Людмила Толмачева
Развитие тонких движений пальцев рук
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие тонких движений пальцев рук как условие успешности речевого развития детей с минимальными дизартрическими расстройствами.
Л. А. Толмачева МДОУ детский сад комбинированного вида «Эврика»
В логопедической практике в работе с дошкольниками одним из самых распространённых и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи является стертая дизартрия (МДР – минимальные дизартрические расстройства). По данным исследования Е. Ф. Архиповой минимальные дизартрические расстройства встречаются очень часто у детей. По итогам обследования детей в возрасте пяти лет ГПМПК в 2014 году в нашем дошкольном учреждении минимальные дизартрические проявления были выявлены у 74% детей с ФФН и 88% у детей с ОНР. Структура дефекта при минимальных дизартрических расстройствах представлена нарушением всей произносительной стороны речи и внеречевых процессов: общей и мелкой моторики, пространственных и временных представлений и др.
Публикация «Развитие тонких движений пальцев рук» размещена в разделах
Проявление моторных нарушений у детей с минимальными дизартрическими расстройствами укладывается в выделяемые пять форм двигательной недостаточности:
• форма Дюпре – моторная дебильность, которая проявляется в синкинезиях, дистонии, неловкости движений;
• форма Гамбурга – «двигательный инфантилизм», который характеризуется задержкой моторного развития, т. е. наличием в старшем возрасте особенностей, свойственных более младшему возрасту;
• экстрапирамидная недостаточность (К. Якоб, что появляется в слабости мимики, жестов, автоматических движений;
• фронтальная форма двигательной недостаточности (М. О. Гуревич, которая характеризуется резко выраженной подвижностью, обилием движений;
• церебральная и мозжечковая недостаточность (А. Баллон, проявляющаяся в дизметрии, нарушениях тонуса, в статических нарушениях.
Моторная недостаточность у детей с минимальными дизартрическими расстройствами выявляется в сглаженной, стертой форме, что обуславливается наличием негрубых, неярко выраженных органических нарушений. У детей не наблюдается выраженных параличей и парезов, но их моторика отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, скованностью, замедленностью движений или явлениями двигательной гиперактивности, суетливости. Эти дети не могут спонтанно выйти на онтогенетический путь развития как речи так и моторных функций, свойственный нормально развивающимся детям. Так как их развитие протекает на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы. Однако опыт обучения и воспитания детей с данной речевой патологией показывает, что они обладают большим потенциалом и в результате правильно организованного коррекционного воздействия могут достигнуть значительных успехов.
Развитие тонких движений пальцев рук у детей с минимальными дизартрическими расстройствами – важнейший раздел коррекционной работы.
Необходимость развития мелкой моторики обусловлена тесным взаимодействием в развитии ручной и артикуляционной моторики. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи, и развитие первой способствует развитию второй.
Для развития двигательных кинестезий, стереогноза, сенсорных и речевых функций одновременно с двигательными упражнениями для рук в работе с детьми мною используются различные вспомогательные средства. Одним из таких средств является логопедическая щетка «Ежик». Массаж как эффективный метод терапии применяю на всех этапах реабилитации. Стимулирующее воздействие массажных щеток изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функции. Использование массажных щё ток возможно в двух положениях: зубцами к ладонной поверхности руки и зубцами наружу. Этот тренажер успешно используется на подгрупповых логопедических занятиях. Использование массажных щеток на занятии позволяет решить следующие задачи:
1. Коррекция личностных нарушений (инактивности, негативизма) и трудностей адаптации.
2. Формирование ритма движений.
3. Формирование комплекса двигательных и речевых функций.
4. Развитие фонематического слуха и слуховой памяти, ритмико-интонационной и слоговой структуры слов.
В упражнениях с массажной щёткой выполняются попеременные и синхронные движения обеими руками, а так же используется стихотворный текст, который позволяет соотносить ритмический рисунок текста с ритмом движений.
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
Для массажа кистей рук применяются мячи «ёжики», которые дети катают между ладонями. А для массажа пальцев пользуемся спиральными колечками из проволоки, которые двигаются по фаланге пальца вниз и вверх.
Упражнения на развитие силы кистей рук так же повышают тонус коры головного мозга. Для этого даем детям кистевой эспандер в виде резинового кольца с небольшими шипами. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог, проговаривая:
Я сожму свое кольцо –
Буду сильным молодцом.
Буду младших защищать,
Буду слабым помогать.
Пополам его согну
И восьмеркой заверну.
После каждой строки руки меняются.
Развивает чувство ритма и координацию движений упражнение с верёвкой, на которой завязываются ощутимые узлы, а концы верёвки связываются. Упражнение проводится в подгруппе детей. Дети стоят в кругу и держат все вместе верёвку. Проговаривая стихотворные строки, дети хватаются за узлы на каждый ударный слог, перебирая верёвку.
Я хватаюсь за верёвку
Правой ловко, левой ловко.
За узлы её беру
И играю поутру.
Все игры с пальчиками развивают речевые центры коры головного мозга. Кроме того, они помогают согласовывать работу понятийного и двигательного центров речи. У ребёнка повышается интерес, если эти игры проводятся в «Пальчиковом бассейне». «Пальчиковым бассейном» может стать любая прямоугольная коробка с невысокими бортиками на 6-8-10см., заполненная фасолью, желудями, мелкими предметами разной величины формы, фактуры.
Проведение пальчиковой гимнастики в таком «бассейне» способствует:
- нормализации мышечного тонуса кисти рук;
- развитию двигательных кинестезий;
- снятию усталости и напряжения;
- стимулированию фантазии, проявлению творческих способностей и т. д.
Задания и игры разнообразны:
- руки «плавают в бассейне»;
- одна рука ищет желудь, другая фасоль;
- обе руки выбирают предметы только желтого цвета;
- найти большой и два маленьких шарика и др.
«Разноцветные прищепки» - ещё один приём, который можно использовать в работе с детьми, имеющими минимальные дизартрические расстройства. Механическое сдавливание подушечек пальцев с использованием разноцветных прищепок направлено на активизацию незрелых клеток головного мозга и может быть использовано в сочетании с массажем лицевой и оральной мускулатуры. Успешно используются прищепки для тренировки силы мышц пальцев. Дети с удовольствием выполняют задания: разжать прищепку большим и указательным пальцами, большим и средним и т. д. правой и левой руки и прикрепить эти прищепки на лучики солнышка, вырезанного из картона, или на бороду гномика. Творческая фантазия специалиста может подсказать различные варианты дополнительного использования разноцветных прищепок. На занятии они могут играть роль сенсорных эталонов цвета, могут быть использованы для упражнений в счёте и для развития пространственной ориентировки. Дети с удовольствием прикрепляют прищепки на лучики солнышка, вырезанного из картона или на бороду гномика.
Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев с использованием различных вспомогательных средств и тренажёров помогает успешно преодолеть речевой дефект у ребенка с минимальными дизартрическими расстройствами. Кроме этого развитие мелкой моторики является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, пространственная ориентировка.
Практика показывает, что занятия, направленные на совершенствование и тренировку движения рук ребенка, создают основу для успешного обучения письму.
Литература:
1. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. – М. : АСТ: Астрель:, 2007.
2. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций ребенка : Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности. – М., 1973.
3. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. – СПб. : Издательский дом «Литера» Санкт-Петербург, 2005.
4. Лопатина Л. В. Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией: Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекция у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. – СПб, 1996.
5. Дерюхина Г. В., Яньшина Е. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми, страдающими церебральным параличом. – М. ,1999.