Анастасия Дубоносова
Развитие творческих способностей (навыков изобразительного искусства) в младшем школьном возрасте. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Младший школьный возраст имеет уникальные возможности для развития творческих способностей и эти возможности в процессе роста ребенка необратимо утрачиваются, для этого необходимым является, как можно больше и интенсивнее использовать их на начальных ступенях развития.
Уроки изобразительного искусства имеют огромное значение для нравственного и эстетического воспитания школьников. Элементы культуры, знания о людях и окружающем их мире, о добре и зле, безобразном и прекрасном в жизни и в искусстве живо воспринимаются детьми.
Публикация «Развитие творческих способностей (навыков изобразительного искусства) в младшем школьном возрасте, Из опыта работы» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Опыт работы, практика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В Детскую школу искусств им. А. И. Плотнова учащиеся младшего школьного возраста поступают с 8 лет на Дополнительную предпрофессиональную программу в области искусств «Живопись», где начинают осваивать предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование». Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает важное место в комплексе предметов предпрофессиональной программы «Живопись». Он является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.
Основные задачи :
1. Опираться на искренность и непосредственность детей в этом возрасте. На важные качества их рисунков – красочность, выразительность силуэта, декоративность, а также смелость и неожиданность решения.
2. Учитывать способности каждого и предъявлять требования соразмерно их индивидуальным возможностям, побуждать дальнейшему художественному росту.
3. Проведение коллективных просмотров и обсуждение выполненных заданий.
Виды изобразительной практической деятельности, которые применяет преподаватель:
1. Работа с натуры (художественное освоение реального мира раскрывает перед детьми богатство, разнообразие и неповторимость предметов и явлений).
Портреты, автопортреты, натюрморты, пейзажи, архитектурные здания и интерьер. ( Например темы занятий: «Портрет моей бабушки с руками», «Автопортрет в образе дамы или кавалера 18 века», «Декоративный натюрморт», «Интерьер в моём доме», «Трава и цветы в клумбе», «Древнерусская архитектура. Однокупольные церкви», «Автопортрет в образе греческой богини или бога» и т. д.
2. Декоративно-прикладное искусство расширяет представление детей о роли искусства в жизни общества. Развивает фантазию и воображение, а также изобразительность, композиционное мышление и чувство цветовой гармонии.
3. Тематическая композиция (развивает образное восприятие жизни, зрительную память, помогает увидеть значимое в повседневном, выделять характерное.
4. Упражнения на развитие зрительной памяти, координации руки. Копирование с иллюстраций произведений великих мастеров. (Темы «Игра-упражнение», создание иллюстраций к сказкам «Золушка», «Морозко», «Гуси-Лебеди» и др.)
На занятиях демонстрируется наглядный материал для активизации творческой деятельности и обогащения замыслов детей (произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства в подлинниках, репродукциях, слайдах, книжные иллюстрации, детские рисунки). При рассмотрении детьми иллюстраций необходимо применять игровой прием. «Кто больше увидит на картинке?», «Каких больше цветов «теплых» или «холодных», «Какое настроение передаёт автор?», и тем самым вовлекать учащихся в своеобразное соревнование, помогающее понять содержание иллюстрации. При рассмотрении картинок дети не только учатся узнавать в них знакомые предметы и правильно называть их, но и уточняют понятия о цвете, форме, величине и расположении этих предметов. Много тем в программе, которые посвящены сказкам, здесь преподаватель использует метод чтения отрывков из сказок и это очень нравится детям, узнаем по отрывку о каком герое говорит автор, используем метод «словесное рисование» (Темы занятий «Сказочный портрет доброго Буратино», «Композиция к русской народной сказке «Морозко», Тематическая композиция к сказке «Гуси- лебеди», Композиция к сказке Андерсена «Снежная королева, «Иллюстрации к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Иллюстрация к сказке «Царевна – лягушка» и др.
В младшем школьном возрасте дети очень любят животных, поэтому в программе так же есть темы, которые посвящены данной тематике «Животные в моем доме», «Анималистический жанр. (Лошади)», «Птица в клетке». При рисовании данных тем у всех детей работы получаются, тем самым создаётся «ситуация успеха». Ребенку нравится рисовать, он хочет приходить на занятия.
Развитие интереса к творческой деятельности способствует участие детей в конкурсах детского творчества. У ребенка повышается самооценка, он гордится собой, своей работой, хочет больше заниматься, рисовать новые работы. Если давать ученикам большую свободу для проявления своего воображения на таких уроках, то можно выявить индивидуальность каждого ребенка. По рисунку можно понять многое: психическое состояние ребёнка, какой склад мышления у ребёнка, как он воспринимает окружающий мир и какую роль в нем отводит для себя. Преподавателю очень важно увидеть, рассмотреть положительные стороны, мотивировать детей, чаще хвалить. На своих занятиях я часто говорю детям, что мы учимся, не разрешаю детям негативно отзываться о работе товарища. Каждый из вас «художник» и поэтому мы учимся друг у друга, стараемся понимать, почему ребенок именно в таком цвете нарисовал, какой использовал фон, выбрал сюжет т. д.
Еще одним важным условием развития интереса к изобразительному искусству детей является разнообразие применяемых материалов и техник. На занятиях в ДШИ учащиеся используют материалы: гуашь, акварель, фломастеры, цветные карандаши, пастель. Основная задача преподавателя научить правильно пользоваться материалами, правильно держать кисть, накладывать мазки, ровно вести штрих и даже как работать с ластиком, палитрой. В Детской школе искусств особенностью занятий по рисованию является, что дети рисуют не на парте (как они привыкли в школе, а на мольбертах. На первых занятиях есть сложности, дети привыкают, но именно рисование на мольберте мотивирует детей, они понимают, что здесь они пришли учиться рисовать, как настоящие художники.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что развитие образовательных знаний, умений и навыков является перспективным направлением в практике образования и, в частности, в преподавании изобразительного искусства. Василий Александрович Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка».