Ольга Зубова
Развитие элементарных математических представлений посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Для современной педагогики характерно широкое использование игры как средство воспитания и развития дошкольников. При целенаправленном и активном руководстве её взрослыми (З. В. Лиштван, Т. А. Маркова, Н. С. Пантина, П. Г. Саморукова и др.). Игра, по выражению А. В. Запорожца – это эмоциональная деятельность, эффективность обучения в ней в большей степени зависит от отношения к тому, кто обучает, к заданию, которое даётся детям. Обучение с помощью игры позволяет в доступной и интересной форме развивать познавательные процессы детей дошкольного возраста. Яркая позитивная эмоциональная окраска игры способствует формированию эмоциональной сферы ребенка. Она служит важным показателем развития эмоций ребёнка на этом этапе. Эмоциональное развитие ребёнка идет именно в игровой деятельности следовательно, и развитие элементарных математических представлений через игру, является естественным видом деятельности. Именно в игровой деятельности наблюдается устойчивое внимание, наиболее успешно ребёнок выделяет правильные действия среди всех тех действий которые он воспроизводил, но они все оказались неудачными, формирует положительное отношение с познанию, возрастает речевая активность, развивается мышление, устанавливаются существенные связи между предметами и явлениями. Так как в игре они имеют наиболее наглядную представленность и могут быть познаны ребенком в наиболее доступной для него форме.
Публикация «Развитие элементарных математических представлений посредством игровой деятельности» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Исследования А. К. Бондаренко А. И. Сорокиной и др. Показали, что познавательные и развивающие игры могут использоваться для успешного обучения детей. С помощью познавательных игр решаются различные учебные задачи: Формирование навыков умственной деятельности детей и умений использовать приобретенные знания в новых ситуациях.
Содержание практической деятельности включает в себя : свойство геометрических фигур, представление об отношения между числами, целым и его частью, представление о пространственных и временных отношениях, представление о порядковом и количественном значение числа, представление о числах и алгоритмах. В играх у детей развиваются способности к рассуждению, самоконтролю, умение переносить усвоенное в новые ситуации, постепенное усложнение заданий в развивающих играх обеспечивает активную познавательную деятельность.
Одна из самых первых игр, которую любят дети любого возраста: игралочка (два кубика с точкой). Игра «Квадрат Воскобовича или волшебный квадрат» учит детей анализировать плоскостную картинку, дети самостоятельно путём подбора и проб находят ответ. В игре с квадратом хорошо развивается логическое мышление и пространственное отношение. Задачи игры-палочки объединяются в три группы (по степени сложности). На составление заданной фигуры из определённого количества палочек, задачи на изменение фигур для решения которых нужно убрать определённое количество палочек, задачи на смекалку решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменить фигуру. По мере овладения детьми приёмами решения задач головоломок изменяется соотношение их действий и рассуждений. Особое место отводится играм Б. П. Никитина и З. А. Михайловой – они очень увлекают детей любого возраста. «Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уголки», «Куб хамелеон» и т. д. Нет необходимости описывать их ценные качества, достаточно посмотреть, как в них играют дети. Этим играм нет предела, как в фантазиях детей, так и в работе по заданиям. Такие игры не перегружают детей ни умственно, ни физически. Очевидно, что интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, то есть в интерес к математике.