Елизавета Малеванец
Развитие внимания у школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Л. С. Витотский проследил генезис высших механизмов внимания, предложив для этого экспериментально-генетический метод. Он предполагает создание ситуации, когда ребенок встает перед необходимостью овладеть своим вниманием с помощью внешних стимулов-средств. Осуществлением этой задачи занимался А. М. Леонтьев, который разработал функциональную методику двойной стимуляции для исследования опосредованных процессов внимания (игра в вопросы и ответы по типу игры в фанты с запрещением "да-нет не говорите, белое-черное не покупайте").
Публикация «Развитие внимания у школьников» размещена в разделах
Л. С. Выготский считал, что культурное развитие внимания начинается в раннем возрасте. Это развитие имеет социальный характер. Ребенок во время врастания в социальную среду, в процессе приспособления к этой среде развивает и формирует произвольное внимание. Истоки этого внимания находятся вне личности ребенка. Само собой органическое, или натуральное, внимание никогда бы не привело к возникновению произвольного внимания. Она формируется благодаря тому, что люди вокруг ребенка с помощью определенных стимулов и средств направляют ее внимание, управляют ею, то есть дают ребенку в руки те средства, на основании которых он в дальнейшем овладевает своим вниманием по такому же типу.
А. Н. Леонтьев, развивая идеи Л. С. Выготского, писал, что развитие внешнего опосредованного внимания идет быстрее, чем развитие его в целом, а тем более - "натурального" внимания. В школьном возрасте наступает перелом в развитии внимания. Внешнее опосредованное внимание постепенно становится внутренним опосредованным.
Соотношение между произвольным и непроизвольным вниманием меняется в пользу произвольного, начиная с дошкольного возраста. Максимального развития произвольное внимание достигает в школьном возрасте, а впоследствии указанное соотношение выявляет тенденцию к уравниванию. Эта тенденция связана с тем, что в процессе своего развития система действий из внешней постепенно превращается во внутреннюю.
Общая последовательность культурного развития внимания, согласно взглядам Л. С. Выготского, заключается в том, что развитие внимания ребенка после его рождения попадает в сложную ситуацию двойной стимуляции. С одной стороны, вещи, предметы и явления привлекают к себе внимание своими свойствами, а с другой - внимание ребенка направляют соответствующие стимулы-указания взрослых, какими являются слова. Постепенно ребенок сам начинает пользоваться словом и звуком как средством-инструкцией, то есть обращать внимание взрослых на интересующий его объект.
С приходом ребенка в школу произвольное внимание прогрессирует. Формирование навыков учебной деятельности происходит под влиянием выявления школьником регулятивной функции внимания. Из-за несовершенства тормозных механизмов, являющихся основой осуществления регулятивной функции внимания, далеко не все младшие школьники обладают своим вниманием. Вследствие повышенной возбудимости им не удается проявлять устойчивость произвольного внимания. В этом плане увеличиваются возможности школьников 9-10 лет.
Одной из особенностей произвольного внимания младших школьников является низкий уровень ее избирательности, дифференцированности. Так, прилежный младший школьник пытается охватить все объяснение учителя, не различая в нем существенное и второстепенное. Ученики младших классов почти на одном уровне фиксируют и основное, и второстепенное.
Совершенствование механизмов внимания детерминирует развитие ее свойств : устойчивости, концентрации, переключения, распределения и объема. Если у младших школьников есть интерес к объекту или предмету, степень сосредоточенности внимания на нем может быть высокой. Но продолжительность сосредоточенного состояния у учащихся невелика.
Обучение создает условия для формирования у школьников навыков переключения и распределения внимания. Ученики третьего класса уже умеют распределить внимание на содержание задачи, на свою осанку во время письма и на объяснения учителя. На фоне возрастных тенденций развития внимания у младших школьников выявляются индивидуальные различия. Они касаются продуктивности внимания в зависимости от ведущей роли определенного выдутая свойств внимания, от динамики обнаружения их в течение дня, пиков активности внимания в этом промежутке времени.
У подростков увеличивается степень избирательности произвольного внимания, концентрации внимания на более существенных моментах учебного материала.
В целом развитие произвольного внимания и формирование навыков учебной деятельности происходят во взаимосвязи и во взаимовлиянии, а потому в подростковом и старшем школьном возрасте активно развиваются все свойства внимания : повышается ее устойчивость, растет объем, улучшается способность к распределению и переключению.
Правильное построение учебного процесса способствует выработке не только навыков направления своего внимания на достижение цели, но и привычки аккуратно и добросовестно выполнять задания. Внешняя регуляция внимания школьников, систематический контроль старших порождают у учащихся способность к саморегуляции и самоконтролю, что является одновременно и моментом личностного само созидание.