Светлана Кудрина
Развитие сенсорных способностей с оборудованием «Пертра»
▼ Скачать + Заказать документы
Проводимая в детском саду коррекционно-развивающая работа направлена на реализацию следующих педагогических задач:
-формирование сенсорных навыков и эталонов (развитие восприятия цвета,
формы и величины,
-коррекция развитие зрительной и слуховой памяти,
- формирование произвольности психических процессов,
Публикация «Развитие сенсорных способностей с оборудованием „Пертра“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
-коррекция развитие мыслительных операций: анализ, синтез, группировка, классификация, конкретизация, обобщение, сравнение, аналогия, анализ, синтез;
-коррекция развитие умения делать выводы и умозаключения,
-коррекция развитие творческого потенциала ребенка,
- коррекция развитие коммуникативных навыков и партнерского общения,
- формирование познавательной мотивации.
У детей с ограниченными возможностями здоровья, не смотря на их возраст, большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому больше внимание уделяется профилактической и коррекционно-развивающей работе.
Большинство детей с ОВЗ испытывают трудности в обучении из-за того, что основным способом восприятия для них, как правило, является лишь один из сенсорных каналов. Важно обучить ребенка многосенсорному восприятию, поскольку умение пользоваться всеми каналами восприятия является фундаментом, обеспечивающим эффективность любого обучения.
Незаменимым помощником в психомоторной коррекции стал для меня игровой комплект “ПЕРТРА”.
Игровой комплект психолога разработан известным австрийским педагогом Марианной Фростиг. Концепция обращена к возможностям творческого формирования как ребенка, так и самого педагога.
Комплект Пертра - интересное пособие для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Его достоинства в том, что позволяет педагогу-психологу решать множество задач коррекции развития ребенка : его органов чувств, познавательных психических процессов, личностных проблем
Игровой комплект «Пертра»
-представляет широкое поле «общения» ребенка с деталями манипулятивами под руководством педагога
-предназначен для психологического развития и коррекции
детей дошкольного и младшего школьного возраста.
-способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной,
кинестетической памяти, развитию речи.
-позволяет педагогу выстраивать индивидуальную работу с ребенком, в соответствии с его возможностями и потребностями.
-дает возможность работать с каждым набором отдельно, либо одновременно использовать детали из разных наборов так как отсутствует жестко заданная игровая последовательность при работе с комплектом; организовать одновременную игру нескольких детей (дети могут играть каждый за себя, а могут разбиться на команды)
При выполнении всех заданий идет работа мелкой моторики рук, коррекция развития мышления, внимания, памяти, воображения, целенаправленности деятельности, умения договориться во время игры.
Формирования умений и навыков общения в процессе игры способствует коррекции развития произвольности общения, формированию активной позиции в коллективе детей.
Комплект выглядит как комод с семью выдвижными ящиками.
Каждый ящик-набор имеет крышку, ручку. Его можно переносить к месту занятия.
Главным достоинством материала является то, что использование деталей набора
в играх и упражнениях позволяет развивать все органы чувств ребенка, а значит, дает возможность расширять каналы (визуальный, аудиальный, кинестетический)
Игровой набор 1 Konstruktion (Пространство на плоскости)
В набор входят:
• комплект пластин с фигурными или прямыми пазами на лицевой
стороне и соответствующим рисунком на оборотной стороне
• машинки с одним и двумя фиксирующими штырьками
• фигурки людей со штырьками и без штырьков.
Занятия с набором способствуют развитию :
• содружественных движений глаз и руки, правой и левой рук;
• силы и координации движений пальцев;
• пространственной ориентации.
Варианты индивидуальных игровых упражнений
1. Начинать работу лучше без использования фигур людей и машинок, прослеживая путь по построенной дороге сначала взглядом, а затем сопровождая их движение:
• указательным пальцем правой руки;
• указательным пальцем левой руки;
• делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы сначала правой, а потом и левой руки (похоже на движение ног воображаемого человечка);
• одновременно двигаясь указательными пальцами обеих рук в одну сторону а) друг за другом «гуськом» с минимальным промежутком между пальцами и б) друг за другом «гуськом», но со значительным промежутком между пальцами);
• одновременно двигаясь указательными пальцами правой и левой рук навстречу друг другу из разных концов дороги и т. д.
