Лариса Никитина
Проект «Развитие эмоций в театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 «Ромашка» общеразвивающего вида
п. Советский Республики Марий Эл
Развитие эмоций в театрализованной деятельности.
(педагогический проект)
Выполнила:
Никитина Л. В., воспитатель МДОУ №5
«Ромашка» общеразвивающего вида
п. Советский Республики Марий Эл
2013 г.
Информационная характеристика педагогического проекта
Публикация «Проект „Развитие эмоций в театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Автор проекта : Никитина Л. В., воспитатель МДОУ №5 «Ромашка» общеразвивающего вида п. Советский Республики Марий Эл
Вид проекта : познавательно-творческий
Исполнители проекта :
дети группы,
родители воспитанников,
воспитатели ДОУ,
старший воспитатель.
Заказчик проекта : администрация МДОУ №5 «Ромашка» общеразвивающего вида п. Советский Республики Марий Эл
База экспериментальной работы: средняя группа МДОУ №5 «Ромашка» общеразвивающего вида п. Советский Республики Марий Эл
Сроки работы по проекту : ноябрь 2013 г. – декабрь 2014 г.
Актуальность
Театрализованная деятельность обладает высоким потенциалом в развитии эмоций и чувств человека, создаёт все условия, в которых каждый ребёнок может передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии. А умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу. Он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, то есть становится социально компетентным.
Программа
Цель: поиск путей социально – эмоционального развития детей и создание благоприятной психологической атмосферы и использование театрально-художественной деятельности для развития эмоциональной сферы детей.
Задачи:
- формировать умения детей создавать нужные эмоции;
- знакомить детей с видами театра;
- обеспечить поэтапное освоение детьми видов творчества;
- совершенствовать артистические навыки детей;
-формировать умения регулировать свои эмоциональные состояния;
-работать с детьми над речью, интонацией;
-пробуждать способность живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;
Гипотеза если в работе с детьми постоянно использовать игры, упражнения, задания по различным сюжетам сказок и литературных произведений, использовать такие виды театрализованной деятельности как : просмотры кукольных спектаклей, игры-драматизации, инсценировки; различные виды театра (театр теней, пальчиковый театр, картонажный театр, театр ростовых кукол, просто кукольный театр для рук, настольный театр и т. д.) в определённой системе, то это будет способствовать развитию у детей положительного эмоционально-чувственного опыта, а именно различать и дифференцировать эмоции.
Новизна заключается в разработке пошаговой модели театрализованной деятельности с детьми, направленной на развитие у них эмоциональной
отзывчивости, фантазии и воображения, строящейся не только на классических, но и современных произведениях и мультфильмах.
Средства для решения задачи:
• Создание развивающей среды.
• Научно-методическая литература.
• Изучение передового опыта.
• Диагностика.
• Игры, упражнения, этюды на развитие эмоций детей.
• Фронтальные и подгрупповые занятия.
• Работа с родителями.
Ожидаемые результаты:
-Научить детей передавать различные эмоциональные состояния при помощи выразительных движений, мимики, позы, жестов, интонации.
- Научить детей выразительно передавать образы персонажей с характерной интонацией, дикцией.
- Научить владеть навыком построения диалогов между персонажами – героями сказок.
-Научить детей описывать свои эмоциональные состояния не только словами, но и передавать их жестами, мимикой, движениями.
Формы организации работы:
-Непосредственно-образовательная деятельность, обеспечивающая наглядность, системность, доступность, смену деятельности.
-Совместная и самостоятельная деятельность в непосредственной
образовательной деятельности.
-Игровая деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые, настольно - печатные, подвижные).
Методы и приё мы обучения:
- Игровые методы.
-Наглядные методы с поэтапным характером обучения и выполнения заданий.
- Творческая деятельность (игровое творчество, песенное танцевальное)
- Индивидуальная работа.
-Интеллектуальное сотрудничество (совместный поиск решений, коллективное размышление.)
-Не травмирующая оценка.
Этапы и пути реализации проекта
1 этап - подготовительный
Задачи Мероприятия Сроки
Подготовить условия для реализации театрализованной деятельности по проекту.
Подбор и анализ литературы, иллюстрированного материала.
Составление перспективного плана. Знакомства с видами театра.
Подбор материала для создания картотек этюдов и театрализованных игр.
Составление списка необходимого материала.
Сбор атрибутов для театрализованных игр.
Подбор дидактических игр.
Сентябрь-Октябрь 2013г.
Октябрь-
Ноябрь
Определить наиболее эффективные методы работы с родителями. 1Родительское собрание по теме: «Эмоции в жизни ребенка»
Анкетирование родителей по теме собрания
2. Индивидуальные беседы с родителями.
ноябрь 2013г.
2 этап - практический
1. Выработка системы воспитательно-образовательной работы по театрализованной деятельности.
2. Создать соответствующую среду 1. Организация кружковой работы по театрализованной деятельности.
2. Составление конспектов занятий. 3. Знакомство с пиктограммами.
1. Оформление театрального уголка :
-Изготовление театральных масок ;
-Пальчиковый театр;
-Конусный театр;
-Театр на фланелеграфе;
-Настольный театр ;
-Ширмы, декорации.
2. Подбор наглядно- дидактических пособий по театрализованной деятельности.
3. Подбор атрибутов для театрализованных игр.
4. Создание картотек этюдов, игр на развитие эмоций.
5. Артикулиционная гимнастика 1 раз в неделю
Ноябрь2012 -2014гг
Май 2013г
Ноябрь 2012-2014
Декабрь2012-2014
Декабрь2012-2014
Январь2012
постоянно
Работа с родителями. Расширять знания родителей о значении театрализованных игр.
Изготовление атрибутов для театрализованного уголка совместно с родителями.
Консультация для родителей по теме: «Формирование эмоций у вашего ребенка.
Семинар -практикум для родителей, советы по организации игр.
Постоянно
Февраль2013
Март2013
4. Обучение детей театрализованной деятельности. 1. Чтение художественной литературы (сказок).
2. Беседы по прочитанным сказкам, о видах театров.
3. Игры –драматизации, игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей.
4. Отгадывание загадок о героях сказок.
5. Разыгрывание этюдов, этюды на выражение эмоций.
6. Открытый просмотр развлечения по театрализованной деятельности «Сюрприз для пчелки» .
7. Драматизация сказки «Репка».
8. Изготовление родителями атрибутов и костюмов к сказке «Теремок» .
9. Открытый просмотр сказки «Теремок». постоянно
Декабрь 2013
Февраль 2014
3 этап - обобщающий
1. Определить эффективность работы по проекту.
1. Провести диагностику и проанализировать результаты.
2. Выступление на педсовете по результатам работы.
3. Родительское собрание «Наши достижения».
апрель 2014
2. Закрепление умений детей использовать полученные знания.
1. Итоговое занятие на тему: «Выражение эмоций посредством театрализованной игры.
2. Подвижные игры «Курочка и цыплята», «Котята», «Курочка хохлатка», Смелые мышки».
3. Пантомимические этюды «Гордый петушок»,
«Пугливый мышонок», «Пчела», «Лягушка» Май 2014
В течение года
3. Систематизация набранного материала. Составление картотеки игр по теме.
Диагностика:
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие/ под ред. Е. А. Стребелевой.
-М. :Просвещение, 2004.
Литература:
- Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2006.
-Зацепина М. Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности. М. ТЦ. Сфера 2010.
- Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам. - М. : Просвещение, 1969.
-Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
-Интернет ресурсы.