Ирина Кравец
Развитие у детей основных психических процессов средствами комплексных развивающих занятий с участием родителей.
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие у детей дошкольного возраста основных психических процессов средствами комплексных развивающих занятий с участием родителей».
Программа для родителей и детей «Дружным кругом».
Актуальность проблемы.
Публикация «Развитие у детей основных психических процессов средствами комплексных развивающих занятий с участием родителей,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. В детском саду он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Неоспоримо, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Поиск новых форм взаимодействия с родителями натолкнул нас на проведение совместных игровых занятий. Опыт проведения совместных игровых занятий показал и нам, и родителям не только значимость и важность такой работы с точки зрения воспитательно-образовательного процесса, но и ценность нашей программы для развития детей. Заряд положительных эмоций, которые родители получили на занятиях, послужил толчком к их более плодотворному сотрудничеству с детским садом. Исходя из поставленной цели, я считаю, что выбранная мною тема в настоящее время очень актуальна и даёт педагогу возможность для творчества.
Цель программы: Создать условия для совместной деятельности родителей и детей, привлечь внимание родителей к образовательной деятельности средствами комплексных развивающих занятий.
Задачи:
1. Развитие регуляторных и психических процессов у детей (внимания, памяти, мышления, воображения, речи).
2. Развитие коммуникативных навыков у детей и их родителей :
• умение принимать и уважать позицию другого человека,
• умение слушать и слышать себя и других людей,
• умение понятно и социально-приемлемыми способами выражать свои чувства, желания, мнения,
• находить пути выхода из конфликта, повышение самооценки.
3. Развитие творческих способностей.
4. Установление доверительных отношений между родителями и детьми.
Возраст детей : от 4 до 7 лет (средняя, старшая и подготовительная группы).
Работа проводилась в три последовательных этапа:
• Средняя группа.
Игротренинг с родителями «Навстречу друг – другу». Создание условий для тесного контакта родителя и ребёнка, а также формирование искренних и эмоционально- насыщенных отношений между ними.
• Старшая группа.
Развитие у детей дошкольного возраста основных коммуникативных навыков и психических процессов средствами комплексных развивающих занятий с участием родителей «Дружным кругом».
• Подготовительная группа. Развитие регуляторных и психических процессов у детей средствами комплексных развивающих занятий с участием родителей «Игротека».
Данная методическая разработка поможет воспитателям ДОУ планомерно и последовательно использовать предложенный материал для развития интеллектуальных способностей и коммуникативных навыков у детей 5-7 лет, а так же привлечь внимание родителей к образовательной деятельности МДОУ и наладить тесное эффективное взаимодействие.
Интеграция образовательных областей:
1. Образовательная область «Познание» : Развитие психических процессов у детей : внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Расширение кругозора детей, сенсорное развитие.
2. Образовательная область «Коммуникация» : развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми и родителями, пополнение словаря детей, умение понятно и социально-приемлемыми способами выражать свои чувства, желания и мнения.
3. Образовательная область «Чтение художественной литературы» : чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.
4. Образовательная область «Художественное творчество» : участие в создании индивидуальных и коллективных рисунков, сюжетных композиций, использование различных материалов и способов для создания изображения. Развитие продуктивной деятельности детей.
5. Образовательная область «Социализация» : приобщение к общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, объективное оценивание своих возможностей, способность преодолевать трудности, находить пути выхода из конфликта, повышение самооценки.
6. Образовательная область «Музыка» : приобщение к звукам природы и музыки через аудиозаписи.
7. Образовательная область «Труд» : воспитание уважительного, ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.
8. Образовательная область «Здоровье» : формирование правильной осанки при выполнении работы, формирование желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и физкультминуток.
Организация непосредственной образовательной деятельности:
Программа рассчитана на совместную образовательную деятельность детей дошкольников и их родителей во вторую половину дня. Проводиться в течение 3 лет. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляет 20-35 минут. Занятия проводятся 2 раз в квартал. Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами. Важно отметить, что проводит такие занятия воспитатель, а в качестве помощников выступают психолог и физической культуре, который координирует действия родителей и детей.
Результативность освоения программы отслеживается в начале и в конце учебного года в ходе диагностики познавательных процессов, которая проводится педагогом-психологом ДОУ. По результатам диагностики можно судить об изменениях в развитии дошкольников в каждый возрастной период. Все результаты заносятся в сводную таблицу. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
Ожидаемый результат:
1. Расширяется граница познания, дети работают в зоне ближайшего развития.
2. Идёт взаимное обучение и взаимопознание детей и их родителей.
3. Дети и родители окунаются в особую атмосферу творчества и сотрудничества.
4. Дети занимаются в атмосфере доброжелательности, веры в успех каждого, что помогает раскрыться индивидуальным особенностям каждого ребёнка и поверить в свои силы.
5. Улучшается микроклимат в семье (меньше ссор, общие темы для общения, общие игры).
Перспективный план работы по развитию у детей дошкольного возраста основных психических процессов средствами комплексных развивающих занятий с участием родителей. Средняя группа №6 (возраст детей 4-5 лет). 2010-2011 учебный год. Педагог: Кравец Ирина Александровна.
Время проведения № Задачи
I квартал Занятие №1. 1 Организация совместного игрового пространства для родителей и детей в детском саду.
2 Помочь приобрести родителям и детям целостный чувственный опыт партнерского доверительного взаимодействия друг с другом в совместной двигательно – игровой деятельности
3 Формирование интереса к совместным занятиям и играм у детей и родителей.
