесс, охватывающий все
уровни его организации, проявляющийся в качественных изменениях психофизиологических и психических функций и приводящий
к прогрессивному изменению поведения ребенка. Л. С. Выготский
выдвигает три общих признака качественной стороны развития.
Первый — это дифференциация как расчленение ранее бывшего
Публикация «Развитие ребенка и современные представления о развитии его организма в системе образования» размещена в разделах
единым элемента. Второй признак связан с усложнением внутренней структуры развития в виде появления новых элементов, новых
сторон в самом процессе развития. Третий признак — структурное
усложнение, касающееся появления новых связей между сторонами развивающегося объекта. В исследованиях Л. С. Выготского возраст рассматривается как основная единица детского развития. Эти
представления он уточнял через конкретизацию структуры детского возраста, в которую включены характер социальной ситуации развития, ведущий вид деятельности и основные психологические новообразования.
Знание всех данных о развитии ребенка и его этапах, их углубленный анализ позволяют сделать предположения о характере формирования интеллектуальной, эмоционально-поведенческой и личностной сфер жизнедеятельности, предположить наличие тех областей и сфер психического развития, где могли произойти нарушения.
В то же время такой подход дает возможность не только более эффективно строить диагностическую гипотезу, уточнять в дальнейшем диагноз, особенности создания медико-психолого-педагогических программ, но также начать раннюю комплексную профилактику.
В психологии и психофизиологии рассматриваются различные критерии возрастных периодов. В психологии приоритет принадлежит развитию высших психических функций и интеллектуальному развитию, которые определяют специфику поведения и деятельности ребенка в определенном периоде его
развития.
Как считает В. Г. Каменская (2005, «…исходя из общих представлений… отечественной психологии [49] можно рассматривать возрастное развитие как зависимое от таких мотивационно-потребностных изменений ребёнка, которые влияют на личность в целом. Признавая большую роль мотивации и мотивов, можно предложить критерий возрастного развития. Таким критерием является степень осознанности, произвольности, осуществляемой ребёнком деятельности. …Концепция А. Н. Леонтьева отдаёт приоритет в развитии ребёнка деятельности как одной из специфических человеческих форм поведения и обучению социальным способам жизнедеятельности. …Способность выдвигать цель деятельности не дана ребёнку от рождения, а формируется прижизненно… с помощью игры, направленного обучения. …Наиболее полно взаимоотношения процессов созревания и развития с направленным социальным воздействием в форме обучения рассмотрены
в концепции Л. С. Выготского (1983)». Им предложена триада
«созревание развитие обучение», в структуру которой включены прямые и обратные влияния созревания на развитие, развития на созревание, развития на обучение, обучения на развитие.
Эти взгляды были достаточно убедительно аргументированы с помощью факторов, полученных в практической деятельности, связанной с проблемой умственной отсталости детей. В психофизиологии, а также физиологии и медицине определяющим критерием периодизации развития ребенка является
степень зрелости всех систем и структур организма, особенно центральной нервной системы, мозговых функций. Критерии возрастной периодизации должны отражать качественные преобразования целостного организма.
Различные авторы на протяжении многих лет приводили различные схемы периодизации детского возраста.
Периодизация развития организма человека, введенная К. Бером в 1826 году, в дальнейшем получила широкое распространение. Она легла в основу современных представлений о периодах (этапах, стадиях, фазах) развития организма.
Этапы формирования психофизического развития детей включают : период внутриутробного развития (антенатальный); период родов (интранатальный); постнатальный период: новорожденности (неонатальный, младенческий возраст; ранний дошкольный возраст; дошкольный возраст; младший школьный возраст; школьно-пубертатный, подростковый возраст.
Помимо изложенных этапов, в медицинской литературе часто используются понятия «дети» и «подростки». К подростковому периоду относят период жизни от пубертатного периода до возмужания (юности) — наиболее часто имеется в виду возраст 12–16 лет, но иногда его расширяют (от 11 до 17–19 лет). М. Гельдер, Д. Гэт, Р. Мейо (1999) иначе выделяют периоды развития детей :
— первый год жизни;
— второй год жизни;
— дошкольный период (от 2 до 5 лет);
— средний детский возраст (от 5 до 10 лет);
— подростковый период (от 11 до 17 лет).
