Елена Шеховцова
Развитие эмпатии детей старшего дошкольного возраста в игре
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРЕ.
В современных условиях дошкольное образование предусматривает реализацию целевых ориентиров, представленных в рамках федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В соответствии данным нормативным актом социализация ребенка дошкольного возраста, его коммуникативное и эмоциональное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». В его рамках ведущее место занимают задачи, связанные с развитием способности детей к эмпатийным переживаниям; расширением представлений дошкольника о национальных, нравственных ценностях социокультурного окружения; пополнением опыта сопереживания; формированием личности способной к восприятию эмоциональных проявлений других людей; сопереживанию, сочувствию.
Публикация «Развитие эмпатии детей старшего дошкольного возраста в игре» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Эмпатия. Развитие эмпатии
- Темочки
В настоящее время вопрос о развитии эмпатии относится к числу менее изученных, но интересных вопросов современной педагогической и психологической науках. Проблемой эмпатии занимались такие известные ученые как Л. И. Божович, Е. И. Изотова, Я. З. Неверович, Н. Н. Обозов, Л. П. Стрелкова, И. М. Юсупов и другие. Понятие эмпатии, а также ее особенности и виды раскрыты в трудах T.П. Гавриловой, Ю. A. Менджерицкой и др. Чаще всего эмпатию рассматривают как системное образование, которое включает в себя когнитивный (понимание эмоционального состояния другого человека, эмоциональный (сопереживание или сочувствие, которые испытывает субъект к другому лицу, действенный (активная помощь объекту эмпатии) компоненты. В тоже время В. Бойко, например, считал эмпатию формой рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека. Исследователи Е. И. Изотова, Л. П. Стрелкова, В. Ю. Юсупов и др. выделяют различные формы протекания эмпатийных переживаний, фазы развития эмоциональной (эмпатической) регуляции: сопереживание, сочувствие, содействие. В отечественной психологии данные формы трактуются следующих значениях.
Сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним.
Сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека. Сочувствие, в отличие от сопереживания, – осознанная, обобщённая форма переживания, включающая нравственное знание и осмысление собственного опыта.
Содействие – стремление оказать действенную помощь.
Рассматривая эмпатию как процесс (механизм) Н. Н. Обозов включает в него когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. По его мнению, эмпатия имеет три уровня. Первый уровень - проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния. Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию в виде не только понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического отреагирования. Третий уровень эмпатии – высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и действенные компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой, но и действенной.
В старшем дошкольном возрасте эмпатия имеет свои специфические проявления. Они связаны с преобразованием непосредственного эмоционального реагирования ребенка в форму эмпатийного переживания, обусловленного опытом нравственных ценностей и отношений.
Можно выделить этапы развития эмпатии у детей дошкольного возраста.
1-й этап – «язык эмоции» или «познаю себя» : ситуация сочувствия-констанции. Освоение языка эмоции, фиксирование на эмоциональных состояниях и их распознание включает в себя:
– выделение зафиксированной эмоции (пиктограммы, картинки, иллюстрации к книге, фото. Проявлений с содержательным фоном и без него, «конструирование эмоции»)
– распознание интонации и интонированной речи (звуковые эмоциональные записи – смех, плач, крик, музыкальные эмоциональные образы).
– обучение пантомимике, жесту, позе, выразительному движению (изображение и угадывание различных эмоционально выразительных движений, распознание изображенного жеста, «ожившие картинки».
– речевую поведенческую этику на эмоциональной основе (различные формы этикета, Вежливые формы, вежливые выражения);
2-й этап «язык чувств и переживаний» или «Я – другой человек» ситуация сочувствия – переживания.
3-й этап «нравственные беседы» или содействие.
