Галина Бызова
Развитие эмпатии в речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Муниципального образования «Город Архангельск»
«Детский сад комбинированного вида № 178 «Россияночка»
Творческий театрализованный проект
«РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ В РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Проект коллективный (среди детей двух групп при участии родителей и музыкального руководителя, долгосрочный
Авторы: учитель-логопед Бызова Галина Николаевна
Воспитатели Андреева Мария Олеговна
Публикация «Развитие эмпатии в речи старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Эмпатия. Развитие эмпатии
- Темочки
Кушерекина Ольга Александровна
Актуальность:
Сочувствующие дети — здоровое общество. Может случиться так, что выживание рода человеческого будет зависеть от нашей способности проявить безграничное сострадание.
Эрик Хоффе
Каждый человек хочет жить в богатой и красивой стране, но еще больше — в стране, которую населяют добросердечные и отзывчивые люди, воспитанные на идеалах красоты, порядочности, душевной чуткости, сочувствия и содействия.
. Заповедь «Откликнись — посочувствуй — помоги!» остается по-прежнему значимой для сообщества людей. Действия взрослых направлены на то, чтобы помочь своим детям и воспитанникам научиться правильно жить среди других людей, быть эмоционально отзывчивыми. Но эти усилия не всегда достигают адекватных результатов: современный ребенок становится жестоким и безразличным. Почему? Одна из первопричин появления несочувствующих детей — это, как ни странно, задержка речевого развития. За последние двадцать лет число речевых нарушений у детей возросло более чем в шесть раз! А ведь речь — это не только внешне выраженное средство общения, это серьезная внутренняя работа: средство мышления и воображения, средство осознания своих переживаний и чувств, своего поведения и в конечном итоге себя в целом. Специалисты утверждают, что виной тому становится снижающееся живое, эмоционально непосредственное общение родителей со своими детьми. Его отсутствие не позволяет ребенку участвовать в диалоге своими эмоциями и чувствами. Не происходит накопления опыта чувствования, соучастия и содействия с первых лет жизни малыша. Детям неинтересно общаться со сверстниками, не о чем разговаривать, скучно друг с другом. Компенсация приходит в форме агрессивности и жестокости по отношению к другим детям. Что же делать педагогам? Прежде всего помочь родителям увидеть основной круг проблем в общении со своими детьми.
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии
эмпатии. В теории и практике дошкольного образования сегодня существует арсенал средств, развивающих эмпатию ребенка, Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, что создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений, базирующихся на механизмах (сочувствия, сопереживания, содействия).
Участники проекта: дети группы с ТНР, дети массовой группы в возрасте 5-7 лет, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель
Цель: Апробировать процесс развития эмпатии в речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Задачи проекта:
1. Изучение литературы по проблеме развития эмпатии в речи в старшем дошкольном возрасте в условиях театрализованной деятельности.
2. Изучить особенности развития эмпатии в речи детей старшего дошкольного возраста и возможности театрализованной деятельности в ее развитии.
3. Апробировать педагогическую технологию развития эмпатии в речи старших дошкольников в театрализованной деятельности.
Сроки реализации проекта: 2022-2024 учебный год.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Музыкальное развитие».
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап: изучение теоретического материала, изучение методической литературы; составление плана мероприятий (с сентября по октябрь).
Основной этап: реализация содержания проекта.
Заключительный этап: определение эффективности проекта, обобщение результатов реализации проекта (промежуточный результат апрель 2022 г, окончательный результат апрель 2024г.).
Возможные риски:
1. Низкая компетентность родителей в вопросах развития эмпатии в речи детей.
2. Родители не осознают, что взаимодействие педагогов и родителей- необходимое условие развития эмпатии в речи детей, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно;
3. Недостаток общения детей с близкими взрослыми, отсутствие совместного взаимодествия с ними.
Ожидаемый результат: Позитивные изменения в детях, (сочувствие, сопереживание, содействие и т. д.) появившиеся благодаря реализации проекта.
- Повышение компетентности родителей, в вопросах развития эмпатии в речи детей активизация их сознательного взаимодействия с ребенком.
- Самостоятельное использование родителями материалов с библиотеки игр и упражнений «Домашняя игротека», использовать материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда» и «Электронной газеты»;
- Возрастание авторитета ДОУ среди родителей воспитанников, увеличение доли участия семьи в воспитательном процессе;
Использование разнообразных форм работы с родителями даст определенные результаты Родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч с педагогами.
Р Раздел плана Содержание деятельности Сроки реализации Практические выходы
Реализация Изучение методической литературы, интернет ресурсов по развитию эмпатии в речи у старших дошкольников.
Изучение особенностей эмпатии у детей старшего дошкольного возраста и отношения старших дошкольников к театрализованной деятельности.
Обогащение
эмпатийного опыта.
Создание предметно - развивающей среды в группе.
Активизация полученных представлений об Эмпатии
Октябрь
В течение года
Апрель Подбор и изучение литературы по данной теме
Проведение диагностики, анализ социально нравственного уровня детей.
Сделать подборку произведений для театрализации.
Оформить театральный уголок.
Постановка спектакля.
Р Работа с детьми Проведение диагностики, анализ социально -нравственного уровня детей.
Проведение театрализованных игр – путешествий.
Подготовка мини спектакля.
Участие в мини спектакле.
Организованная деятельность: разучивание с детьми стихотворений, пересказ рассказов, сказок. по плану работы на год
по плану работы на год Проведение диагностики.
Проведение всех мероприятий.
Проект, фотоотчет
Конспекты бесед.
Литературная гостиная «Чему учат наши любимые сказки?». Показ спектакля «Кошкин дом»
Премьера спектакля «Красная шапочка на новый лад»
Р Работа с родителям Консультация «Воспитания в ребенке чувства эмпатии» Консультация «Развитие эмпатии через театрализованную деятельность»
Подготовка материала в уголок для родителей.
Подбор и изготовление памяток о развитии эмпатии у детей. В течение года
Оформление папки для родителей «Консультации для родителей»
Фотоотчет
Наличие буклетов, папок передвижек.
Распространение памяток.