2. Когда ребенок освоит одновременное движение двумя руками навстречу друг другу, можно предложить построить дорогу таким образом, чтобы из разных ее концов правая и левая руки двигались сначала навстречу друг другу, затем в противоположные стороны. На протяжении всего пути, до встречи пальцев обеих рук, направление их движения может несколько раз меняться.
3. Затем можно предложить организовать движение по улицам с использованием человечков, машин или бусин подходящего диаметра из набора игровых средств.
4. Работа может строиться по аналогичному плану.
Можно построить лабиринт из элементов дороги и попытаться пройти его с помощью машинок, человечков или бусин.
5. Теперь можно предложить игрокам с закрытыми глазами «пройти» дорогу указательным пальцем (или любым другим). После этого каждому игроку нужно на листе бумаги нарисовать карандашом только что пройденную дорогу (на первом этапе лучше предлагать несложную дорогу в виде волнистой линии, пунктира и т. д.).
Варианты коллективной игры
Количество деталей набора «Пертра» позволяет организовать одновременную игру нескольких детей. Игроки могут играть каждый за себя, а могут разбиваться на команды.
1. Двое игроков строят четыре дороги (отрезки улиц, соединяющиеся в центре круга (площади). Каждый выбирает по два человечка и ставит на противоположные (по горизонтали или вертикали) стороны улицы, в начало каждой дороги. По сигналу каждый игрок берет в левую и правую руки по одному своему человечку. Он передвигает их по улицам одновременно. Начинают игру дети тоже одновременно. Ребенку нужно провести двоих своих человечков в центральный круг быстрее своего соперника. Таким образом, получается, что все зависит от точности и быстроты движений игрока: если любой из человечков сбивается со своей улицы, игрок должен вернуть обоих своих человечков на исходную позицию и начать все сначала.
Вариант. Можно построить лабиринт, в котором только четыре улицы приведут человечков к центру города. Тогда необходимо будет понять, по каким улицам вести своих человечков.
2. Один игрок строит дорогу, а второму нужно проехать по ней на машине, а затем на листе бумаги карандашом нарисовать эту дорогу.
Игровой набор 2 Klassifikation (Упорядочение элементов).
В набор входят:
• маленькие квадраты, в центре которых изображены геометрические фигуры
• большие квадраты
• равнобедренные прямоугольные треугольники большие и малые
• прямоугольные пластины большие и маленькие
• деревянные рамки для составления квадратов из разных фигур.
Занятия с набором способствуют формированию :
• представлений о геометрических формах, цвете и размере, симметрии;
• представлений о симметрии и отработке навыка создания симметричных узоров;
• способности к классификации;
• понимания пространственных отношений («лево - право», «вверх - вниз»).
Занятия с набором способствуют развитию :
• математических навыков и умений (усвоение понятий «больше-меньше», «столько же», отработка состава числа и т. д.);
• умения различать геометрические формы, предметы по цвету
и размеру;
• пространственной ориентации.
Варианты индивидуальных игровых упражнений
1. Педагог выкладывает фигуры на доске-основе, дает задания и задает вопросы ребенку: «Какая фигура выложена на доске? Какого она цвета? Выложи под моей фигурой такую, же. Доложи к ней еще одну такую же. Сколько у тебя получилось фигур? Сколько у меня? У кого больше? На сколько? Сколько фигур у нас вместе?»
2. Педагог выбирает любую деталь, передает ее игроку, глаза которого завязаны. Ребенку нужно угадать на ощупь, какая фигура у него в руках. Можно предложить вопрос: «Как ты узнал, что это треугольник?» (Нащупал три угла, круг — углов нет и т. д.)
