Галина Ушатова
Развитие зрительских предпочтений у детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем тревожности
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день одним из самых любимых занятий для ребенка является просмотр мультфильмов
С одной стороны, мультфильмы яркие, зрелищные, образные, доступные, с другой, они очень близки по своим развивающим и воспитательным возможностям живому человеческому общению. Персонажи мультфильмов демонстрируют детям самые разные способы взаимодействия с окружающим миром, развивают у ребенка первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения.
Публикация «Развитие зрительских предпочтений у детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем тревожности» размещена в разделах
Но, к сожалению, многие транслируемые на сегодняшний день мультфильмы построены этически и психологически непрофессионально и могут нанести вред ребенку. Последствием просмотра такого мультфильма могут стать проявления множественных страхов у ребёнка. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта с окружающими. Ребенок часто плачет, обижается без видимой причины, много времени проводит один, его ничем нельзя заинтересовать, он ко всему безразличен. Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности.
В последнее время я часто слышу вопросы со стороны родителей о том, какие мультфильмы лучше всего показывать детям?
И этот вопрос они задают неслучайно. Поскольку видят изменения, происходящие с их детьми после просмотра некоторых мультфильмов.
Пронаблюдав за детьми, я заметила, что дети с высокими показателями тревожности обижаются без видимой на это причины, их нельзя ничем заинтересовать, возникли трудности в общении со сверстниками.
Обратившись к литературе, я выяснила, что одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности.
В качестве внешнего источника тревожности детей в основном рассматриваются детско-родительские и внутрисемейные отношения, нарушение которых, как правило, и приводит к постоянным микротравмам психики детей (А. И. Захаров, А. М. Прихожан и др.).
Дети стали часто рисовать героев мультфильмов. Рисунки тревожных детей, отличались своей прозрачностью (герои практически незаметны, и они изображали своих героев внизу листа.
Вместе с тем, встал такой вопрос, связаны ли зрительские предпочтения детей старшего дошкольного возраста с уровнем их тревожности?
На этапе выявления зрительских предпочтений дошкольников я использовала метод анкетирования родителей.
Анализ результатов анкеты родителей позволил нам выявить, что наиболее предпочитаемые дошкольниками мультфильмы - это «Ну, погоди!», «Фиксики», «Лунтик», «Маша и Медведь», «Тачки».
На основе анкеты родителей был проведен экспертный опрос с целью психологического анализа мультфильмов «Ну, погоди!», «Фиксики», «Лунтик», «Маша и Медведь», «Тачки».
Мультфильмы «Лунтик» и «Фиксики»
Эксперты единогласно отметили, что данные мультфильмы нравится детям 5-7 лет, поскольку главные герои добрые и честные, которые никого не обижают. По их мнению, мультфильмы развивают положительные качества личности, такие как доброту, дружелюбие, вежливость, взаимопомощь, милосердие. Они не влияет на развитие тревожности и агрессивности у детей; оказывает положительное влияние на формирование межличностных отношений в ситуациях «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый»; формируют у ребенка представления о добре и зле; данный мультфильм развивает познавательные процессы у детей. Дети подражают главным героям, за счет чего данный мультфильм является эффективным средством воспитания детей. В мультфильме отражены ценности семьи и дружбы. По мнению экспертов его можно смотреть детям 5-7 лет.
Мультфильм «Тачки».
Эксперты единогласно отметили, что данный мультфильм нравится детям 5-7 лет. По их мнению, мультфильм развивает положительные качества личности: сострадание, честность, заботливость, способствует формированию у ребенка представлений о добре и зле. Однако он развивает и отрицательные качества – хамство и невежливость. Трое из четырех экспертов отметили, что мультфильм влияет на развитие тревожности, т. к. в нем присутствуют сцены неуважения, цинизма, порой жестокость у героев мультфильма к окружающим. Желание подражать герою мультфильма может вызвать у детей проблемы в общении и установлении контакта с окружающими.
Что же касается межличностных отношений в ситуациях «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый», то этот мультфильм скорее оказывает положительное влияние на их формирование. При этом он не способствует развитию у детей познавательных процессов и в целом не является эффективным средством воспитания детей. По мнению экспертов, мультфильм «Тачки» с точки зрения оценки его влияния на развитие личности ребенка в дошкольном возрасте можно охарактеризовать, как «нейтральный» : он интересен, но не дает детям чего-то нового и полезного.
Мультфильмы «Ну, погоди!» и «Маша и Медведь» эксперты оценили как отрицательные: они развивают как положительные качества личности: трудолюбие и терпеливость (Медведь из мультфильма «Маша и Медведь» и Заяц из мультфильма «Ну, погоди!», так и отрицательные: неуважение старших, обидчивость, эгоизм, жадность. Мультфильмы влияют на развитие агрессивности и тревожности, т. к. в нем присутствуют сцены неприемлемого поведения главных героев. Мультфильмы оказывают отрицательное влияние и на формирование межличностных отношений в ситуациях «ребенок-ребенок» и в ситуации «ребенок-взрослый». Мультфильмы не формируют у ребенка представления о добре и зле; не развивает познавательные процессы у детей и не является эффективным средством воспитания детей.
