Людмила Шулигина
Развитие творческой речевой активности детей через внедрение новых педагогических технологий
▼ Скачать + Заказать документы
«Содержание образовательной области «коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развития свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи».
Публикация «Развитие творческой речевой активности детей через внедрение новых педагогических технологий» размещена в разделах
«Извлечение из Федеральных государственных требований к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования).
Вопросу развития речи детей в содержании программы «Детство» удаляется особое внимание. Овладение родным языком- это важнейшее условие благополучия ребенка в социальном, интеллектуальном развитии, освоении детских видов деятельности, развитии, освоении детских видов деятельности, развитии творчества. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает и разнообразит детские игры, способствует проявлению творчества и фантазии в процессе изобразительной, музыкальной, литературной деятельности. Речевые умения выступают одним из критериев оценки результатов детской деятельности.
Планирование работы по реализации образовательной области «коммуникация» я осуществляю на основе комплексно-тематического принципа, развитие коммуникативных и речевых умений детей протекает в условиях последовательно меняющихся тем. Планируемые темы включают эмоциональное и познавательное содержание, позволяющее вспомнить и повторить с детьми содержание тем, осваиваемых в предыдущей возрастной группе, и обогатить чувственный и познавательный опыт детей новым содержанием по теме. Планируемые темы по возможности включают и интегрируют содержание всех основных образовательных областей. При определении последовательности и тем учитываем сезон, региональные и местные условия ДОУ, события социальной жизни, интересы и возможности детей своей возрастной группы. При определении содержания каждой темы учитываю возможность участия нескольких участников педагогического процесса : воспитателей, логопеда, руководителя театрализованного кружка, музыкального руководителя. Каждый из специалистов участвует в развитии коммуникативных умений и речи детей. План работы по теме предполагает реализацию системы речевых задач. Ведущей системообразующей задачей в подготовительной группе выступает развитие связной речи детей. Решение остальных речевых задач (развитие словаря, грамматических правильной речи, звуковой культуры речи, культуры речевого общения) направлено на постепенное совершенствование форм связной речи детей. В процессе работы в рамках одной темы решаю задачи развития информационно-коммуникативных задач. У детей старшего возраста интенсивно развивается ситуативно-деловая форма общения. Это видно из детских диалогов при рассматривании новых игрушек, книг, при знакомстве с новыми играми, при обсуждении хода и результатов экспериментирования. Вне ситуативно-познавательное общение детей строится на основе обсуждения просмотренных мультфильмов, кинофильмов, прошедших и будущих событий в группе или в жизни отдельного ребенка. Темы такого общения разнообразны – от бытовых до познавательных.
Ежедневно в утренние и вечерние часы планирую ситуативные беседы и разговоры, которые стали традиционным компонентом педагогического процесса. При этом тематика разговора или беседы определяется мною или по инициативе детей. Освоение каждой новой темы, нового познавательного содержания начинается с активизации диалогической речи детей. Сегодня трудно найти тему, которая была бы принципиально новой для современного ребенка. Поэтому, прежде чем знакомить детей с новым содержанием, определяю, что знают дети об этой теме, какой личный опыт есть у каждого ребенка, определяю вместе с детьми, что интересно было бы узнать. Организуя такой коллективный разговор с детьми, что интересно было бы узнать. Организуя такой коллективный разговор с детьми, стимулирую проявление инициативности ребенка, самостоятельности его суждений, воспитываю ответственность за свои слова. в процессе коллективного и индивидуального разговора решаю задачи развития синтаксической стороны речи, побуждаю использовать сложные типы предложений. Поэтому вопросы, обсуждаемые с детьми, носят проблемный характер, направляют внимание ребенка на установление причинно-следственных связей. Коллективные разговоры, которые проводятся с подгруппой детей, способствуют развитию коммуникативных умений, освоению правил речевого этикета : дети учатся говорить по очереди, не перебивать друг друга, поддерживать обсуждаемую тему, не уходя от ее содержания, находить место своей реплики в коллективном разговоре. Показываю пример корректного ведения спора: как обратиться к собеседнику, как построить высказывание, чтобы возразить собеседнику, не обидев его, как доказать свою правоту. Дети учатся начинать свою речь с оборотов «Мне кажется, что…», «я считаю, что…», «я не согласен с тобой, потому, что…». Часто разговоры возникают по инициативе самих детей, поэтому предлагаю детям парами, тройками, подгруппами обсудить варианты решения бытовой, математической, игровой задач; выбрать правильную отгадку к загадке и обсудить ее доказательство; подумать и предложить, что можно построить из строительного материала для сюжетно-ролевой игры и т. д. Стараюсь как можно чаще предоставлять детям возможность самостоятельно решать проблемы, искать ответы на вопросы, предлагать идеи, предварительно обсудив их с друзьями. Наблюдая за взаимодействием детей в коллективном общении, прислушиваясь к содержанию детского разговора, определяю степень активности каждого ребенка, уровень его инициативности, творчества, наличие умения доказывать, отстоять свою позицию.