Так как игра является наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного посредством игровой деятельности следует проводить в игровой форме: вначале должны доминировать игры, ориентированные на констатацию эмоциональных состояний, т. е. на повышение уровня эмоционального компонента эмпатии; далее важны игры, направленные на восприятие внутреннего мира, чувств и переживаний другого человека, т. е. на развитие когнитивного компонента эмпатии, а также игры, содействующее развитию действенного компонента эмпатии. С педагогической точки зрения, развитие эмпатии в игровой деятельности обусловлены следующими ее характеристиками:
1) коллективная форма организации игры удовлетворяет потребность детей старшего дошкольного возраста в совместном сотрудничестве и совместной игровой деятельности;
2) совместное игровое взаимодействие с одной стороны предполагает наличие эмпатийных умений (договариваться, учитывая интересы друг друга; оказывать взаимопомощь; проявлять сочувствие, сопереживание, с другой - в игре ребенок обогащает опыт эмпатийного поведения, обусловленный необходимостью согласовывать свои действия с действиями и интересами других участников, проживанием жизни своих героев, анализом их поступков;
3) интенсивность переживаний детей в процессе игровой деятельности, влияет на характер поведения ребенка, оставляя глубокий след в его сознании;
4) принимая участие в игре, ребенок берет на себя определенную роль и это дает ощущение эмоционального единства и сопричастности с ними, а также позволяет выражать собственные, присущие детям чувства и обогащать свой эмоционально-чувственный опыт;
5) способность к идентификации с полюбившимися героями позволяет через образы игры обеспечивать усвоение различных образцов действий и поступков, что дает возможность детям не только глубже понять и узнать свой внутренний мир, но и учит делать нравственный выбор;
6) потребность в благополучии другого, отраженная в переживаниях, полученных в игровой деятельности, может стать устойчивым мотивом поведения субъекта данной деятельности, а многократно повторяющиеся эмпатийные состояния сочувствия и сопереживания, в свою очередь становятся устойчивым свойством личности. Игра заставляет детей по-настоящему переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи, – симпатию, сочувствие к больным, к детям, уважение к старшим.
Могут быть использованы такие игры на развитие эмпатии детей старшего дошкольного возраста по трем направлениям : эмоционального компонента «Два зеркала», «Немое кино», «Колечко», на формирование у детей представлений о внутреннем мире человека, развитие умения сопереживать другим людям «Оживший холодильник», «Барахолка», «Скульптор», игры на развитие поведенческого компонента эмпатии «Расколдуй принцессу», «Поводыри», «Сиамские близнецы».
В целом, развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста будет реализовываться посредством игровой деятельности эффективно, если правильно подобраны игры с учетом их возрастных особенностей, воспитательной ценности и возможности вовлечения в разнообразную увлекательную совместную деятельность, содействующую формированию эмпатии и внимания друг к другу; осуществляется поэтапная реализация методики использования игр в воспитательной работе, направленной на развитие у детей способности эмоционально откликаться на состояние другого, умений правильно распознавать эмоциональное состояние человека, выражать сопереживание, сочувствие, стремление к содействию и, наконец, оказывать реальное содействие и пр.
В результате практической реализации подобранных комплексов игр дети старшего дошкольного возраста четче научились описывать свое настроение, распознавать настроение других; повысились способности к установлению взаимодействия и внимания друг к другу. Они стали охотнее помогать сверстникам и поддерживать товарищей по общению, а также развились мимические и пантомимические способности детей.
Список литературы:
1. Басова, А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / А. Г. Басова // Молодой ученый. – 2012. – №8. – С. 254-256.
2. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве [Текст] / Г. М. Бреслав. – Москва : Просвещение, 1990. – 126 с.
3. Гущина, У. В. Развитие эмпатии у дошкольников 5–6 лет [Текст] / У. В. Гущина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 256–260
4. Ежкова, Н. С. Эмоционально-ценностное развитие дошкольников [Текст] / H. C. Ежкова. – Тула : Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2000. – 175 с.
5. Жарова, Д. В. Формирование эмпатии в дошкольном возрасте [Текст] / Д. В. Жарова, Е. В. Иванова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1621-1625.
6. Зайцева, О. Ю. Изучение эмпатии у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. Ю. Зайцева, И. В. Михайлова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – №3. – С. 210-2013.
7. Кондрашова, Н. В. Развитие эмпатии у детей 6–7 лет в процессе игровой деятельности [Текст] / Н. В. Кондрашова, Я. И. Фурман // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 296-300.
8. Назарова, А. Г. Развитие эмпатии в старшем дошкольном возрасте [Текст] / А. Г. Назарова // Научное обозрение: педагогические науки. – 2019. – №4. – С. 95-97
9. Обозов, Н. Н. Психологическая культура взаимных отношений [Текст] / Н. Н. Обозов. – Москва : Знание, 2006. – 47 с.
10. Овчаренко, Е. Р. Педагогические условия развития эмпатии детей 5 – 7 лет [Текст] / Е. Р. Овчаренко // Начальная школа плюс: До и После. – 2003. – №10. – С. 11-15.
11. Стрелкова, Л. П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников [Текст] / Л. П. Стрелкова: автореферат диссертации кандидата психологических наук. – Москва, 1987. – 24 c.