Ольга Торопова
Развитие связной речи в процессе формирования воображения у детей д в с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обуславливают некоторые специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления. Без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, с трудом справляются с такими заданиями, как: составление рассказа по серии картин, по сюжетной картине, составление описательного рассказа по игрушке, придумывание сказки, рассказа по заданному началу. Почему же дети затрудняются выполнить все эти задания? Да всё потому, что они сосредотачивают свой взгляд только на том, что видят перед глазами в данный момент и не могут отойти от этого, т. е. представить, что было до того, а что после – не могут пофантазировать. Недостаточное развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи и недостаточное развитие психических процессов слились воедино.
Темочки:
- Воображение. Развитие воображения у детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Изучив особенности детей с общим недоразвитием речи, я сделала вывод: для того, чтоб научить детей связному, последовательному рассказыванию необходимо развивать не только речевые навыки детей, но и психические процессы, в частности воображение.
Л. С. Выготский подчеркивал связь воображения ребенка с речью. Он считал, что ". очень мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоение речи. ".
Существует три группы факторов, показывающих связь речевого развития ребенка с воображением :
• само речевое развитие ребенка существенно продвигает и развивает его воображение;
• задержанные в речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения;
• не только появление речи, но и важные моменты в ее развитии являются в то же время узловыми моментами и в развитии детского воображения.
Современные исследования, направляемые на выявление роли слова в развитии воображения, весьма не многочисленны.
Изучением особенностей проявления творческого воображения у детей с общим недоразвитием речи и использование практических приёмов для активизации воображения занимались В. П. Глухов, Е. М. Мастюкова, О. М. Дьяченко, Е. Е. Кравцова. Однако, вопрос развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, остаётся в настоящее время мало изученным, недостаточно существует методик, направленных на изучение и коррекцию данного аспекта. Поэтому проблема более глубокого разностороннего изучения воображения, развитие связной речи в процессе формирования воображения у детей с нарушениями речи является актуальной и значимой для дошкольной логопедии и логопсихологии.
Следует помнить и о том, что основу для воображения создают разнообразные, богатые представления, собственный опыт дошкольника. Необходимо расширять опыт ребёнка. Чем больше он видел, слышал, пережил и усвоил, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения. Дефектологи утверждают, что развитие воображения тесно связано с освоением знаков родного языка. Слово даёт возможность ребёнку представить и преобразовать предмет в его отсутствие.
В настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие речи и творческого воображения. Кроме того интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние вербального воображения на речь дошкольников.
В процессе выполнения таких игр и упражнений у детей дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.
В зависимости от уровня развития и подготовленности детей, их индивидуальных и личностных особенностей подбор игр изменяется. Речевые игры теснейшим образом связаны с такими разделами «Программы воспитания и обучения в детском саду», как ознакомление с окружающим, ознакомление с природой, изодеятельность, развитие речи. Это позволяет сделать процесс познания и развития ненавязчивым, интересным, естественным, а главное, более продуктивным.
Задержка в развитии речи ведет за собой задержку развития воображения.
Бедный словарь, несформированность фразовой речи, многочисленные аграмматизмы, отсутствие связной монологической речи в сочетании с отставанием в развитии творческого воображения создают серьёзные препятствия для словесного творчества детей. Поэтому я в своей работе с детьми нахожусь в постоянном поиске эффективных практических путей развития творческого воображения, как одним из методов развития связной речи.
Цель моей работы: При работе над развитием связной речи, повысить уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Работа ведется в тесной связи с педагогами ДОУ.
Отсюда вытекают основные условия развития творческого воображения, созданные в нашем дошкольном учреждении:
•Воспитание взрослых, способных руководить творчески;
• Совместная деятельность взрослого и ребёнка, где взрослый своим поведением и поступками раскрывает новые неожиданные стороны окружающего мира. Обучающийся творчеству ребёнок начинает понимать, что одни и те же задачи и проблемы могут быть решены разными путями, что окружающий мир может быть осмыслен с самых различных позиций
• Организация предметной среды. Особое место занимают задания, где предметы или их изображения понимаются по-разному. Так, детям предлагаются задания, которые предусматривают что-то дорисовать или просто представить, что это такое; самим придумать и задать взрослому или сверстнику аналогичное задание; предложить для рисования и строительства разнообразные, самой необычной формы листы бумаги и кубики. Наряду со знакомыми предметами в среду вносятся предметы неспецифические, полуфункциональные: бросовый материал и природный материал. Такие предметы легко включаются в игру, способствуя одновременно и развитию творчества, и развитию самой игры.
Коррекционно-развивающая работа условно делится на три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
На первом этапе, чтобы заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик, был предложен приём «Волшебная палочка».
Дети с восторгом восприняли игру в «волшебство», узнали, кто такие фантазёры.