Они приводят следующие основные характеристики данных периодов:
• первый год жизни — период общего формирования привязанности к родителям. Очень ранние контакты между матерью и ребенком играют чрезвычайно важную роль, закладывая первоначальную основу связи между ними. К концу периода должна сформироваться устойчивая, тесная и надежная взаимосвязь с матерью. К первому году ребенок начинает
распознавать знакомые предметы, получает удовольствие от издаваемых им звуков, говорит до 4–5 слов;
• второй год жизни — период быстрого, интенсивного развития. Реагирует беспокойством на неодобрение родителей.
Появляются вспышки раздражения, особенно при препятствии реализации исследовательских побуждений ребенка. К двум годам у ребенка есть фраза из 2–3 слов;
• дошкольный период — период быстрого роста интеллектуальных способностей, освоение сложностей языка, происходит
социальное развитие ребенка. Он начинает идентифицировать себя с родителями и принимать их критерии в вопросах совести, учится взаимодействовать с братьями и сестрами, с другими детьми и взрослыми, вырабатываются навыки социального функционирования. У детей на этом этапе значительно возрастает любознательность, расширяется круг
интересов. Определенные предметы приобретают особое значение, они как будто успокаивают и утешают его, позволяют обрести душевный покой, помогают заснуть. Ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность, сознает различие между мужчинами и женщинами, проявляющееся во внешности, одежде, поведении, в строении тела. В данный
период обычна игра с половыми органами. На этой стадии развиваются защитные механизмы (подавление, рационализация, компенсация и вытеснение, помогающие ребенку справиться с тревогой, связанной с отрицательными и неприемлемыми эмоциями;
• средний детский возраст — к 5-летнему возрасту ребенок должен осознавать себя, в зависимости от половой принадлежности, мальчиком или девочкой, понимать свое положение в семье. В этот период ребенок овладевает школьными навыками: чтения, письма, счета, понятия о числах и действиях с ними. На данной стадии у ребенка постепенно складывается представление о том, чего он способен достичь и каковы границы его возможностей. Продолжается развитие защитных механизмов, способности к моральному самоконтролю, появляются определенные нравственные критерии, начинается усвоение социальных норм поведения. По современным представлениям в этот период существует сексуальный интерес и сексуальная деятельность, хотя они скрыты от взрослых;
• подростковый период — это пора взросления, переходный этап от детства к зрелости. Наиболее яркие признаки: физические изменения, свидетельствующие об активном процессе полового созревания. Появление этих признаков варьирует в довольно широких пределах, но обычно это происходит в 11– 13 лет у девочек и между 13 и 17 годами у мальчиков. Данным проявлениям предшествует выработка половых гормонов,
которая начинается у представителей обоих полов в возрасте
между 8 и 9 годами. Юность — время обостренного осознания тождественности своей личности и неповторимости своих индивидуальных черт. В этот период формируется самосознание. Подросток нередко думает о будущем, пытаясь предугадать, как сложится в дальнейшем его судьба, представляет различные ее варианты, переживая при этом то надежду, то
отчаяние. Не вполне соответствует действительности широко
распространенное мнение, будто бы для этого возраста характерны смятение чувств и отчуждение от семьи. Важную роль в жизни подростка играют взаимоотношения со сверстниками.
В этот период часто развиваются тесные дружеские отношения, особенно между девочками. Характерна принадлежность к какой-либо группе, и это во многих случаях способствует продвижению юноши или девушки на пути к автономии. В пубертатном периоде заметно повышаются гетеросексуальный
интерес и активность. В старшем подростковом возрасте появляется способность питать нежные чувства к представителям противоположного пола, а также сексуальные влечения.
В какой степени и в какой именно форме они выражаются, в значительной мере зависит от социокультурных норм, а также от принципов, внушенных в семье. В психогенезе раннего возраста некоторыми исследователями [78] были дополнительно выделены следующие этапы:
• период новорожденности — возраст 0–1,5 месяца;
• младенчество (infancy) — период до одного года;
• ползунковый период (toddlery) — второй и третий годы жизни.
Н. Я. Семаго и М. М. Семаго (2005) представляют другую периодизацию развития ребенка, указывая на необходимость обращать наиболее пристальное внимание не только на динамику формирования тех или иных сфер психики ребенка, но и на особенности их развития в периоды : 2,5–3 месяца, 7–8 месяцев, 12 месяцев, 18–24 месяца, 2,5–3 года, 5,5–6,5 лет, 9–10 лет. По их мнению, данные моменты являются одними из наиболее важных для определения самой диагностической гипотезы.