Таким образом, из 5 мультфильмов 2 мультфильма («Фиксики», «Лунтик») с точки зрения их влияния на развитие личности оценены как положительные; 2 мультфильма («Ну, погоди!», «Маша и Медведь») - как отрицательные и 1 мультфильм («Тачки») – как нейтральный.
Следующим шагом в исследовании было выявление уровня тревожности у детей.
В результате количественной обработки данных теста Р. Тэмпла, М. Дорки, В. Амена только 4% детей из выборки имеют низкий уровень тревожности. Средний уровень тревожности - у 46% дошкольников, завышенный – у 33% и высокий – у 27%.
Завышенная и высокая тревожность, выявленная соответственно у 33% и 27% детей, говорит о том, что более половины детей из выборки не могут адек-ватно справляться с возникающими жизненными трудностями и находятся в со-стоянии эмоциональной дестабилизации.
Повышенная тревожность детей свидетельствует о постоянном присутствии какого-то беспокоящего фактора, которому ребенок вынужден противостоять. Действие беспокоящего фактора пока ограничено и еще не определяет общего самочувствия ребенка. Но все чаще ему приходится испытывать напряжение в тех ситуациях взаимодействия, в которых он раньше хорошо себя чувствовал.
Анализ ситуаций, вызывающих наибольший уровень тревожности, свиде-тельствует о том, что у большинства детей тревожность проявляется в ситуациях «ребенок-ребенок» (у 83%) и лишь у 17% проявляется в ситуациях «ребенок-взрослый».
Полученные данные позволяют утверждать, что причина возникновения тревожности у большинства детей в данной группе кроется в нарушениях в сис-теме взаимодействия «ребенок-ребенок».
Следующей задачей стал содержательный анализ тревожности по данным, полученным в ходе наблюдения.
Установлено, что характерными признаками проявления тревожности яв-ляются : быстрая утомляемость детей; трудности в сосредоточенности на чем – либо и неуверенность в своих силах.
Сопоставительный анализ результатов теста тревожности и результатов наблюдения родителями, позволил сделать следующие выводы.
У группы детей с низким уровнем тревожности 80% выборки не могут долго работать, не уставая. 66,7% трудно сосредоточиться на чем-то и 53,3% детей не уверены в своих силах. Кроме того, по мнению родителей, 46,7% детей боятся сталкиваться с трудностями и 20% говорят о напряженной ситуации; 33,3% детей во время выполнения задания напряжены и у 46,7% любое задание вызывает излишнее беспокойство; 20% детей плохо переносят ожидание, 20% смущаются чаще других и 20% детей обладают плохим аппетитом. Менее реже встречаются дети, которые не любят браться за новое дело, их 13,3%, 6,7% детей краснеют в незнакомой обстановке и потеют, когда волнуются и у 6,7% детей обычно холодные руки.
У группы детей с высоким уровнем тревожности 100% выборки не могут долго работать, не уставая. 88,9% трудно сосредоточиться на чем – то и 88,9% детей не уверены в своих силах. Кроме того, по мнению родителей, 66,7% детей бояться сталкиваться с трудностями и 88,9% не любят браться за новое дело; 77,8% детей во время выполнения задания напряжены и у 100% любое задание вызывает излишнее беспокойство; 77,8% детей плохо переносят ожидание. Менее реже встречаются дети, которые говорят о напряженной ситуации, их 22,2%, 33,3% детей краснеют в незнакомой обстановке, 33,3% потеют, когда волнуются, 44,4% смущаются чаще других. Присутствуют дети, которые плохо спят (11,1%) пугливы (11,1%) и не могут сдержать слез (11,1%, беспокойны, легко расстраиваются (11,1%, обычно холодные руки (11,1%).
Таким образом, сравнив группу детей с низким уровнем тревожности с группой детей с высоким уровнем, мы можем сделать выводы. По мнению родителей, для поведения детей второй группы характерно: не может долго работать, не уставая, трудно сосредоточивается на чем-либо, не уверен в своих силах, боится сталкиваться с трудностями, не любит браться за новое дело, во время выполнения задания напряжен, задание вызывает излишнее беспокойство; плохо переносит ожидание.
Заключительным этапом нашего исследования было проведение Беседы с детьми на тему «Я и мультфильмы» - с целью выявления зрительских предпочтений у детей с разным уровнем тревожности была проведена беседа с детьми на тему «Я и мультфильмы».
Сопоставив результаты беседы с детьми «Я и мультфильм» с результатами теста тревожности и проанализировав полученные данные, мы выявили, что 54% детей с низким и средним уровнями тревожности (21,4% и 28,6% соответственно) предпочитают смотреть мультфильм «Фиксики».
Не говорить! По мнению экспертов, данный мультфильм характеризуется, как хороший и добрый мультфильмом, который дает детям много интересного об окружающих нас вещах, и его можно показывать детям 5-7 лет.