Развитие содержательности и связности монологической речи происходит в организованной образовательной работе. Это составление описательных, сюжетных рассказов, придумывание творческих рассказов, детского сочинительство, коллективное обсуждение игрового сюжета и т. д. Так в процессе сочинения сказки ребенок самостоятельно отбирает и комбинирует события из личного и литературного опыта или, используя творческое воображение, создает собственные образы героев, событий, выстраивает сюжетную линию, а значит составлять описательный и сюжетный рассказ может не только на основе наглядности, но и по представлению. Поэтому стараюсь так планировать работу по развитию речи, чтобы была возможность, с одной стороны, поупражнять детей в уже освоенных формах, а с другой – создать условия для овладения детьми новыми видами творческого рассказывания. В организованной образовательной деятельности для развития связной речи и речевого творчества детей использую разные виды творческого рассказывания :
творческие рассказы по аналогии;
повествовательные рассказы по комплекту игрушек;
рассказы и сказки по модели;
рассказы по серии сюжетных картин;
рассказы по плану воспитателя;
рассказы по пословицам;
сказки и рассказы, составленные на основе использования приемов ТРИЗ;
сочинение загадок с использованием образных сравнений, олицетворений и метафор.
Задача воспитания звуковой культуры решается по трем направлениям: развитие правильного звукопроизношения, правильного словопроизношения и освоение общеречевых навыков (владение ритмом, темпом речи, силой голоса, способностью к изменению тембра, становление четкой дикции, артикуляции, развитие правильного речевого дыхания, фонематического слуха и т. д.). Эта работа ведется в единстве с развитием языковой выразительности и подготовки к обучению грамоте.
Решение задачи по подготовке детей к обучению грамоте ведется на основе звукового аналитико-синтетического метода. Дети осваивают характеристики звуков, используют соответствующие им термины; гласный, согласный звуки, твердый и мягкий, твердый и мягкий согласные звуки, знакомятся с буквами. Обучение детей чтению рассматривается в программе не как самоцель, а в качестве одной из задач по развитию речи детей. Поэтому результат работы по обучению детей чтению различаются в зависимости от их индивидуальных особенностей. Все дети в обязательном порядке обучаются звуковому анализу слов, который обеспечивает значительное развитие языковых способностей, условия для будущей грамотной письменной речи. Однако такой результат обучения, как умение читать достигнуто не каждым ребенком.
Решение всех речевых задач осуществляем посредством разных форм организации детей. Ведущими формами взаимодействия с детьми в процессе реализации образовательной области «Коммуникация» является образовательные ситуации, ситуации общения, самостоятельная речевая деятельность детей в условиях развивающей среды, поэтому провожу разные по структуре и характеру содержания образовательные ситуации по развитию речи;
познавательно-речевые ситуации, в ходе которых решается несколько взаимосвязанных речевых задач на конкретном познавательном содержании-экологическом, социально-нравственном, предметном, математическом, литературном;
комплексные коммуникативные ситуации, которые строятся на основе принципа интеграции нескольких видов детской деятельности (речевой, игровой, театрализованной, изобразительной и др.) или несколько дидактических средств (картинка, книга, игрушка, модель и т. п.) для решения главной речевой задачи;
тематические образовательные ситуации, посвященные решению определенной речевой задачи на одном познавательном содержании (например, занятия по подготовке к обучению грамоте). Например, комплексная образовательная ситуация по развитию связной речи «Сосновый лес».
Программное содержание: помочь детям рассмотреть картину И. Шишкина «Сосновый бор», почувствовать прохладу соснового бора, густоту зелени. Развивать умение строить грамматически правильные высказывания. Познакомить детей с описанием соснового леса в рассказе Ю. Дмитриевой, помочь увидеть неоднозначность восприятия соснового леса разными людьми. Учить детей пересказывать текст, сохраняя его стиль последовательность изложения. Расширять словарь детей за счет новых слов и словосочетаний: хмурый, приветливый, березняк, дубрава, хвоя, опавшие листья. Развивать обследовательские действия, умение самостоятельно пользоваться ими и отражать в речи результаты обследования. Совершенствовать умение рисовать с натуры, передовая в рисунке настроение, отношение к изображаемому. Воспитывать интерес к окружающему, художественный вкус.