Елена Ващенко
Развитие творческой личности дошкольника средствами фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта:
Если ребенок родился и рос,
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни, колядки справлял,
С светлым праздником Пасхи родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Эту заповедь предков в душе сбережет,
Только радость и счастье с собой принесет.
Публикация «Развитие творческой личности дошкольника средствами фольклора» размещена в разделах
Дошкольный возраст важный этап формирования личности ребенка. Ребенок начинает прояв-лять свое отношение к людям, к тому, что его окружает. К концу старшего дошкольного возраста уже сформирован ряд черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности ребенка: проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже усвоенных приемов работы к новому содержанию, нахождении новых способов решения поставленных задач в эмоцио-нальном выражении своих чувств вербальными методами. Это подтверждают исследования Е. И. Игнатьева, Т. С. Комаровой, Г. В. Лабунской, В. С. Мухиной, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной, посвя-щенных вопросам детского творчества.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития творческой активности детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизнененным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты". Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание - разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуаций.
Цель проекта:
Определить пути формирования творческой личности в системе реализации средств устного народного творчества.
Задачи проекта:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме проекта.
2. Развитие восприятия произведений устного народного творчества:
- вызвать эмоциональный оклик на произведения устного народного творчества;
- сформировать интерес к образам произведений народного словесного искусства;
- создать благоприятные условия для усвоения детьми доступного им языка фольклорных про-изведений, их выразительных средств, таких как эпитеты сравнения, олицетворения, юмор (как средство выразительности) и т. п.
2. Способствовать формированию умения использовать доступные детям языковые сред-ства выразительности произведений устного народного творчества в их собственной речи:
- сформировать понимание содержания произведений словесного творчества народа (о чём го-ворится);
- сформировать умение вычленять языковые выразительные средства: эпитеты, сравнения, оли-цетворения и т. п. (не обозначая их терминами) с помощью вопросов: как в произведении описывает-ся предмет (явление? Что говорится о нём? С чем сравнивается? Какой предмет?
3. Способствовать формированию творческой личности ребёнка в речевой деятельности за счёт использования детьми выразительных средств языка, образов произведений устного народного творчества:
- поддерживать интерес к произведениям словесного творчества народа;
- поощрять желание детей придумать сказку, загадку, пословицу и т. п.
Содержание практической деятельности:
Проект состоит из четырёх мини-проектов, соответствующим каждому возрастному периоду дошкольного детства.
Этапы реализации проекта:
1 Этап - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме проекта, составление плана самообразования на проекте – июнь-август 2008г.
2 Этап – Составление и реализация мини-проекта для старшей группы – 2008-2009 учебный год.
Составление мини-проектов для подготовительной, второй младшей и средней групп – июнь-август 2009года.
3 Этап – Реализация мини-проектов для подготовительной (2009-2010уч. год, второй младшей (2010-2011 уч. год) и средней групп (2011-2012 уч. год).
4 Этап – дальнейшее повторное использование проекта на новых детях, внедрение и интеграция проекта для детского сада в целом.
План работы по повышению профессиональной деятельности
№
п/п Содержание работы Срок реализации
11 Составления плана самообразования по теме проекта в каж-дой возрастной группе Летние периоды 2008г, 2009г,2010г, 2011г, 2012г.
22 Разработать и апробировать систему педагогических воздей-ствий по развитию творческой личности дошкольника средствами фольклора. В 2008 – 2012 учеб-ных годах.
33 Осуществить выбор творческо-развивающих технологий с учетом особенностей ДОУ. Сентябрь 2008г.
44 Отчёт о проделанной работе по творческому развитию детей средствами фольклора, в конце каждого возрастного периода, пе-ред педагогами на заседаниях педагогического совета. Май 2011г., май 2012г., май 2013г.
55. Обобщение опыта, по теме проекта, у детей 3 – 7 лет на за-седании педагогического совета перед педагогами ДОУ. Май 2012г.
Для осуществления поставленных задач необходимо как можно шире включать в педагогиче-ский процесс, во все виды занятий (насколько это возможно, в жизнь детей в детском саду, произведения словесного творчества народа. Как можно больше, в собственной речи (применительно к сложившейся ситуации, использовать пословицы, поговорки, загадки, песенки, потешки, считалки и т. п. Как можно чаще рассказывала детям народные сказки, пробуждать их самостоятельный интерес к узнаванию новой сказки, пословицы или поговорки и т. п., но не только узнать, но и поделиться своими впечатлениями от произведений народного творчества. Формируя творческую активность, необходимо предлагать детям самостоятельно узнать новую сказку или загадку у бабушки, дедушки или у родителей, а затем рассказать её детям своей группы. Здесь очень важна работа, проводимая с родителями. Я рекомендовала бы родителям шире использовать образцы устного народного творчества в собственной речи, при этом на родительских собраниях и индивидуальных беседах показывать, как это можно сделать. Для родителей необходимо давать консультации, повышающие уровень знаний родителей о сказках, потешках, колыбельных песенках и т. д. и дающие практические навыки рассказывания. Необходимо, чтобы родители активно участвовали в подготовке фольклорных праздников, детских постановок по сказкам, изготовлению костюмов и атрибутов.
