Зачупейко Анна Валерьевна
Развитие зрительных представлений в формировании навыков письма как психолого-педагогическая проблема.
▼ Скачать + Заказать документы
Письменная речь - одна из форм существования языка. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма языка.
В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. «Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков».
Темочки:
И устная, и письменная формы речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы, но в отличие от устной письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.
В результате рефлекторного повторения образуется динамический стереотип слова в единстве акустических, оптических и кинестетических раздражений (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский). Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым.
А. Р. Лурия определял чтение как особую форму импрессивной речи, а письмо - как особую форму экспрессивной речи. Письмо (в любой его форме) начинается с определенного замысла, сохранение которого способствует затормаживанию всех посторонних тенденций (забегания вперед, повторов и т. д.).
Зрение обеспечивает человеку возможность получать информацию о внешнем мире, ориентироваться в пространстве, контролировать свои действия, выполнять точные операции. Зрение и зрительное восприятие не являются тождественными понятиями.
«Зрительная система состоит из большого количества параллельных каналов, или подсистем, работающих в значительной мере автономно и выполняющих принципиально различные функции. Эти подсистемы могут нарушаться или совершенствоваться почти независимо друг от друга, так что в одних отношениях зрительная система данного человека может демонстрировать замечательные способности, а в других – весьма посредственные», - считает Г. И. Рожкова.
Все показатели сформированности различных зрительных способностей, по Г. И. Рожковой, можно разделить на три группы.
К первой группе относятся оптико-физиологические показатели, обеспечивающие оптимальные условия работы зрительной системы.
Эти показатели содержат диапазоны параметров, в пределах которых зрительная система может функционировать, а также ограничения, характерные для самой системы вследствие ее анатомических и физиологических особенностей. К этой группе принадлежат: показатели рефракции, объем аккомодации, величины полей зрения, размеры слепого пятна, скорости адаптации, рабочий диапазон освещенности (яркости, время сохранения следа светового раздражения.
Во вторую группу входят базовые зрительные показатели : острота зрения, контрастная чувствительность, тонкость цветоразличения, диапазон восприятия скорости движения, пороги стереозрения и др.
Третью группу составляют комплексные показатели, отражающие совершенство работы высших зрительных механизмов, эффективность совместной деятельности зрительной и других систем (глазодвигательной системы, памяти и внимания) и определяющие зрительную работоспособность. Как отмечает Г. И. Рожкова, «. такие показатели имеют прямое отношение к познавательным способностям и обучаемости человека».
Нарушения показателей зрения первой и второй групп часто подмечаются родителями и самим ребенком.
Нарушения же комплексных показателей зрения зачастую остаются незамеченными, поскольку не влияют на повседневную жизнь ребенка и проявляются только в определенных осложненных условиях, ярким примером которых является обучение письму. Именно эти показатели рассматриваются коррекционными педагогами, логопедами, психоневрологами и психологами как серьезное препятствие для полноценного овладения чтением и письмом.
Экспериментальное сравнительное изучение школьников с хорошо сформированным чтением и учащихся с несформированностью этих навыков (дислексия и дисграфия) позволило четко выделить те зрительные функции, нарушение или недоразвитие которых препятствует правильному восприятию графической информации (букв, цифр, символов) и перекодированию ее в речевую информацию.
Зрительное восприятие - это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее они отражают раздражители. Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.
Зрительное восприятие - комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно-моторные координации, навыки зрительного обследования, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, константность восприятия.
Зрительные образы, как и любые психические образы, многомерны и сложны, они включают три уровня отражения: сенсорно-перцептивный, уровень представлений и вербально-логический уровень.
Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в памяти определяют, в конечном счете, эффективность формирования навыков письма и чтения. Нарушения зрительного восприятия ведут к трудностям выделения фигур, букв, цифр, их величины, соотношения частей, четкого дифференцирования различия и сходства близких по конфигурации или зеркальных элементов и др.
Зрительное восприятие состоит из большого числа функций, одной из которых является зрительно-моторная координация, которая в свою очередь является «согласованностью движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов».
Совершенствование зрительно-моторной координации предполагает обеспечение тесной связи мануальных и зрительных действий. Но это не механическое объединение работы двух анализаторов — зрительного и двигательного. В процессе развития координации «глаз — рука» создается сложная психологическая система межфункциональных связей.
Дефект зрения значительно осложняет ребенку в ранний период жизни формирование мануальных обследовательских действий (нарушена функция контроля, что отрицательно влияет на дальнейший ход развития зрительного восприятия. Поэтому как можно раньше следует проводить коррекционно-развивающую работу в этом направлении.
Хорошо развитая зрительно-моторная координация способствует формированию правильных графических навыков письма. Исследования показали, что 70 процентов детей, поступивших в школу с 7 лет, предметом вызвавшим наибольшие затруднения, назвали письмо. Среди детей, пришедших в школу с 6 лет таких оказалось 87,5 процента.
Письмо — сложный координационный навык, требующий сформированной зрительно-моторной координации, правильной координации всего тела, слаженной работы мышц всей руки и работы мелких мышц кисти. При недостатках зрительно-моторной координации отмечаются.
• неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную);
• трудность формирования траектории движения при выполнении графического элемента (буквы, цифры геометрической фигуры);
• неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие растянутые, разно наклонные буквы);
• тремор;
• очень медленный темп письма.
Изменение неправильно сформированного навыка письма требует много сил и времени. Это не только осложняет обучение письму, но и создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе.