4 Развитие рефлексии.
Занятие №2.
II квартал
Занятие №3. 1 Содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости, удовольствия от совместных игр.
2 Способствовать осознанию родителями значения игр для физического и психического развития детей.
3 Формирование чувства доверия к окружающим людям, рефлексии всех участников.
4 Способствовать обогащению и углублению знаний друг о друге родителя и ребенка.
Занятие №4.
III квартал Занятие №5. 1 Расширить у родителей опыт действенного выражения своего отношения к ребенку.
2 Способствовать развитию и совершенствованию функциональных систем организма, двигательных навыков и качеств, психических процессов, рефлексии, эмпатии и качеств личности участников занятий.
3 Формирование чувства доверия между участниками.
4 Формировать умение принимать и уважать позицию другого человека.
5 Формирование интереса к совместным занятиям и играм у детей и родителей.
Занятие №6.
Конец года Занятие №7. 5 Создание доверительной атмосферы среди участников группы.
6 Формирование интереса к совместным занятиям и играм у детей и родителей.
7 Формирование рефлексии всех участников.
Перспективный план работы по развитию у детей дошкольного возраста основных психических процессов средствами комплексных развивающих занятий с участием родителей. Старшая группа №6 (возраст детей 5-6 лет). 2011-2012 учебный год. Педагог: Кравец Ирина Александровна.
Время проведения № Тема Цель Задачи
I квартал 1. «Знакомство» Установление доверительных отношений между родителями и детьми. 1. Развитие коммуникативных навыков.
2. Формирование умения слушать и слышать себя и других людей.
3. Развитие речи и творческих способностей.
2. «Общение» Сплочение участников группы, создание атмосферы взаимного доверия. 1 Раскрепощение участников группы.
2 Развитие вербальных и невербальных средств общения.
3 Формирование интереса к совместным занятиям и играм у детей и родителей.
4 Развитие рефлексии.
II квартал
3. «Доверие» Формирование чувства доверия к окружающим людям. 1. Развитие сосредоточенности и переключаемости внимания.
2. Тренировка в стереогнозе.
3. Повышение самооценки.
4. Создание доверительной атмосферы среди участников группы.
4. «Играем вместе» Развитие регуляторных и познавательных процессов у детей, коммуникативных навыков. 1. Развитие познавательных процессов у детей : памяти, мышления, речи.
2. Развитие координации и быстроты движений.
3. Формирование умения слушать и слышать себя и других людей.
4. Формирование чувства доверия к окружающим людям, рефлексии всех участников.
III квартал 5. «Сочинялки» Развитие воображения и креативности. Создание чувства общности между участниками группы. 1. Развитие познавательных процессов у детей : внимания, воображения, речи.
2. Формирование интереса к совместным занятиям и играм у детей и родителей.
3. Активизация тактильной чувствительности.
4. Формирование чувства доверия и рефлексии между участниками.
6. «Давайте поговорим» Развитие коммуникативных навыков у детей и родителей.
1. Формировать умение принимать и уважать позицию другого человека.
2. Развивать умение понятно и социально- приемлемыми способами выражать свои чувства, желания, мнения.
3. Формирование умения слушать и слышать себя и других людей.
4. Формирование чувства доверия к окружающим людям, рефлексии всех участников.
Конец года 7. Итоговое занятие : «Вместе веселее» Создание чувства общности между участниками группы. Создание доверительной атмосферы среди участников группы.
Формирование интереса к совместным занятиям и играм у детей и родителей.
Формирование рефлексии всех участников.
Перспективный план работы по развитию у детей дошкольного возраста основных психических процессов средствами комплексных развивающих занятий с участием родителей. Подготовительная группа №6 (возраст детей 6-7 лет). 2012-2013 учебный год. Педагог: Кравец Ирина Александровна.
Время проведения № Тема Задачи
I квартал Занятие №1. Память 1 Развитие тактильной, слуховой и зрительной памяти.
2 Развивать умение классифицировать и обобщать по понятийному признаку.
3 Формирование произвольности внимания.
4 Формировать умение слушать и слышать себя и других людей.
5 Формирование интереса к совместным занятиям и играм у детей и родителей.
6 Развитие рефлексии.
Занятие №2.
II квартал
Занятие №3. Память 1. Развитие сосредоточенности и переключаемости внимания.
2. Развитие познавательных процессов у детей : слуховой, зрительной, смысловой и двигательной памяти, мышления, речи.
3. Формирование умения слушать и слышать себя и других людей.
4. Формирование чувства доверия к окружающим людям, рефлексии всех участников.
5. Повышение самооценки и уверенности в своих силах.
6. Формирование интереса к совместным занятиям и играм у детей и родителей.
Занятие №4.
III квартал Занятие №5. Развитие мышления 1. Развитие переключаемости и концентрации внимания.
2. Развивать у детей мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
3. Развитие познавательных процессов у детей : логического мышления, воображения.
4. Развитие речи, пополнение активного словаря детей.
5. Формирование чувства доверия и рефлексии между участниками.
6. Формировать умение принимать и уважать позицию другого человека.
7. Формирование интереса к совместным занятиям и играм у детей и родителей.
Занятие №6.
Конец года Занятие №7. Итоговое занятие : «Вместе веселее» 1. Создание доверительной атмосферы среди участников группы.
2. Формирование интереса к совместным занятиям и играм у детей и родителей.
3. Формирование рефлексии всех участников.