Методы и приёмы, используемые на проекте:
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми старшего и среднего возраста, сочинение сказок.
Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
Средства устного народного творчества, используемые на проекте:
Потешки, пословицы и поговорки, загадки, скороговорки, считалки, сказки.
В младшей группе используются следующие сказки:
Колобок, Теремок. Гуси-Лебеди, Кот, петух и лиса, Лиса и заяц.
В средней группе используются сказки более глубокого смыслового значения: Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Жихорка, Лисичка сестричка и волк, Петушок и бобовое зернышко, Чудесный платочек.
В старшей группе автор использует народные сказки, требующие анализа, осмысления и рассужде-ния детей по проблеме произведения: Лиса и кувшин. Крылатый, мохнатый да масляный. Заяц – хваста. Финист - Ясный сокол. Сивка- бурка.
Сказка не дает прямых наставлений детям (слушай родителей, уважай старших и т. д., но в ее со-держании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например:
Сказка «Репка», «Теремок», учит детей быть дружными трудолюбивыми,
«Гуси лебеди», «Сестрица-Алёнушка и братец Иванушка» учат слушать родителей.
Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики».
Трудолюбие в сказках всегда вознаграждается; «Ховрошечка», «Царевна Лягушка».
Формы работы с детьми:
1. Художественно-творческая деятельность: изодеятельность, аппликация, лепка.
2. Музыкально-театральная деятельность.
3. Художественная литература, народный фольклор.
4. Проведение народных праздников.
5. Знакомство с русскими народными инструментами.
Формы работы с взрослыми:
1. Создание мини-музея.
2. Оформление выставок.
3. Проведение экскурсий.
4. Показ спектаклей кукольного театра.
5. Праздники и развлечения.
6. Консультации для воспитателей и родителей.
Создание условий:
1. Уголок “Русская изба”.
2. Выставки произведений народного творчества.
3. Иллюстрации по народной тематике.
4. Оборудование для театрализации: маски, костюмы.
5. Кукольные театры: би-ба-бо, пальчиковый, плоскостной.
6. Детские музыкальные инструменты.
7. Картотеки народных игр, песенок, потешек.
Постановка сказок-драматизаций.
Постановка сказок-драматизаций с применением приёмов игры-драматизации и игры-беседы – является неисчерпаемым источником развития творческой активности, развития чувств, пере-живаний и эмоциональных открытий, позволяющих ребёнку психологически сблизиться с героями сказки, пережить их счастье и беду. В работе детского фольклорного театра используются сказки с несложным сюжетом и небольшим объёмом текста, что позволяло детям выбрать роль по душе и предоставляло возможность импровизации на знакомом фольклорном материале. Органично впле-таются в канву сказки и преображают её детские дразнилки (своеобразные юмористические характе-ристики героев, потешки, заклички, небылицы. Особое место в этих постановках отводится народ-ной музыке – это хороводы и игры с пением, т. к. развитие музыкальных способностей содействует развитию творческой личности.
Дети любят сочинять сказки или создавать их по «готовой модели», то есть интересный сюжет получает новую интерпретацию. Следует отметить, что проживая различные ситуации в играх-драматизациях, дети получают возможность переносить качества собственной личности на игровой образ.
Таким образом, игры и сказки-драматизации на фольклорном материале позволяют реализо-вать творческую индивидуальность, эстетическое отношение к миру природы и человеку в ней, при-общают к этнокультуре, вводят в мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий. (Приложение 1)
Фольклорные праздники.
На фольклорных праздниках дети в полной мере раскрывают свои творческие способности, проявляя творческую инициативу и активность, что способствует развитию творческой личности. При подготовке к нему, каждый ребёнок раскрывается по своему, открываются таланты, о наличии которых не подозревают даже сами их носители.
Занятия познавательно-речевого цикла по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
На занятиях познавательного цикла, через устное народное творчество, ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту и лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Дети получают богатый познавательный опыт о традициях и культуре русского народа, а каждодневное звучание пословиц, поговорок, загадок, сказок и т. д. даёт толчок в развитии их речевого творчества.
Работа с родителями.
Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как сред-ства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Презентации могут проходить через родительские собрания, наглядную агитацию, культурно-досуговую деятельность, газету «Детские новости», игротеки, где родители вместе с воспитателями и детьми разучивают игры. Для популяризации устного народного творчества необходимо организовать «Клуб семейного чтения», где педагоги предлагают родителям и детям чтение сказок дома с последующей беседой по предложенным вопросам, разбор пословиц и поговорок, совместное изготовление поделок, альбома рисунков по теме. Такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.