25% детей этой группы предпочитают смотреть мультфильмы с родителями и 29% с друзьями/братом.
Таким образом, родители детей с низким и средним уровнем тревожности проводят отбор мультфильмов и анализ мультфильмов вместе с детьми, они не позволяют смотреть «вредные» мультфильмы, которые могут нанести вред ребенку.
Большая часть выборки 69% детей предпочитают быть положительным героем мультфильма, то есть либо машинкой МакКуини, либо загадочным малышом Лунтиком, либо Смешариком, либо Супер Героем (данные герои считаются положительными, по мнению экспертов).
100% детей данной выборки хотят, чтобы их мультфильм был о дружбе.
Таким образом, данная группа детей смотрит мультфильмы, которые благоприятно влияют на развитие и воспитание ребенка, формируют положительные качества личности, такие как доброта, взаимовыручка, честность, уважение старших.
46% детей с уровнем тревожности выше среднего (35,7% и 42,8% соответственно) и высоким уровнем предпочитают смотреть мультфильмы «Маша и Медведь» (63,6 % детей) и «Ну, погоди!» (36,4% ребенка).
По мнению экспертов, данные мультфильмы негативно сказываются на ребенке, они характеризуются, как плохими мультфильмами, их нельзя показывать детям 5-7 лет.
45% детей данной группы выборки предпочитают смотреть мультфильмы одни, 45% - с друзьями/братом, лишь 10% предпочитают смотреть мультфильмы вместе с родителями.
Таким образом, в большинстве случаев родители не участвуют в отборе мультфильмов, не анализируют их содержание. Таким образом, дети сами выбирают мультфильмы, которые могут нанести вред ребенку.
Большая часть выборки 63,6% детей предпочитают быть положительным героем мультфильма: либо машинкой МакКуини, либо загадочным малышом Лунтиком, либо Смешариком (данные герои считаются положительными, по мнению экспертов).
63,6% детей данной выборки хотят, чтобы их мультфильм был про драки, 27,2% - о дружбе (данное предпочтение сделали дети, у которых уровень тревожности оценивается в 35,7%) и 9,2% предпочли, чтобы их мультфильм был боевиком.
Таким образом, обобщая результаты проведенной нами работы, можно сделать вывод о том, что дети с низким и средним, но ближе к низкому, уровнем тревожности (соответственно 21,4% и 28,6%) предпочитают смотреть мультфильм «Фиксики», который благоприятно влияет на развитие и воспитание ребенка, формирует положительные качества личности. Дети со средним, но ближе к высокому уровню тревожности (соответственно 35,7% и 42,8%) и высоким уровнем тревожности предпочитают смотреть мультфильмы «Маша и Медведь» и «Ну, погоди!», которые оказывают неблагоприятное влияние на развитие и воспитание ребенка, кроме того, в большинстве случаев данные мультфильмы формируют отрицательные качества личности. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что у детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем тревожности разные зрительские предпочтения.
На основе нашего исследования были разработаны рекомендации для родителей и воспитателей по формированию зрительских предпочтений дошкольников :
Важно проводить отбор тех мультфильмов, которые Вы, уважаемые родители, показываете дома детям.
Отобранные мультфильмы, своим сюжетом должны развивать положительные качества личности: доброту, милосердие, отзывчивость, вежливость, трудолюбие и т. д.
Очень важным является совместный просмотр мультфильмов, поскольку ребенку трудно сделать правильный выбор в пользу поучительного мультфильма. Скорее он выберет тот, который наиболее красочный и интересный. Кроме того, совместный просмотр детей с родителями позволит обсудить мультфильм, проанализировать поведение героев (отношение к окружающим, качества главного героя т. д.).
Необходимо обратить внимание, как ведет себя ребенок после просмотра очередного мультфильма. Если его поведение изменилось (проявления беспокойства, агрессивности, тревожности, неуправляемости) то необходимо исключить данный мультфильм из просмотра, и подобрать другой мультфильм.
Что касается профилактики тревожности, то мультфильмы можно исполь-зовать как один из методов снижения уровня тревожности у детей. Например, организовывать ролевые игры, взятые из любимых мультфильмов (если данный мультфильм не оказывает на ребенка отрицательного воздействия). Разыгрывать можно как знакомые ситуации (например, поведение одного из героев мультфильма, где он ведет себя по отношению к окружающим неправильно, либо придумать что-то новое, где дети будут играть героев мультфильма. Проигрывая разные ситуации, ребенок будет учиться правилам поведения.
Кроме того можно использовать игры с куклами (куклы будут исполнять героев мультфильма, в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка - роль взрослого. Такие игры помогут ребенку выразить свои эмоции, а родителю сделать много интересных и важных открытий. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни. Поэтому желательно использовать игры на телесный контакт.
Еще один способ снятия тревожности - раскрашивание лиц (масок) : можно сделать из «плохого» героя «хорошего». Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу мультфильмов. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых, игра принесет им еще больше удовольствия.