3. Педагог задает вопрос и дает задание: «Какая фигура находится на доске?» (Квадрат). «Используя любые другие фигуры (кроме квадрата, собери такую же фигуру».
4. Доска-основа разделена на 2 части (по вертикали). На правой части доски-основы собран узор. Задание: собрать такой же узор на левой части доски.
Варианты: симметрия может быть горизонтальной, диагональной, зеркальной.
5. А вот упражнения на развитие математических навыков:
«Выложи на доске-основе три зеленых треугольника. Под ними положи столько красных. Чем отличаются фигуры в двух рядах? Что у них общего? Сколько всего фигур в двух рядах? Что нужно сделать, чтобы в первом ряду треугольников стало меньше? Сколько треугольников можно убрать?»
На доске-основе учитель - дефектолог выкладывает фигуры (треугольники, квадраты, круги). Задание: разделить фигуры на несколько групп. Вопросы: «По каким признакам ты разделил фигуры? Сколько фигур у тебя в первой группе? Во второй? В третьей?. В какой группе фигур больше? В какой меньше? Подумай, как можно разделить фигуры каждой группы?» (Имеется в виду разделение фигур одной формы по цвету или размеру.)
Варианты коллективных игр
1. Игроки делятся на команды, по два-три человека в каждой. Первая команда собирает узор из разных геометрических фигур, вторая команда должна составить зеркально симметричный узор на второй половине доски. Выполнив задание, команды меняются ролями.
2. Играют две команды. Доска-основа разделена на две части. Каждая команда на своей части доски составляет узор из определенного количества деталей (формы деталей не оговариваются). Затем к доске подходят по одному игроку от каждой команды. Глаза этих игроков завязаны. Их задача – разбирая узор команды соперника, классифицировать фигуры по форме на ощупь. После того как игроки команд справятся с заданием, команды проверяют результаты. Вариант: разбирает узор вся команда, ребята по одному подходят к доске противника.
Игровой набор 3 Diskrimnation (Одинаковое и разное).
В набор входят
• бусины разных цветов, размеров и форм
• деревянные стержни разной длины, кубики со сквозными
отверстиями, диаметр которых совпадает с диаметром
деревянных стержней
• шнуры.
Занятия с набором способствуют развитию :
• представлений о форме, размере, цвете;
• умения соотносить размеры предметов зрительно и с помощью практических действий (можно только посмотрев, «на глазок» сказать, что одна фигура больше другой, а можно использовать прием наложения одной фигуры на другую, чтобы понять какая больше);
• способности к классификации;
• пространственной ориентации, пониманию пространственных отношений.
Занятия с набором способствуют формированию :
• представления о симметрии, навыка создания симметричных узоров;
• содружественных движений глаз и руки;
• содружественных движений пальцев правой и левой рук.
Варианты индивидуальных игровых упражнений
1. На основной доске выложен ряд любых фигур. Нужно отобрать предметы такого же цвета, формы, размера, выложить их во второй ряд доски-основы (можно нанизывать предметы на шнур).
2. На доске-основе (или на шнуре) бусины разного размера и цвета. Требуется составить узор в обратной последовательности: та бусина, которая в образце была первой, должна стать последней.
3. Рассмотреть узор. Назвать, из каких деталей он составлен. Выложить новый узор, предложенный учителем - дефектологом.
4. Построить пирамидку по словесной инструкции (указывается цвет фигур, размер; принцип построения - убывающая или возрастающая пирамидка).
5. Построить на доске-основе узор, симметричный данному (симметрия может быть зеркальной).
6. Придумать и составить собственный узор; назвать, из каких деталей он состоит.
7. Предметы одной формы выставлены в порядке уменьшения или увеличения размера. Игроку
8. Перед ребенком две бусины разного размера, имеющие отверстия одного диаметра. Ответить на вопросы: «Что общего между двумя предметами? Чем они отличаются?»
9. Нанизать на шнур фигуры по словесной инструкции учителя - дефектолога.
