Ирина Григорьева
Развитие творческого воображения у детей подготовительной группы посредством режиссерских игр с кубиками Е. М. Гаспаровой
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческого воображения у детей подготовительной группы через организацию режиссерских игр с кубиками Е. М. Гаспаровой
Григорьева Ирина Владимировна
Дошкольный возраст характеризуется тем, что ведущей деятельностью детей является игра, которая имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка. В этом возрасте формируется внутренняя жизнь ребенка и его личность. Именно в этот период складывается образное мышление и воображение, возникает стремление «быть, как взрослый» и подражать ему.
Публикация «Развитие творческого воображения у детей подготовительной группы посредством режиссерских игр с кубиками Е, М, Гаспаровой» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Игры для детей
- Кубики. Игры с кубиками
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Режиссерские игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Обновление содержания дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дошкольного образования, актуализирует задачи по созданию благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. На этапе завершения дошкольного образования, «ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам».
Режиссерская игра мало используется в практике работы воспитателей, ей уделяется недостаточно внимания, по мнению Е. Е. Кравцовой «режиссерская игра – это воображение в действии», она является начальной ступенью развития игры, за ней развивается образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, она завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр.
Режиссерская игра раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной сфере. Ребёнок проявляет творчество и воображение, когда его жизненный опыт обогащён яркими художественными впечатлениями, и им получены необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в различных видах деятельности.
Исходя из вышесказанного и личного интереса к изучению проблемы, отмечаем, что в связи с мало изученностью темы и неумением большинства воспитателей использовать режиссерские игры как средство развития творческого воображения, была определена тема «Развитие творческого воображения у детей подготовительной группы через организацию режиссерских игр с кубиками Е. М. Гаспаровой».
Цель: Теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности организации режиссерских игр с кубиками Гаспаровой Е. М. для развития творческого воображения у детей подготовительной группы
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей подготовительной группы
Предмет исследования: организация режиссерских игр с кубиками Гаспаровой Е. М. как средство развития творческого воображения у детей подготовительной группы.
Гипотеза: процесс развития творческого воображения у детей подготовительной группы через организацию режиссерских игр с кубиками Гаспаровой Е. М. будет проходить наиболее успешно при соблюдении следующих условий:
- если дети и воспитатели будут изготавливать кубики совместно
- если детям будет предоставлена возможность использовать кубики с готовыми изображениями, а также изображать на гранях кубиков обозначения в соответствии с замыслом в игре
- если в процесс развития творческого воображения через режиссерскую игру включить родителей (мастер-классы, консультации, семинары-практикумы)
Задачи исследования:
1. раскрыть понятие творческого воображения и его развития у дошкольников в психолого-педагогической литературе;
2. выделить условия организации и особенности руководства режиссёрской игрой с детьми старшего дошкольного возраста;
3. рассмотреть развитие творческого воображения старших дошкольников посредством кубиков Е. М Гаспаровой;
4. выявить уровень развития творческого воображения у детей подготовительной группы МБДОУ "Детский сад № 147";
5. разработать и реализовать комплекс педагогических мероприятий по развитию творческого воображения у детей подготовительной группы через организацию режиссерских игр с кубиками Е. М. Гаспаровой;
6. определить эффективность практической работы с детьми и разработать методические рекомендации для воспитателей по организации режиссерских игр с кубиками Е. М. Гаспаровой.
Аспекты проблемы были изучены с использованием таких методов исследования как теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по дошкольному воспитанию и художественно-творческому развитию); экспериментальные (беседа, наблюдение, практическая работа с детьми) и аналитические (методы анализа полученных данных).
В результате исследовательской работы был проведён анализ по проблеме «Развитие творческого воображения у детей подготовительной группы через организацию режиссерских игр с кубиками Е. М. Гаспаровой».
Исходя из вышесказанного, отмечаем, что дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития творческого воображения.
В этот период жизни у детей ведущим видом деятельности является игра. В старшем дошкольном возрасте она находится на этапе развития режиссёрской игры.
Воображение принимает непосредственное участие в возникновении предсказаний, предположений, когда решается творческая задача, ребенок пытается отойти от шаблона и образца, проявляет склонность к фантазированию, придумыванию, творческой инициативе. В процессе развития режиссёрской игры ребёнок может быть и режиссёром, и декоратором, и актёром, и зрителем.
Для того, чтобы акцентировать интерес детей на режиссёрскую игру, вводится такой игровой материал как кубики Е. М. Гаспаровой, способствующие развитию творческого воображения дошкольников.
Многофункциональность кубиков Е. М. Гаспаровой способствуют развитию умений объединять большое количество предметов для обыгрывания, сочинению и разыгрыванию сказок, историй, рассказов, а также составлению и отгадыванию загадок.
Таким образом, в режиссерской игре обогащается и активизируется словарь детей, формируется умение самостоятельно составлять, создавать собственный сюжет, используя кубики Е. М. Гаспаровой, а также подбирать подобающее речевое оформление для реализации замысла, идеи.
По данной теме была спланирована система формирующей работы.
Для решения поставленных задач и определения уровня развития творческого воображения дошкольников старшего возраста были подобраны диагностические методики.
1. Методика №1 «Изучение умения гибко использовать знания и творчески их применять в конкретных условиях и обстоятельствах».
Цель: изучение умений детей творчески использовать знания в конкретных условиях и обстоятельствах.
2. Методика №2 Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной
Цель: определить уровень развития воображения ребенка.
3. Методика №3 «Придумай игру» Р. С. Немова
Цель: определить уровень развития фантазии дошкольников.
Далее были разработаны конспекты организованной образовательной деятельности по конструированию и оформлению кубиков Е. М. Гаспаровой, направленные на развитие режиссёрской игры; создана развивающая предметно-пространственная игровая среда; составлен перспективный план по указанной теме.
Наиболее живо и ярко в режиссёрской игре дети отображают сказочных героев и животных.
Данную работу нам только ещё предстоит осуществить, поэтому мы не можем на данный момент предоставить конкретных результатов. Однако, мы рассчитываем на то, что по завершении анализа эффективности проведённых мероприятий, в данном направлении будет способствовать положительная динамика.
Вывод:
Наше мнение обосновано комплексным анализом изученной литературы, методических рекомендаций, практического опыта педагогов.
В ходе работы над темой исследования мы пришли к выводу том, что развитие творческого воображения у старших дошкольников через организацию режиссерских игр является сложным, направление которого стоит развивать, используя кубики Е. М. Гаспаровой, и которое можно осуществить при помощи грамотного педагогического руководства.