Современные исследователи обнаружили тесную взаимосвязь между тонкой двигательной координацией и уровнем умственной работоспособности, между степенью овладения графическими навыками и школьной зрелостью, между качеством письма и успешностью всей учебной деятельности. Чтобы сформировать правильные графические навыки, работу по подготовке ребенка к обучению письму мы начинаем задолго до поступления ребенка в школу. Начинается эта работа с детьми двух-трехлетнего возраста и ведется по следующим направлениям.
1. Общее физическое развитие детей, формирование двигательных навыков, развитие координации движений, чувства ритма, «ручной умелости» — на физкультурных и музыкальных занятиях, в подвижных играх.
Исследования сотрудников факультета физической культуры РГПИ им А. И. Герцена (1985—1990 гг) показали, что хорошо организованная физкультурно-оздоровительная работа, физические упражнения, направленные на развитие пространственных представлений, координации движений, чувства ритма, «ручной умелости», являются важным фактором при овладении ребенком графикой письма.
Графические действия письма носят сенсомоторный характер. В каждом из них есть двигательная часть — выполнение движения и осуществление контроля за ним. Процесс формирования двигательного навыка письма подчиняется закономерностям формирования любого другого двигательного навыка. Следовательно, двигательный опыт ребенка может влиять на успешность его обучения письму.
2. Развитие мануальных и зрительных действий ребенка, совершенствование зрительно-моторной координации — на специальных занятиях и в коррекционных играх.
Психолого-педагогические исследования последних лет убедительно доказывают, что профилактика и коррекция именно сенсомоторной сферы ребенка позволяют создать необходимый базис для нормального функциогенеза речи, как, впрочем, и других высших психических функций.
Практика показывает, что при целенаправленной и систематической работе недостаточность зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации можно значительно уменьшить. Эта работа подчинена решению следующих задач:
• формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окружающей действительности, их положения в пространстве;
• расширение объема, точности и полноты зрительных восприятий и зрительной памяти;
• формирование умений наблюдать за объектом (в том числе за движущимся, зрительно обследовать его;
• совершенствование зрительно-двигательной координации;
• формирование навыков вербального описания зрительно воспринимаемых предметов и объектов, их свойств, явлений действительности.
В современных условиях интенсивного развития средств мультимедиа возрастает роль зрительного восприятия в переработке информации, важным компонентом которой является чтение и письмо.
Чтение и письмо начинаются со зрительного восприятия букв, слогов, слов. Правильность чтения во многом зависит от полноценности зрительного восприятия. Среди зрительных операций чтения и письма выделяют : восприятие буквенной символики; процесс ее опознания на основе сличения с имеющимися в памяти эталонами; последовательное сканирование графической информации и её воспроизведение.
Зрительные функции, обеспечивающие в дальнейшем эти операции чтения, формируются у ребенка постепенно в дошкольном периоде, но этот процесс носит спонтанный, неорганизованный характер. Ребенок учится видеть так же, как учится ходить и говорить. По мере обогащения перцептивного опыта ребенок вырабатывает индивидуальные способы анализа зрительной информации, которые и составляют основу установления связей между реальными предметами, их изображениями и символами.
Исследования механизмов и закономерностей письменной речи (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия, Р. Е. Левина, А. Н. Соколов и другие) создают научно-методическую основу для развития письменной речи в направлении своевременного созревания и применения потенциальных возможностей детей, учитывая специфические особенности и трудности в обучении письменной речи, поскольку письменная речь не является простым переводом устной речи в письменные знаки.
Характеристика психологической природы и механизмов письменной речи, данная в специальных исследованиях, является основой для многих дидактических и методических выводов. Письменная речь не есть результат развития только устной; последняя может способствовать развитию письменной речи тем, чтобы решить, в объеме своих возможностей, задачи созревания необходимых для письменной речи умений, а не тем, чтобы предоставить ей свои психические механизмы.
В дошкольном периоде возможные индивидуальные различия в стратегиях и уровнях сформированности зрительного восприятия не заметны для окружающих в повседневной жизни ребенка. Лишь с началом систематического обучения в школе, предъявляющего, как правило, единые, достаточно жесткие требования ко всем учащимся, индивидуальные особенности зрительного восприятия (трудности различения оптически близких признаков, недостаточная точность и объем восприятия и др.) некоторых детей могут стать серьезным препятствием для успешного усвоения чтения и письма.
Таким образом, мы видим, что точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в памяти определяют в конечном счете эффективность формирования навыков письма и чтения. Зрительно-моторная координация ребенка тесно связана с его зрительным восприятием, что в свою очередь является совокупностью процессов построения зрительного образа окружающего мира. Хорошо развитая зрительно-моторная координация способствует формированию правильных графических навыков письма.
Список литературы
1. Глушкова Г. Н. Профилактика оптической дисграфии у детей со зрительной патологией // Дошкольное образование. – 2009. - № 7.
2. Дудьев В. П. Психомоторика : Словарь-справочник – М: Высшая школа, 2008. – 317 с.
3. Лалаева Р. И., Бенедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. - СПб. : Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 318 с.
4. Рожкова Г. И. Механизмы возрастных изменений остроты зрения // Российский физиологический журнал (Тезисы докладов XIX Съезда Физиологического общества им. И. П. Павлова. Часть I, 2004. - № 8. (Т. 90.) – 512 с.
5. Рожкова Г. И. Механизмы возрастных изменений остроты зрения // Российский физиологический журнал (Тезисы докладов XIX Съезда Физиологи-ческого общества им. И. П. Павлова. Часть I, 2004. - № 8. (Т. 90.) - С. 340-341.
6. Русский язык: Энциклопедия. – М. : Советская энциклопедия, 1979. – 768 с.
7. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 1989. – 223 с.