В конце занятия, для закрепления пройденного материала предлагалось детям превратиться в какой-либо предмет и рассказать о себе (предмете).
На основном этапе проводилась работа, направленная на всестороннее знакомство с предметами ближайшего окружения, используя метод системного анализа, который позволяет рассматривать прошлое, настоящее и будущее той или иной вещи, разложить её на детали, составные части.
Цель основного этапа - развивать у детей творческое воображение и учить их определять главную функцию предмета и находить много дополнительных, расширять функциональное применение предметов на практике.
Кроме бесед на основном этапе осуществлялась работа, направленная на развитие творческого воображения, в тесном сотрудничестве с педагогами –музыкальным руководителем, воспитателями физической культуре, педагогом-психологом, а также воспитателями группы и родителями воспитанников. Дети дорисовывали геометрические фигуры, кляксы, графически изображали музыку, строили жильё для животных. Использование в работе с детьми продуктивной деятельности носило для нас также диагностический характер: мы наблюдали динамику детских рисунков. На первых занятиях почти все детские рисунки были схематичные, без деталей. В дальнейшем, рисунки детей отличаются оригинальностью.
Для создания и поддержания позитивного эмоционального фона вместе со специальными приёмами использую музыкальное сопровождение. Игры и упражнения, направленные на решение основных задач, подбирались по принципу усложнения от игры к игре.
На заключительном этапе работы с детьми проводятся игры с целью обобщения и закрепления полученных знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих этапах, проверки умений детей применять имеющиеся навыки видоизменять, преобразовывать, комбинировать представления памяти и создавать на этой основе относительно новые образы и образные ситуации.
На завершающем этапе детям предоставляется возможность действовать самостоятельно: загадывать предметы, рисовать открытку, подбирать определение к слову, придумывать загадки, сказки. Все дети с желанием играют, всегда активны.
В результате коррекционно-развивающей работы у детей повысился уровень проявления творческого воображения : рисунки стали более детализированными, оригинальными.
Таким образом, подобранные игры оказались эффективными.
Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании.
В процессе выполнения таких игр и упражнений у детей дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.
К вашему вниманию я предлагаю несколько игр, способствующих развитию вербального воображения и речи. Для проведения не требуется специальная подготовка, нужно лишь организовать игру, включиться в неё и фантазировать вместе с детьми. Игры я использую как на занятиях, так и в режимных моментах.
Игра «увеличение - уменьшение»
Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите.
- Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.
- Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом. - Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик. - Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.
Игра «Оживи предмет»
Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.
- В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?
- О чем думает ваша обувь.
Игра «Разными глазами»
1 .Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.
2. Участникам игры выдаются одинаковые сюжетные картинки. Им предлагается описать ситуацию с точки зрения разных ее участников, интересы которых могут быть и противоположными. К примеру, с точки зрения лисы и зайца, медведя и пчел.
Игра «Автобиография»
Я представлю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путём наводящих вопросов выясните, о ком или о чём идёт речь.
"Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)".
«Фантазер»
Предложите ребенку пофантазировать на самые разнообразные темы:
«Если бы я был волшебником» (каким? зачем? что делал бы? и т. п.);
«Если бы вдруг исчезло время» (что в этом хорошего? что плохого);
«Если бы я оказался на необитаемом острове» (что бы стал делать);
«Если бы у меня было много денег» (на что бы их потратил);
«Если бы я стал невидимым» (для чего использовал бы это свойство);
«Пиктограммы»
Детям дается бумага и простой карандаш и объясняются правила игры: «Я вам буду говорить слова, а вы спрячьте их в рисунок так, чтобы потом их можно было найти. Постарайтесь сделать рисунки побыстрее, так как мы будем прятать много слов. Не нужно, чтобы рисунки были очень хорошими. Надо только, чтобы они помогли вам найти те слова, которые я буду говорить, а вы прятать».
Перед тем как начать читать детям слова, можно вспомнить о том, как на дорогах спрятаны целые предложения: показать несколько дорожных знаков, спросить, что они обозначают, или рассказать, если дети не знают. Для «спрятывания» предлагается 10— 12 слов и словосочетаний: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка или любые другие.
"Выведение следствий"
Эта игра используется как в развитии воображения, так и словесно-логического мышления. Предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов "Что произойдёт. ". Задача ребёнка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.
Список примерных вопросов:
"Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?"
"Что произойдёт, если все животные начнут говорить человеческим голосом?"
"Что произойдёт, если все горы вдруг превратятся в сахарные?"
"Что произойдёт, если у тебя вырастут крылья?" и. т. п.
Используя речевые творческие игры в своей работе, я добилась того, чего хотела.
Дети научились составлять интересные сказки, составлять описательные рассказы по игрушкам. Игры помогают развивать фантазию и логическое мышление детей, научил их мыслить системно, понимать суть происходящих процессов, обогатил круг представлений, увеличил словарный запас, сформировал связную речь.