Алла Голубева
Развитие творческих способностей дошкольников посредством знакомства с этнокультурными особенностями народов крайнего Севера
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня проблема приобщения детей к народной культуре приобрела особую актуальность. В настоящее время активизируется движение в защиту национальных культур в процессе возрождения многих обычаев и обрядов, традиций коренных народов крайнего Севера, решаются вопросы ознакомления с ними разных категорий населения, среди которых особое место занимают дети.
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников посредством знакомства с этнокультурными особенностями народов крайнего Севера» размещена в разделах
- Народы севера
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Наиболее простой путь - это непосредственное ознакомление детей с носителями исторических традиций народной культуры, в качестве которых выступают прикладное искусство, фольклор, игры, обычаи и другие средства в том виде, в каком они сохранились сегодня или же бытовали некогда.
При ознакомлении и приобщении дошкольников к народной культуре ханты и манси важную роль играют различные виды деятельности. Особенности работы с использованием этнокультурного компонента, как средства развития творческих способностей у дошкольников заключаются в планомерном расширении знаний о культуре и традициях коренных народов Севера, обогащении развивающей среды, интеграции всех видов детской деятельности и обязательном взаимодействии с родителями воспитанников.
Для решения поставленных задач мы используем все разнообразие форм и методов, способствующих развитию и обогащению знаний каждого ребенка. Наиболее оптимальными формами работы, сочетающими в себе различные методы работы с дошкольниками, на наш взгляд, являются беседы, дидактические, подвижные и народные игры, занятия художественным ручным трудом, так как именно они в наибольшей степени способствуют развитию творческих способностей детей.
С целью оптимизации процесса развития творческих способностей у детей в нашем дошкольном учреждении созданы уголки национальной культуры и быта народов ханты и манси.
В своей работе мы широко используем фольклор народов ханты и манси. Хантыйские и мансийские сказки и песни мы используем как активное средство развития творческих способностей детей. Процесс ознакомления с произведениями фольклора осуществляется нами в различных формах: чтение, пересказ, театрализация, праздники, занятия ручным трудом.
На всех возрастных этапах с целью развития творческих способностей детей мы используем также иллюстративный материал, предметы прикладного и декоративного искусства народов ханты и манси.
В процессе решения задач: развития творческих способностей у детей с использование этнокультуры народов Югры, нами ведется активная работа с родителями, где можно выделить несколько направлений взаимодействия. Одним из направлений является - просвещение родителей, в том числе и по вопросам формирования представлений о культуре народов Югры. Информацию взрослые получают на родительских собраниях, в процессе посещения музея и т. д.
Другое направление предполагает совместную деятельность с детьми и включает в себя: участие в походах, экскурсиях, в том числе в этнографический центр. Совместные экскурсии стимулируют интерес родителей к истории нашего края, тем более, что дети постоянно задают им вопросы. А так же, участие в праздниках и играх и в подготовке к ним, выполнение домашних заданий, создание совместных проектов. Этот вид совместной деятельности предусматривает привлечение родителей к сотрудничеству с детьми и помогает в развитии творческих способностей.
Таким образом, мы считаем, что приобщение к народным традициям особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.