Папки-передвижки

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством работы в музее ДОО

Юлия Алексеевна Мушенок
Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством работы в музее ДОО

Мушенок Ю. А., учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №365», г. о. Самара

Развитие связной речи детей дошкольного возраста

посредством работы в музее ДОО

Эффективность логопедической работы с детьми дошкольного возраста во многом зависит от тех средств, которые в своей работе применяет педагог, от того, насколько они вызывают у детей интерес и соответственно, внутреннюю мотивацию к деятельности.

Публикация «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством работы в музее ДОО» размещена в разделах

Наш опыт показывает, что одной из эффективных форм работы является организация логопедических занятий в рамках музея детского сада. В нашем детском саду педагогами создан музей «Русская изба», где ведется работа с детьми, которая одновременно способствует как развитию связной речи, так и познавательному и художественно-эстетическому развитию. Занятия проводятся с детьми всех возрастных категорий, специфика и сложность предлагаемых детям заданий зависит от тех целей и задач, которые ставит перед собой педагог.

Рассмотрим в качестве примера работу с детьми 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности. Ценность организации ряда занятий именно в музее детского сада состоит в том, что в необычной обстановке у детей повышается мотивация к мыслительной и речевой деятельности, появляется интерес, создается благоприятная психологическая атмосфера. Под музей выделена отдельная комната, стены стилизованы под бревенчатую избу с резными ставнями, присутствует в натуральную величину макет русской печи. В музее все экспонаты расположены органично так, как предметы находились в настоящей избе: часы с кукушкой на стене, глиняные горшочки у печи, самовар и т. д.

В ходе работы по развитию диалогической и монологической формы связной речи мы решаем комплекс коррекционно-развивающих и воспитательных задач. Расширяем лексический запас дошкольников словами из древнего русского быта («чаепитие», «самовар», «лучина», «посиделки», «горница», «конфорка», развиваем фонематический слух, формируем навыки словообразования и т. д. Кроме того, вызываем у детей интерес к русской культуре, к пословицам, поговоркам, загадкам и другим жанрам устного народного творчества.

Приведем некоторые примеры работы с детьми в музее.

Русский народный фольклор содержит в себе прекрасные образцы таких жанров, которые способствуют речевому развитию детей : в частности, это скороговорки, чистоговорки и т. д. Данные жанры мы применяем в ходе работы в музее, они в полной мере соответствуют контексту: развитие связной речи в культурной среде музея «Русская изба».

В целях развития фонематического слуха разгадываем с детьми ребус «Самовар». На магнитной доске представлено 7 фотографий предметов. Дети должны правильно произнести первый звук в каждом слове, а потом из них составить слово «самовар». Показываем детям настоящий самовар в избе, а дети посредством пантомимы изображают его.

Частью работы по речевому развитию являются игровые задания на дифференциацию звуков. При этом мы приводим детям примеры предметов (и, соответственно, слов) из русского быта, в которых содержатся звуки, схожие по каким-либо признакам.

Развитию навыка образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов способствует проводимая нами игра «Скажи ласково». Учитель-логопед показывает детям экспонаты музея «Русская изба», предлагает назвать слово в уменьшительно-ласкательной форме («чашка – чашечка», «самовар – самоварчик», «блюдце-блюдечко»).

В целях развития монологической связной речи высокую эффективность показывает составление рассказов посредством метода наглядного моделирования. В музее «Русская изба» дети, ориентируясь на фотографии и экспонаты музея, составляют рассказы как по заранее известным им сюжетам, так и создают собственные повествования - импровизации. В ходе такой работы расширяется словарный запас, формируются навыки построения связной речи, развивается творческое воображение.

Отметим, что одним из достоинств организации логопедической работы в музее является наличие тактильного контакта детей с экспонатами.

Так, например, дети заплетают косы русским народным куклам, что способствует развитию мелкой моторики, следовательно, и речи (так как речь и мелкая моторика связаны).

В процессе подготовки к логопедическим занятиям в стенах музея «Русская изба» мы учитываем технологию развития связной речи дошкольников (Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко, а также программу логопедической работы по преодолению ОНР у детей (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина).

Нами разработан комплект конспектов логопедических занятий, который позволяет вести педагогическую работу в плановом режиме. В качестве примера рассмотрим конспект занятия «Посиделки у Арины».

Данное занятие проводится с детьми 6-7 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. Занятие проводится в подгрупповой форме, продолжительность занятия составляет 25-30 минут. К занятию подготовлены такие элементы образовательной среды, которые способствуют повышению мотивации детей : кукла Арина в русском народном костюме, музыкальное сопровождение (песня «Самовар» – слова и музыка Т. Музыкантовой). Также в ходе занятия применяются экспонаты музея «Русская изба», магнитная доска, мяч и комплект картинок.

В ходе вводной части осуществляем настрой детей на занятие : слушаем песню «Самовар», дети отгадывают загадки, слушают рассказ педагога о русском быте, знакомятся с экспонатами музея. В ходе основной части осуществляется работа по развитию фонематического слуха (разгадывание ребуса «Самовар», усвоению значения новых слов (проводится беседа об экспонатах музея, дети произносят русские пословицы и поговорки). Чтобы снять у детей психофизическое напряжение, проводится динамическая пауза. Также в основной части занятия проводится игра «Скажи ласково» по развитию навыков образования существительных с помощью суффиксов.

На заключительном этапе проводится рефлексия: дети рассказывают о своих чувствах, при этом наполняют тарелочку сушками, если занятие понравилось. В ходе рефлексии дети учатся выражать свои эмоции и настроение, развивается связная речь.

Таким образом, наш опыт показывает, что эффективность логопедических занятий может быть повышена в ситуации, когда учителем-логопедом созданы специальные мотивирующие условия для детей. В частности, таким условием может быть проведение логопедической работы в музее детского сада. При этом игровые и иные логопедические задания должны соответствовать тематике музея.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством работы в музее ДОО
Опубликовано: 17 октября 2022 в 19:33
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД