Старикова Вера
Развитие зрительно-моторной координации у детей. Консультация для педагогов
Консультация
«Развитие зрительно – моторной координации у детей».
Говоря о развитии зрительно – моторной координации, важно поговорить о мелкой моторике рук у детей. Конечно, сочетание слов «мелкая моторика» известно каждому. Всем известно и то, что ее надо всячески развивать и что она в свою очередь влияет на становление речи ребёнка. Но часто мы забываем, что процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание и после того, как ребенок заговорил. Ведь от того, насколько точными станут движения его пальчиков, зависит успех в формировании и овладении письменной речью в дальнейшем.
Публикация «Развитие зрительно-моторной координации у детей, Консультация для педагогов» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Сегодня у большинства детей отмечается большое моторное отставание - многие дети в семь лет не могут застегнуть пуговицы или быстро и легко завязать шнурки на своих ботинках. Ребенок успешно читает и считает, но не умеет правильно держать ручку.
И существует множество способов развития ручного праксиса у ребёнка. Многие из них вы успешно применяете в своей ежедневной работе с детьми. Но мало просто работать над точностью и тонкостью движений руки ребёнка.
Необходимо учитывать объективные причины, из-за которых у многих детей возникают существенные трудности в школе, когда возникает необходимость скоординировать работу зрительного анализатора и двигательных навыков руки. Успешное выполнение работ по визуальным образцам возможно только при наличии координации зрительного анализа с двигательными реакциями, моторики пальцев ведущей руки.
Связи между зрительным анализом и движениями руки не существуют с рождения, они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности.
Существуют увлекательные способы обеспечения развития тонкой координации движений и ручной умелости.
Среди них – пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика требует минимум временных затрат и не требует дополнительного оборудования. К тому же ей можно заниматься с самыми маленькими детьми, которые с удовольствием повторяют движения и слова.
Различные упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук:
*опознание предмета на ощупь поочередно правой и левой рукой.
*катание карандаша между ладонями.
*перебирание мелких камешков, помещенных в сосуд или нахождение предметов в песке (крупе).
* шнуровка – шнуровать ботинки, использовать различные игрушки со шнурками, завязками, ленточками.
*повторение «фигур» выполненных пальцами взрослых. Выполнение такого задания развивает у ребенка зрительно – моторную координацию, так как происходит зеркальное выполнение «фигур», что для большинства детей очень трудно.
Игры с рисованием – обводить геометрические фигуры или контуры, проводить карандашом или пальцем по нарисованному заранее лабиринту. Чтобы задание не наскучило, лучше всего придумать сказочный сюжет. Обводить можно все, что попадется под руку: перевернутое блюдце, дно стакана, формочки для приготовления печений или кексов. Полезно также штрихование под различным углом наклона и с разной степенью густоты линий.
Игры с различными мелкими мозаиками, пуговицами, бусинками, прищепками, макаронами и так далее – выкладывание узоров по образцу или по желанию ребенка, перекладывание мелких предметов с места на место (по цвету, по размеру, нанизывание на шнурок. Здесь требуется не только ловкость пальчиков, но и глазомер. Главное не торопить малыша, а в нужный момент оказать помощь.
Связи между зрительным анализом и движением руки начинают складываться, когда ребенку приходиться выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, оперативно переводить визуально представленную информацию в ее двигательно-графический аналог.
Если ребенок много и с удовольствием строит, выкладывает мозаичные узоры или панно в соответствии с образцами, срисовывает изображение различных предметов или целые картины, то у него постепенно совершенствуется зрительно-моторная координация, формируется умение точно воспроизводить графические образцы – что является залогом успешного обучения в школе.
Не упускайте возможности несколько минут поиграть с ребенком в такие легкие, но полезные игры и упражнения и вы обязательно увидите положительный результат в его развитии.