Наталья Морозова
Развитие связной речи дошкольников через картинно-графические схемы
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи дошкольников, через
картинно-графические схемы
«Учите ребенка, каким – нибудь неизвестным ему
пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский.
Публикация «Развитие связной речи дошкольников через картинно-графические схемы» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Прогресс в современном мире движется огромными темпами, сегодня общество предъявляет высокие требования к личности. Наша Страна не остается в стороне в этом вопросе.
Казахстан отводит особое место вопросу качества образования. Предъявляются новые требования в воспитании и образовании подрастающего поколения.
«Казахстанец будущего – это высококлассный специалист, владеющий казахским, русским, английским языками, он социально активен, не боится перемен» [Н. А. Назарбаев]
Дошкольное детство – особый период в жизни человека: закладываются основы здоровья, умственного, трудового, эстетического развития, активно познается окружающий мир, что является основой, фундаментом при формировании интеллекта личности в целом. Именно в этот период очень важно помочь ребенку развить свои способности, чтобы лучше реализоваться в будущем.
Уровень развития речи – это главный фактор, который отображает уровень общего развития ребенка. Этот вопрос дошкольного обучения нашел отражение в области «Коммуникация», где дети овладевают способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Основываясь на результаты диагностики, мной было выявлено, что у дошкольников наблюдается недостаточное развитие речевых средств, мало используют фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности, испытывают трудности в составлении рассказов, нарушена логическая последовательность изложения, наблюдаются смысловые пропуски. Поэтому общий низкий уровень речи детей, а в старшем дошкольном возрасте именно связной речи, обуславливает, в свою очередь, снижение уровня познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы, что приводит, в дальнейшем, к появлению затруднений в овладении школьной программой, и, прежде всего, чтением и письмом. И, как следствие, у детей развиваются различные комплексы неполноценности, ограничение в выборе профессии, поведенческие отклонения и недоразвитие психических процессов (внимания, памяти, мышления).
Изучив литературу по данному вопросу, я обратилась к одному из приемов: применение картинно – графических схем. Считаю, что использование именно картинно – графических схем способно активизировать речь дошкольников.
Использование картинно – графических схем в области «Коммуникация» развивает мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует все стороны речи, позволяет преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Цель моей работы: сформировать у дошкольников потребность в овладении связной речью.
Гипотеза: если…создать специальные условия, выработать специальную систему работы в соответствии с возрастными особенностями, то…у дошкольников будет сформирован не только интерес к получению и передачи информации, но и овладение связной речью, что является приоритетным умением при подготовке к школьному обучению.
Для достижения цели я определила следующие задачи:
- Изучить и проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу по данной теме.
- Диагностика детей.
- Анализ работ.
- Систематизировать методический и дидактический материал по данному вопросу.
- Разработать дидактический и демонстрационный материал по лексическим темам в образовательной области «Коммуникация».
- Разработать картинно – графические схемы для самостоятельной работы.
- Разработка разноуровневых заданий.
- Привлечение родителей в коррекционно – развивающий процесс.
Проблема развития речи всегда была в центре внимания педагогов, ученых: Я. А. Каменского и Ж. Ж. Руссо, Г. Песталоцций и Ф. Фребель, К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой. Е. И. Тихеева – крупный педагог – методист и общественный деятель в области воспитания, ставила проблему развития речи в центр внимания, независимо от характера деятельности и возраста детей. На вопрос: «Что значит владеть всеми видами и проявлениями речи?» - она ответила: «Значит, владеть могущественным орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества».
Ожидаемый результат:
повышение качественной стороны речи; появление речевого раскрепощения; улучшение памяти; формирование таких качеств, как наблюдательность, общительность, сотрудничества, позиция: «Я могу!»