Елена Свиридова
Развитие творческих способностей младших школьников во внеклассной работе
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
Наше время –это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенности в себе.
Публикация «Развитие творческих способностей младших школьников во внеклассной работе» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В связи с вышесказанным хотелось отметить, что внеурочная деятельность учащихся следует строить на следующих принципах:
Принцип открытости Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно со мной, вносят коррективы в предложения взрослого с учётом своих интересов, потребностей и желаний.
Принцип привлекательности будущего дела. Младшим школьникам присуща конкретность типа: «Что будет, если…», им не интересны абстрактные и расплывчатые цели.
Принцип деятельности. Ребятам хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализация и т. д.
Принцип свободы участия. Предлагая ребятам, участие во внеклассном мероприятии, учитываю их мнение. Это может быть выражено в представлении возможности выбора задания с учётом своих интересов, личности качеств и возможностей. Такой подход классного руководителя учит ребёнка в уже в младшем школьном возрасте ответственности за выполнение порученного дела и соизмерению своих сегодняшних возможностей с прошлыми возможностями.
Принцип обратной связи. Каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое заканчивается рефлексией. Совместно с учащимися обсуждаем, что получилось и что не получилось, изучаю их мнение, определяю их настроение и перспективу участия в будущих делах класса. Сама имею возможность участвовать в проводимом мероприятии. Это изменяет отношение учащихся к роли взрослого в выполненном деле, позволяет увидеть его значимость и необходимость в жизни учащихся.
Принцип сотворчества. В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Работая с младшими школьниками, представляю учащимся право выбора партнёра по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует её успешность.
Принцип успешности. И взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, миру. Стараюсь видеть участие каждого ребёнка во внеклассной работе и по достоинству её оценить.
Эффективное взаимодействие педагога и учащихся – это залог успешного развития творческой активности младших школьников. Но на данной ступени оно невозможно без сотрудничества с родителями.
Внеурочная деятельность – важная неотъемлемая часть процесса образования детей. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того, чтобы они могли проявить свои дарования, нужно правильное руководство.
Главная цель развития творческих способностей – воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели определены следующие задачи:
• Формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
• Развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
• Находить нестандартные решения любых возникающих проблем;
• Воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.
Наши дети с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности : в викторинах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Я – гений» и предметных олимпиадах, творческих конкурсах разного уровня; участия в кружках и секциях по интересам.
Во внеурочное время мои ученики посещают кружки «Шахматы», «Вокал», «Хореография», «Театральный кружок», «Информатика» и т. д.
Интересно проходят классные часы. Знакомство со сказками народов мира во внеурочное время и изучение культуры народов нашей страны на классных часах, в итоге вылилось в проект «Мы разные, но мы – вместе!». Здесь велась совместная работа на уроках литературного чтения, окружающего мира и технологии. Дети самостоятельно изготавливали кукол в национальных костюмах. А на уроках музыки дети разучивали национальный фольклор. С этой работой мы вышли на фестиваль презентаций учебных и педагогических проектов, где завоевали «Гран - при». Большую помощь нам оказывали родители. Они вместе с детьми готовили классные часы, приносили национальные блюда, разучивали народные игры и танцы. Совместно с родителями помогаем ученикам достичь поставленных целей. С каждым разом желающих участвовать в конкурсах и повышается результативность
Развитие творческих способностей младших школьников формирует инициативность, самостоятельность, способствует успешной социализации детей и является одним из важнейших компонентов воспитания в интересах человека, общества, государства.
Статья написана Свиридовой Еленой Юрьевной, воспитателем высшей категории.
,