Татьяна Романова
Развитие творческо-продуктивной деятельности детей через моделирование из Лего-конструктора
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по теме: «Развитие творческо-продуктивной деятельности детей через моделирование из Лего- конструктора в подготовительной группе «Зайчата».
Составила:
Т. А. Романова
ВВЕДЕНИЕ.
Дошкольное детство – это возраст игры. Именно игру принято называть ведущим видом деятельности ребёнка. В игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Помимо традиционных методик обучения, в последнее время в педагогическом процессе все шире используются Лего - конструкторы. Лего, обладает рядом характеристик, значительно отличающих его от других конструкторов, прежде всего большим диапазоном возможностей. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке. Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т. е. заниматься творческой деятельностью.
Публикация «Развитие творческо-продуктивной деятельности детей через моделирование из Лего-конструктора» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Конспекты занятий
- Лего. Конструктор LEGO
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности. Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов. Из Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.
ЦЕЛЬ:
Развивать конструкторские способности детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
ЗАДАЧИ:
1. Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.
2. Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.
3. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
ПЛАН ЗАНЯТИЙ
(Занятия проводятся раз в неделю, продолжительностью 30-35 минут)
Месяц Тема
Содержание занятий
Октябрь Знакомство с конструктором, его историей. Обучение Лего-игре. Сборка прямой змейки.
Знакомство историей, основными деталями конструктора, способами скрепления двух кирпичиков. Обучение умению соотносить с образцом результат. Формировать представления о протяженности предметов.
Сборка изгибающейся змейки. Игра в «Сороконожку».
Продолжение знакомства с деталями. Закрепление умений соединять кирпичики. Ознакомление со способом построения изгибающейся змейки. Закреплять умение работать в коллективе.
Ноябрь Строительство дорожек разной ширины.
Ознакомление со способами соединения деталей при постройке дорожек разной ширины. Развитие умений анализировать образец.
Постройка заборов из деталей прямоугольной формы.
Прослеживание связи между конструкцией забора и его назначением. Ознакомление со способами сооружения заборов и конструктивными возможностями разных деталей. Обучение соотнесению своих построек со схемой.
Постройка комбинированных заборов.
Закрепления навыка прочного соединения деталей. Ознакомление с конструктивными возможностями разных деталей. Введение правила чередования деталей. Закрепление умения соотносить свои действия с правилом и образцом постройки.
Строительство простых ворот.
Обучение построению простого перекрытия, состоящего из опор и перекладин. Развитие навыков конструирования прочной постройки.
Декабрь Сооружение ворот с наборными перекрытиями.
Обучение набору перекрытий из полукирпичиков. Закрепление навыков прочного соединения.
Конструирование красивых ворот.
Ознакомление с конструктивными возможностями различных деталей, используемых для сооружения опор и перекладин. Формирование чувства симметрии умения правильно чередовать цвет в постройках. Развитие умений чередовать образец.
Игра в зоопарк. Постройка клеток для животных.
Отработка навыка точного соединения кирпичиков друг с другом. Обучение соединения кирпичиков в замкнутое пространство. Строительство загородки по схеме.
Игра в зоопарк. Возведение обшей ограды для парка. Закрепление навыков построения замкнутой ограды и красивых ворот. Обучению соединению разных частей постройки. Развитие способностей работать сообща.
Январь Постройка пирамид. Закрепление навыков соединения деталей. Обучение расположению деталей в рядах в порядке убывания. Развитие ассоциативного мышления, использование построенной пирамидки в качестве юбочки девочки или крыши дома.
Строительство лесенки. Ознакомление детей с различными способами построения лесенок из кирпичиков. Формирование понятия «устойчивость лесенок», обучение способу скрепление опоры с лесенкой. Развитие умений делать прочную постройку.
Постройка мостов для пешеходов. Знакомство детей с зависимостью конструкции предмета от его назначения. Выделение в образце основных функционально значимых частей предмета- лесенки, опоры, перекрытия, перил. Закрепление навыков построения перекрытий, опор и лестницы. Обучение детей при постройке моста ориентироваться на заданные условия (ширина реки). Упражнять в использовании пространственных понятий- «сверху», «снизу», «по обеим сторонам», «напротив», «за рекой», под мостом», «рядом с мостом».
Февраль Постройка домика по образцу. Ознакомление с основными частями конструкции домика - стены, пол, крыша, окно, дверь, а так же с пространственным расположением этих частей относительно друг друга. Обучение выделению внутреннего пространства. Развитие умений следовать инструкциям педагога, размещать постройку на плате.
Конструирование домика по замыслу. Развитие конструктивного воображения. Ознакомления с этапами разработки конструктивного замысла. Активизация речи.
Конструирование легковой машины по образцу. Анализ строения предмета, выделение основных частей, определение их назначения. Закрепление правил перехода через дорогу. Закрепление умений строить по образцу.
Конструирование грузовой машины. Закреплять умение создавать простейшие модели реальных объектов. Активизация навыка анализировать строение предмета, выделять основные его части. Обучение отбору деталей, из которых могут быть построены части машины. Освоение способа конструирования грузовой машины, кузов которой шире, чем кирпичик с колёсами.
Март Постройка фургона. Ознакомление детей с назначением грузовых машин-фургонов. Определение конструктивных особенностей машин-фургонов. Развитие конструктивного воображения. Закреплять умение строить по пошаговой схеме.
Игра «Путешествие на поезде» Ознакомление с конструктивными приемами сцепления кирпичиков с колесами друг с другом, с основными составными частями поезда. Развитие фантазии и воображения.
Моделирование фигуры девочки. Закрепление понятий «длинный- короткий». Обучение анализу образца, выделению основных частей человеческой фигуры. Ознакомление конструктивными приемами построения модели человеческой фигуры.
Конструирование по замыслу. Закрепить полученные знания и конструктивные навыки, умение создавать замысел и реализовывать его.
Апрель Моделирование фигуры мальчика. Закрепление понятий «длинный- короткий». Обучение анализу образца, выделению основных частей человеческой фигуры. Закрепление пользования конструктивными приемами построения модели человеческой фигуры.
Моделирование фигур животных по образцу Закрепление понятий «длинный- короткий». Обучение анализу образца, выделению основных частей животного. Ознакомление конструктивными приемами построения модели животного.
Конструирование по замыслу. Закрепить полученные знания и конструктивные навыки, умение создавать замысел и реализовывать его.
Игра в зоопарк. Возведение обшей ограды для парка. Моделирование фигур животных по представлению. Закрепление навыков построения замкнутой ограды и красивых ворот. Обучению соединению разных частей постройки. Развитие способностей работать сообща. Закрепление анализу образца, выделению основных частей животного. Закрепление пользования конструктивными приемами построения модели животного.
Май Моделирование фигур животных по образцу. Закрепление понятий «длинный- короткий». Закрепление анализу образца, выделению основных частей животного. Закрепление пользования конструктивными приемами построения модели животного
Моделирование фигуры великана. Закрепление понятий «длинный- короткий». Обучение анализу образца, выделению основных частей человеческой фигуры. Закрепление пользования конструктивными приемами построения модели человеческой фигуры.
Конструирование по замыслу. Закрепить полученные знания и конструктивные навыки, умение создавать замысел и реализовывать его.
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
1. Уровень развития умений и навыков.
Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)
Высокий (5) : Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали. Выше среднего (4) : Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь. Средний (3) : Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности. Ниже среднего(2) : Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь Низкий (1) : Полное отсутствие навыка
2. Умение проектировать по образцу.
Высокий (5) : Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу. Выше среднего (4) : Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу. Средний (3) : Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога. Ниже среднего (2) : Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога. Низкий (1) : Полное отсутствие умения
3. Умение конструировать по пошаговой схеме.
Высокий (5) : Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме. Выше среднего (4) : Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по пошаговой схеме.
Средний (3) : Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога. Ниже среднего (2) : Не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога. Низкий (1) : Полное отсутствие умения.