Елена Плеханова
Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок
Развитие связанной речи дошкольников через обучение составления рассказов по картине и серии картинок
Формирование связной речи является следствием усложняющейся деятельности ребенка и напрямую связано с развитием мышления. К концу дошкольного возраста ребенок овладевает всеми формами устной речи : диалогической и монологической, контекстной и ситуативной. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая, и отличается развернутостью, сложностью в лингвистическом отношении, предполагает использование полных, распространенных предложений.
Публикация «Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Рассказывание по серии картинок является очень эффективным видом работы по формированию связной речи. Оно исключает этап составления плана рассказа, так как порядок чередования картинок определяет последовательность изложения.
Обучение составления рассказа по серии картинок можно начинать с трехлетнего возраста. Детям этого возраста для составления серии предлагается 2 – 3 картинки.
К четырем годам объем серии увеличивается до 4 – 5 картинок. Их сюжеты должны отражать реальный опыт детей (процесс умывания, кормления, укладывания спать и т. д.)
В пятилетнем возрасте ребенку может предлагаться до 6–ти картинок в серии по типичным событиям, переживаемым детьми в этом возрасте (покупка чего-либо в магазинах, поход в зоопарк или в лес). В этом же возрасте можно использовать серию картинок на основе сказочных ситуаций (ёжик собирает яблоки в лесу, варит варенье и угощает им лесных зверей).
При возрасте детей пять-семь лет целесообразнее использовать серии картинок из 6 – 8 кадров, связанных разнообразным содержанием (из личного опыта детей, из наблюдаемых со стороны действий; использование сказочных ситуаций из литературных произведений, не знакомых детям).
Во всех случаях не рекомендуется использовать серии картинок с нарушенной логической цепочкой. Также не рекомендуется использовать картинки, связанные с текстами знакомых детям литературных произведений.
Очень важно создавать у детей мотивацию этой деятельности и стимулировать положительное эмоциональное состояние в процессе работы и по ее окончании. Примеры мотивации:
• для детей трех лет: пропеть песенку с картинками, проговорить рифмованный текст, вслух положительно оценить серию картинок, сложенных в нужной последовательности;
• для детей четырех-пяти лет целесообразно использовать мотив оказания помощи какому – либо герою (например, Чебурашка хочет разобраться в картинках);
• дети пяти-семи лет с удовольствием используют мотив соревнования (работа на скорость, подготовка к школе или игра в «сыщиков»).
Для развития у детей умения составлять связный рассказ по серии картинок предлагается следующий алгоритм работы:
1. Ребёнку нужно выложить картинки в логической последовательности (картинки разрезаны).
2. Составить по цепочке картинок связный рассказ.
Дети, которые не справляются с подобными заданиями, как правило, испытывают трудности в обучении.
Как подготовить ребёнка к выполнению такого вида заданий?
Последовательность обучения.
1. Сначала надо научить ребёнка анализировать ситуации из реальной жизни. Когда ребёнок умывается, попросите его рассказать последовательность совершаемых действий.
- Что мы делаем сейчас?
- Что делали до этого?
- Что будешь делать, когда намылишь руки?
- Зачем мы всё это делали? (Чтобы руки были чистые перед едой).
Подобным образом можно анализировать причинно-следственные связи в сказках, например, Ш. Перро «Красная Шапочка».
Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляется в определённой последовательности.
1. Учим раскладывать картинки в одну линию слева направо.
2. Учим находить основных героев и общие объекты на всех картинках серии.
3. Учим определять место действия на каждой картинке и устанавливать взаимосвязи на основе анализа местоположения героев и объектов.
4. Учим определять время событий на каждой картинке (время года, время суток).
5. Учим выделять сквозных героев на каждой картинке, называть их действия и делать умозаключение о цели их действий (зачем делает)
6. Учим устанавливать последовательность действий (что за чем)
7. Учим составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок
по схеме:
а) однажды.
б) в таком-то месте.
в) такой-то объект.
г) делал то-то для того то.
д) потом этот же объект делал (переходим ко 2 картинке).
е) и далее по каждой картинке рассказываем об объекте, его действиях и целях действий.
ё) в результате получилось то-то, поэтому можем сказать, что данный герой такой-то
ж) придумаем название получившемуся рассказу.
Залогом успеха при обучении рассказыванию по серии картин является осмысление детьми общего содержания изображенных событий. В конечном итоге у малышей должно быть сформировано целостное впечатление о них.
Обязательным принципом обучения детей рассказыванию является то, что необходимо учитывать сферу развития общения малышей друг с другом и со взрослыми, учитывать их особенности, опираться на их индивидуальные способности. Это в полной мере позволит решить задачи развития речи и формирования культуры общения.