Наталья Голощапова
Развитие сотрудничества детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Система дошкольного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Образовательная работа с детьми направлена на обеспечение условий, открывающих возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия детей со сверстниками.
Публикация «Развитие сотрудничества детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности» размещена в разделах
Потребность в общении со сверстником выражается в стремлении дошкольника к самопознанию и самооценке посредством сравнения себя с ровесником как равным партнером. По данным Л. Н. Галигузовой, уже на третьем году жизни у ребенка начинает складываться потребность в общении со сверстником, о чем свидетельствуют следующие показатели: исчезновение действий со сверстником как с объектом и сохранение по отношению к нему действий только как с субъектом; выделение особой категории субъектных действий, применяемых только к сверстнику; появление попыток «продемонстрировать себя» сверстнику; проявление чувствительности к отношению сверстника. На протяжении дошкольного возраста потребность в общении со сверстниками возрастает. В результате этого к старшему дошкольному возрасту сверстник становится более предпочитаемым партнером, чем взрослый.
Именно сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение позволяют наполнить жизнь ребенка интересными делами, радостью от совместных побед, переживаниями в процессе выполнения общего дела, что, бесспорно, составляет бесценный социальный опыт, столь необходимый детям во взрослой жизни. Навыки сотрудничества в дошкольном возрасте учат детей помогать друг другу, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, пытаться разрешить разногласия с помощью аргументов. Сотрудничество со сверстниками необходимо для формирования способности строить свое действие с учетом действий партнера, понимать и принимать мнение друг друга, уметь учитывать индивидуальное эмоциональное состояние партнеров; обладать инициативностью, способностью добывать недостающую информацию; обладать готовностью к составлению плана совместной деятельности; уметь разрешать конфликт, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке участника совместного действия. Современная педагогическая практика располагает большим арсеналом средств по организации сотрудничества ребенка со сверстниками на занятиях, в игровой деятельности и свободном общении.
Природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности и высокий уровень эстетической культуры!
Именно продуктивные виды деятельности являются эффективными в сотрудничестве детей между собой. Полученный продукт в процессе совместной деятельности, можно использовать как в игре, так и в жизни. Кроме того, все виды совместной продуктивной деятельности развивает психические процессы. Когда ребенок рисует, он обдумывает или планирует результат изображения. Таким образом идет становление воображения. Можно сказать, творческое воображение предшествует получению продукта. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, любознательность и самостоятельность.
В лепке и разных видов аппликации дети также представляют свои впечатления о том, что их окружает в мире, как они относятся к окружающему.
Аппликация позволяет ознакомиться с различными способами обработки бумаги. Дети старшего дошкольного возраста вырезают, обрывают, сминают, скручивают, сгибают, складывают, наклеивают бумагу или отдельные ее части.
Изо-занятия, конструирование, лепка развивают у детей в старшем дошкольном возрасте различные умения и навыки, которые им позднее пригодятся в школе.
Совместные занятия, где дети получают продукт своей деятельности формируют эмоциональную сферу дошкольников. Такие занятия всегда сопровождаются общением, поэтому здесь можно сказать о развитии речи. Создание поделки стимулирует у детей речевую активность. Дети подражают в речи взрослому, они развиваются в плане диалогической речи.
Продуктивная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями.
На занятиях продуктивной деятельностью, успешно реализуется интегрированный подход. Занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.
Изделия, которые создаются детьми, создают приятную атмосферу сотрудничества. Дети радуются совместному творчеству. Такие занятия воспитывают у дошкольников нравственные качества, у них осуществляется развитие трудолюбие и отзывчивость к друг другу.
Таким образом сотрудничество детей в процессе продуктивной деятельности способствует формированию разносторонне развитой личности.
Список литературы:
1. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика. — М. : Юрайт, 2020. — 254 с.
2. Маврина И. В., Ягловская Е. К. Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками // Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. - М., 2001. - С. 106 - 118.
3. Маврина И. В. Сотрудничество дошкольников на развивающих занятиях // Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие» / Под ред. О. М. Дьяченко, В. В. Холмовской. -М., 2001. -С. ЗО -36.