10. Доска-основа разделена на две части. На левой части доски в отверстия вставлены стержни различной высоты. На стержни нанизаны бусины разных размеров и цвета. Задача игрока - составить такой же узор на правой части доски.
11. Доска-основа разделена на две части. На левой части доски в отверстия вставлены стержни различной высоты. Стержни обвиты шнуром. Игроку нужно на правой части доски расположить стержни в таком же порядке, а затем повторить узор с помощью еще одного шнура.
12. На шнур нанизаны бусины разных цветов, формы и размеров. Игрок должен повторить цветовой узор, нанизывая бусины того же цвета, но другой формы. Вариант: нужно сохранить форму, изменив цвет бусин.
Варианты коллективной игры
1. Педагог готовит плакат (лист бумаги, на котором в любом порядке нарисованы разные бусины, под каждой из которых указан ее порядковый номер.
Команды должны собрать узор, нанизав бусины в нужной последовательности на шнуры. Начинается игра одновременно. Один игрок команды нанизывает за один ход одну бусину и передает шнур следующему игроку.
2. Игроки делятся на две команды, по два человека в каждой. Игроки одной команды садятся спиной друг к другу, у одного из них завязаны глаза. Перед ним лежит шнур с нанизанными на него бусинами разной формы. Перед вторым игроком лежит свободный шнур и комплект бусин разной формы, но одного цвета. Игрок с завязанными глазами снимает первую бусину со шнура, ощупывает ее форму своему напарнику. Второй игрок выбирает среди свободных бусин такую же и нанизывает ее на свой шнур. Вариант: у второго игрока команды глаза тоже завязаны, и он на ощупь пытается определить названную напарником бусину и нанизать ее на шнур.
Используя дидактическое оснащение третьего ящика, дети быстро учатся нанизывать детали на шнур по словесной инструкции, сортировать бусины, сравнивать их, чередовать по заданному образцу. Развивается восприятие, внимание, память и воображение ребенка.
Игровой набор 4 Relation (Пространство и преобразования)
В набор входят:
• деревянные шаблоны разных геометрических форм
• деревянные пластины со штырем для крепления на доске-основе
• воротца с большими и малыми отверстиями
• резинки с пробками на конце.
Занятия с набором способствуют развитию :
• представлений о геометрических формах;
• умения различать геометрические формы;
• пространственной ориентации и понимания пространственных отношений.
Занятия с набором способствуют формированию :
• кинестетического образа разных геометрических форм;
• навыка скоординированных движений пальцев.
Основное назначение этого набора - дополнение к остальным наборам.
Вариант индивидуального игрового упражнения
Изучается трансформация геометрических объектов. На доске-основе выкладываются: квадрат из прямоугольников, квадрат из двух треугольников, круг из секторов.
Открыв четвертый ящик, дети под руководством педагога создают сложные траектории, приобретают навыки моделирования пространства. Игры с конструированием объемного пространства очень нравятся старшим дошкольникам.
Дети придумывают названия городам и странам, которые обыгрываются с большим желанием. Дети привыкают к правилам доброжелательного взаимоотношения при освоении малого пространства, учатся договариваться и согласовывать свои намерения.
Игровой набор 5 Grafomotorik (От каракуль к каллиграфии)
В набор входят:
• деревянные пластины с пазом на лицевой стороне
и соответствующим пазу рисунком на оборотной стороне
• деревянные пластины-направляющие с желобом
• разноцветные фигурки машинок, ленты
• магнитный штифт.
Занятия с набором способствуют :
•знакомству с видами крепежных деталей и способами их соединения.
Детали этого набора могут служить главным образом как дополнительный (вспомогательный) материал к остальным наборам.
С игровым материалом пятого ящика ребенок осваивает плоскостное пространство, ориентируется в нем, вырабатывает координацию движений – и при этом он просто играет. Магнитный штифт является прообразом карандаша, за которым следует сначала непослушный, а потом уже послушный металлический шарик. Развивается мелкая моторика кисти руки, межполушарные связи. Такая игра привлекает и развивает.
