Андреева Юлия
Развитие способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие способностей дошкольников
Способности - это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость её освоения.
Способность отличают одного человека от другого, облегчают усвоение знаний, формируют умения и навыки. В свою очередь знания, умения и навыки приводят к развитию. способностей. Природными предрасположенностями развития способностей являются задатки - то есть генетически закрепленные анатомо-физиологические особенности организма.
Публикация «Развитие способностей дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Способности принято делить на общие и специальные.
Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самые первые проявления способностей - склонность к какому-либо виду деятельности - ребёнок испытывает радость, удовольствие, ему интересен сам процесс (нравится не нарисовать картинку, а рисовать и так далее). Наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления (осваиваются основные движения, предметы и действия, формируется активная речь).
Общие способности делится на познавательные и практические.
Формирующие познавательные способности включены в становлении образовательных форм познания действительности: восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение, то есть идет создание образного фундамента интеллекта (Леонид Абрамович).
Центральное место в структуре познавательных способностей занимают способности создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков, частей и ситуаций. К познавательным способностям относится в первую очередь сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием ребёнком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Интенсивно формируются с 3-4 лет, усваиваются сенсорные эталоны. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их (представление о цветах спектра, геометрические формы и так далее). Вначале ребенок просто идентифицирует свойства воспринимаемого объекта с соответствующим эталоном, а затем усложняется процесс: ребенок сравнивает предмет и его свойства сразу с несколькими эталонами. Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение использования готовых моделей и построение моделей на основе установления отношений между предметом-заместителем и замещаемым объектом. Готовая модель-план участка или др. комнаты, по которым дети учатся ориентироваться, затем сами начинают строить такой план, обозначая предметы условными знаками.
В дошкольном возрасте ребё нком осваивается три вида моделей и соответственно три вида модельных представлений: конкретные, отражают структуру отдельного объекта; обобщённые, отражают общественную структуру класса объектов; условно-символические, передающие наглядно ненаглядные отношения. Наглядные модели-это специфические средства, помогающие детям овладеть знаниями о некоторых связях и закономерностях явлений действительности. Процесс овладения наглядным моделированием включает четыре основные линии.
1 линия состоит в расширении диапазона моделируемых отношений- от пространственных отношений до временных, механических, звуковых, математических, логических.
2. Линия связана с изменениями степени обобщенности и абстрактности моделируемых отношений. От единичных конкретных ситуаций к обобщенной модели. 3. линия- касается изменения самих наглядных моделей, с которым действуют дети. Отмоделей сохраняющих внешнее сходство к моделям с условно-символическим изображением типа графиков.
4. линия заключается в характере действий детей при моделировании.
В младшем дошкольном возрасте сформировывается предпосылка построения моделей - это действие замещения далее символическое замещение, в котором заместитель имеет с замещаемым объектом смысловую связь.
Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумывать сказку или историю, создавать замысел игры или рисунка.
Теоретический подход Л. А. Венгера к проблеме познавательных способностей и экспериментальные исследования позволили разработать систему диагностики умственного развития дошкольника и специальную программу обучения "Развитие".
Практические особенности. Дошкольник включен в многообразные виды деятельности: игру, конструирование, труд и так далее. Все они имеют совместный коллективный характер, а значит создают условия для появления и развития практических способностей, прежде всего организаторских. Для успешного взаимодействия друг с другом детям необходим целый ряд умений: постановка цели, планирование содержания, выбор средств, соотношение полученного результата с предполагаемым, учёт мнения партнеров, распределение обязанностей, контроль за соблюдением правил порядка, умение решать спорные вопросы и конфликты, навыки оценки. К практическим способностям относятся : конструктивно-технологические: пространственное видение пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и части по плану, чертежу, схеме, описанию, умение самостоятельно формировать замысел, отличающийся оригинальностью.
Специальные способности в дошкольном возрасте прежде всего в художественные. Дошкольник включен во все многообразные художественные виды деятельности (поёт, танцует, лепит, рисует). В дошкольном возрасте проявляются:
1. изобразительные, декоративно-прикладные способности (чувство композиции, цвета, цветовых отношений, формы и пропорции).
2. Театрально-речевые (поэтический слух, выразительные интонации, мимика, жесты, позы, походка при передаче образа героя в игре или спектакле).
3. Музыкальные (эмоциональные переживания, чувство ритма, ладовое движение мелодии и воспроизведение мелодии по слуху). Музыкальные способности дошкольника обнаруживаются при прослушивании музыки в умениях воспринимать, сопереживать, различать выразительные музыкальные средства, при исполнении музыкальных произведений (пение, движения под музыку, игра на детских музыкальных инструментах), а также в музыкальных импровизациях (песенных, музыкально- игровых и танцевальных). Любая специальная способность включает основные направляющие: определенный уровень познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости.
Особое место в психологии способностей занимают проблемы развития одаренных детей. Под одаренностью понимается качественно своеобразное сочетание способностей, которое обуславливают диапазон интеллектуальных возможностей человека, своеобразие его деятельности. Одарённый ребёнок по типу умственного развития опережает своих сверстников: раннее развитие речи, большой словарный запас, чувствительность к новой информации, умение её получать и систематизировать, стремление решать трудные проблемы и рассуждать о сложных явлениях, устанавливать скрытые связи между объектами, находить зависимость. Одарённые дети очень любознательны, задают много вопросов взрослому, которые могут поставить в тупик, они критичны по отношению к себе и окружающим.
Натан Семёнович Лейтес считает важной характеристикой одаренности выраженную умственную активность и её самореализацию. Выделяет 3 группы одарё нных детей:
1 группа - дети с ускоренным умственным развитием : интеллект + умственная активность + ненасытная познавательная потребность
2 группа - дети с ранней умственной специализацией в области науки и техники. По "своему" предмету ребёнок может значительно выделяться.
3 группа одаренных детей - дети с отдельными признаками незаурядных способностей. Они не опережают сверстников в общем развитии интеллекта, не проявляют успеха в каких-либо областях деятельности, но их отличие - особые качества отдельного психологического процесса (необычная память на какие-либо объекты, богатое воображение, острая наблюдательность).
В основе одаренности в соответствии с концепцией Алексея Михайловича Матюшкина лежит творческий потенциал, который раскрывается в любой профессии или области деятельности и выражается в постановке и решении различного рода проблем. Наиболее общим компонентом творческого потенциала является ярко выраженная познавательная потребность. Первые её проявления - это потребность в новых впечатлениях, которая функционирует с момента рождения, наиболее высокая чувствительность к новизне ситуации, обнаружение нового в обычном, предпочтении к звукам, цветам, формам. Познавательная потребность бывает сильнее потребности во сне и пище. Она не насыщаема, выражается в постоянной любознательности.
До 2-3 лет реализация исследовательской активности способствует не произвольному открытие мира, усвоению сенсорных эталонов.
К 3-5 годам исследовательская активность преобразовывается в постановление вопросов и проблем, ребенок задают больше вопросов, чем ровесники, причём больше глубоких по содержанию, широких по тематике
К 5-6 годам проблемность становится основным структурным компонентом развития одарённости и творческого потенциала ребёнка. Ребенок стремятся найти ответ самостоятельно, прибегая к литературе, наблюдениям и экспериментам. Познавательная потребность осознается самим ребёнком.
Структуру одаренности Ольга Михайловна Дьяченко представляет в виде 3 блоков:
1 блок - Мотивация к определенному виду деятельности
2 блок- операциональный блок – он связан с умственными способностями дошкольника. Он определяются уровнем наглядного моделирования (познавательные способности) и продуктивностью воображения (творческие способности)
3 блок - воплощение достигнутых результатов решения в различных видах детской деятельности.
При такой трактовке одарённости, одаренным выступает не тот ребёнок, который быстрее начинает обучаться по школьной программе, а тот, который в наибольшей степени осваивает возможности своего возраста. Поэтому специфика умственной одаренности в дошкольном возрасте состоит не в ускоренном развитии интеллекта ребенка, а в наиболее полном овладение характерными для его возраста средствами познавательной деятельности, в соответствии с этим, разработана система выявления одаренных детей и создана особая образовательная программа "Одарённый ребёнок".
Условия развития способностей в дошкольном возрасте. Дошкольном возрасте бурно развивается все виды способностей. Существует определенная возрастная динамика их проявления. Наиболее рано обнаруживается художественная одаренность (музыка, рисование, позже к науке (раньше других одаренность к математике).
1. Правильно организовать деятельность ребенка. Включать в разнообразную деятельность, избегая ранней специализации.
2. Создание предметной среды: конструкторы, материалы, карандаши, краски, бумага, клей.
3. Обучение соответствующим навыкам и умениям.
4. Получение положительных эмоций, радости и удовлетворения от процесса деятельности. 5. Руководство деятельностью ребенка.
Н. С. Лайтес указывает на два важных свойства одаренного ребенка: активность и самореализация.
Огромная работоспособность, направленная в нужное русло, развивает познавательные интересы и склонности, умение ставить цель, контролировать свое поведение, волевые усилия, формировать трудолюбие.
Для развития детской одаренности важна правильная позиция взрослого. С одной стороны, взрослым зачастую не нравится обострённое любопытство детей, и стремление обсуждать "взрослые" темы, критичное отношение к родительскому воспитанию, когда они не могут ответить на вопрос ребёнка. Одаренные дети требуют повышенного внимания, так как взрослые источник его знаний. С другой стороны, взрослый формирует у ребёнка оценку, отношение к своим способностям, к достигнутым в деятельности результатам. Необходимо проявлять терпение, выражать сочувствие к неудачам, отвечать на вопросы, дать ребенку максимум самостоятельности и возможность заниматься интересующим делом. Однако следует помнить, что одарённый ребёнок, всё же просто ребёнок, и необходимо предоставить время для игры, других видов деятельности, помочь избежать преждевременного взросления. У одаренных детей трудности появляются и в отношении со сверстниками -они оказываются не всегда интересными одаренному ребенку, потому что его умственное развитие значительно опережает развитие сверстников. Старшие же дети считают их маленькими. Взрослый должен найти для одаренного ребенка сверстника такого же уровня психологического развития. Трудности наблюдаются у одаренных детей по отношению к самим себе. Повышенная критичность приводит к повышенной тревожности и ранимости, к тому что дети нередко не удовлетворены результатами своей деятельности, остро переживают, если не удается решить проблему, найти ответ на вопрос. И тогда ребёнку надо помочь поверить в себя, свои силы, подержать на пути познания. Важно научить дошкольника правильно и объективно оценивать себя и получать результат.