Игровой набор 6 Handgeschiklichkeit (От хватания к схватыванию).
В набор входят:
• доска-основа с 280 отверстиями
• деревянные цилиндры со штырьками для закрепления на доске основе, короткие и длинные штыри
• цилиндры, шайбы и бусины с отверстиями
• блоки, шнуры, резинки
• стальные шарики.
Занятия с набором способствуют развитию :
• содружественных движений глаз и руки;
и формированию:
• навыка владения карандашом;
• навыков письма.
Варианты индивидуальных игровых упражнений
1. Удерживание и вворачивание цилиндра.
2. Боковой захват цилиндра
3. Дозированные усилия с диском и шариком.
4. Передвижение шайбы с фиксацией кисти
5. Перемещение шайбы между кеглями.
6. Растягивание резинки пальцами.
7. Вставление штырьков с головками в отверстия.
8. Упорядочение и пересчет. Захват кольца кончиками пальцев.
9. Удерживание деталей пальцами.
10. Надевание шайбы на шнур.
Дидактическое сопровождение шестого ящика позволяют детям приобрести начальные математические навыки: на доске выкладывают последовательности, сравнивают количество предметов, уравнивают количества, знакомятся с цифрами.
Игровой набор 7 (Mathematik) (начальные математические знания)
В набор входят:
Доска –основа,
пластины с изображением цифр,
пластины для выкладывания
счетные полосы, игральные кубики,
штыри разного цвета,
бусины разного цветаЗанятия с набором способствуют развитию : навыков сравнения, классификации
математических навыков (пересчитывать, выполнять вычисления и определять количества, представлений о числе, множестве, составе числа.
Активизация и развитие познавательных процессов при проведении занятий с использованием элементов игрового набора Пертра в играх и упражнениях становится важнейшей целью коррекционной работы.
Работа с любым набором игровых средств должна начинаться:
с изучения каждой детали
Дети учатся исследовать
1. Выделение формы предмета (ощупывание, обведение по контуру, определение на ощупь)
2. Выделение поверхности предмета
3. Рассмотреть элементы каждой детали
с изучения совместимости деталей из одного комплекта-чемодана
Дети учатся понимать и использовать инструкцию. Овладевают четким понятным алгоритмом действия
1. Сравнение деталей-фигур по сенсорным признакам (цвет, форма, величина,
тактильные качества)
2. Классификация деталей-фигур по различным основаниям
3. Задание на отбор деталей-фигур с определенными признаками (от одного
до нескольких)
4. Освоение принципа работы с комплектом (проигрывание видов индивидуальных и коллективных заданий).
с изучения совместимости деталей из разных комплектов-чемоданов
Учатся использовать полученный опыт. Переходят к сознательной, целенаправленной работе с комплектами.
При разработке игр необходимо обращать внимание на смысловую законченность, начало и конец взаимосвязаны, как бы подводим итог встречи, обращая внимание на результаты встречи, на достижения детей.
Коррекционно-развивающая работа проводится с детьми как индивидуально, так и малыми подгруппами за столом или на коврике. В подгруппе 4-5 детей. Каждая встреча продолжается 20-25 минут.
Выбор набора зависит от коррекционных задач поставленных педагогом. Систематическое использование набора, постепенное усложнение заданий, повторение трудноусваиваемых действий дает положительную динамику развития ребенка. Детали набора столь многообразны, что игры и задания можно всегда изменить, сделать сложнее, интереснее.
Систематические игры с детьми на базе игрового комплекта «Пертра», выполнение доступных упражнений, повторение заданий в разных вариациях способствуют развитию всех познавательных психических функций.
Внимание и интерес неразделимы. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. С яркими, приятными на ощупь, иногда замысловатыми, деталями ребенок играет или упражняется в выполнении определенных заданий, не отвлекаясь. Это приводит к коррекции развития произвольного внимания, его объема, концентрации, распределения, переключения и устойчивости.