Елена Семак
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Наша Родина — Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитание у детей дошкольного возраста чувства патриотизма.
Программные задачи:
1. Систематизировать представления о России, активизировать и актуализировать словарь по теме «Наша Родина — Россия». Уточнить представления детей о нашей армии. Познакомить с родами войск и военными профессиями.
2. Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов, синтаксическую сторону речи (сложноподчиненные предложения со словами «потому что», умение правильно согласовывать прилагательные и существительные в числе и падеже). Развитие диалогической речи, зрительного и слухового внимания.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
3. Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине. Воспитывать любовь, гордость и уважение к её защитникам.
Предварительная работа: Беседы о защитниках нашей Родины, чтение книг о Российской Армии, заучивание стихотворений, чтение пословиц и поговорок, рассматривание картинок «Защитники Отечества».
Оборудование и материалы: глобус, физическая карта России, атрибутика военнослужащих для детей, мяч, конверт с письмом, предметные картинки по теме «Рода войск», аудиозаписи «Бравые солдаты», «С чего начинается Родина?», репродукция картины «Три богатыря».
Ход НОД
Организационный момент.
Звучит музыка «Бравые солдаты». Воспитатель приглашает детей в группу. Дети входят в группу, строятся перед гостями.
Воспитатель: Отряд на месте стой, раз, два! Направо, раз, два!
А ну-ка, дети, встаньте в ряд!
Я – командир, вы – мой отряд!
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи!
Воспитатель: К нам на занятие, ребята сегодня пришли гости. Давайте подарим нашим гостям доброжелательные улыбки и пусть это поднимет им настроение и радость! Налево, шагом марш! Присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: И начнем мы с разминки язычка.
Чок-чок-чок - поработай язычок.
Жил-был Язычок в ротике-домике. (показать кончик широкого язычка и спрятать-повторить 3 раза)
Вокруг домика стоял красивый заборчик! (губы в улыбке, зубы обнажены-повторить 3-5 раз)
Проснулся Язычок утром и широко открыл окошко. (широко открыть рот, закрыть-повторить 3 раза)
Посмотрел язычок на солнышко (язык поднять вверх к носу, потом на травку (язык опустить вниз, понравилось ему на улице и решил он погулять, побегать (язычок водить влево-вправо к уголкам губ-5 раз в каждую сторону).
Вдруг увидел язычок танк и решил на нем прокатиться («Танк» - многократно побарабанить кончиком языка по верхней десне с произнесением звука (т) :т-т-т).
Накатался язычок на танке, увидал автомат и решил с ним поиграть («Пулемётная очередь» - рот открыт, губы в улыбке, длительно произносим длительно звук д-д-д).
Наш непоседа устал за день, лег в кроватку и заснул. Пусть он отдохнет, не нужно его будить. (Язык в расслабленном и неподвижном состоянии лежит на нижней поверхности ротовой полости. В таком положении удерживается 5 секунд).
Основная часть
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно загадку и отгадайте, о чем говорится в ней?
Реки, горы и поля, ох, огромная Земля.
Но на нем вся поместилась,
В шарик меньше превратилась.
Ты его крути, верти, точку мира в миг найди (Глобус).
Воспитатель: Правильно, ребята. Это глобус. Что можно увидеть на глобусе? (реки, моря, океаны, озера, материки, острова, города) Скажите, а что такое глобус? (Модель планеты Земля).
Воспитатель: Мы с вами живем на самой большой и прекрасной планете на Земле. Вы, конечно, уже знаете, как называется наша страна? (Наша страна называется Россия)
Воспитатель: Правильно, у нашей страны удивительно красивое и звучное имя - Россия. В нашей стране много всего самого прекрасного: необыкновенно красивая природа, замечательные люди. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Хотите посмотреть какую площадь занимает наша страна?
Воспитатель: В географии чертеж
На ковер большой похож
И на нем моя страна
Из конца в конец видна (карта)
(Вывешивает физическую карту мира, рассматривание, показ территории).
Воспитатель: На коврик похожа на разноцветный,
Или на фантик пестрый конфетный,
Или, быть может, на покрывало —
Красок на карте мы видим немало.
На ней все на свете сейчас мы найдем:
Вот город любимый, в котором живем.
Вот озеро, речка, а это — гора,
И Северный полюс нашли мы, ура!
Расскажет нам много умная карта —
Про тундру, где чумы, олени и нарты.
Посмотрим на юг — зреют там апельсины,
И в море лазурном играют дельфины.
Живем мы в большой и красивой стране! (Н. Кнушевицкая)
Воспитатель: А какая она, наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная).
Звучит запись песни «С чего начинается Родина?» (муз. В. Баснера. сл. М. Матусовского)
Воспитатель: Как вы думаете с чего начинается Родина? (ответы детей).
Воспитатель: Родина – это страна, в которой человек родился и живёт. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня, улица, дом, где он родился. Это его малая Родина. Она начинается с родного дома и семьи. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая страна Россия.
Воспитатель: Как еще ласково называют Россию русские люди? (Россия- матушка.) А почему? (Она для нас как мать. А маму все любят. Она нас кормит, поит. Защищает, бережёт от врагов.)
Воспитатель: А еще нашу страну называют Отечеством. Как вы думаете, почему?
Воспитатель: Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Воспитатель: Ребята, а кто же является главными защитниками Отечества? (солдаты, воины, армия)
Воспитатель: Защитники Отечества - это воины, которые защищают свой народ, свою Родину от врагов.
Воспитатель: В давние - давние времена, в Древней Руси стояли на страже нашей родины очень сильные люди-богатыри. Кто такие богатыри? (Ответы детей). Это выносливые и храбрые люди. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины.
Воспитатель: Каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемяка)
Воспитатель: Давайте представим, что мы на минутку станем богатырями.
Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь - вот он каков: (показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, (имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко-зорко наблюдал,
Подрастём, и мы, смотри (поднимают руки высоко вверх)
Станем, как богатыри
Воспитатель: У каждого народа, в каждой стране есть своя армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков. Послушайте стихотворение (читает ребенок)
Наша армия родная
И отважна и сильна
Никому, не угрожая
Охраняет нас она.
От того мы любим с детства
Этот праздник в феврале
Слава Армии российской
Самой мирной на земле.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какой праздник мы будем отмечать в феврале? (День защитника Отечества).
Воспитатель: Это праздник мужчин, они защищали нашу Родину от врагов, и тех, кто сейчас служит в Российской армии. Праздник так и называется «День Защитников Отечества».
Воспитатель: Ребята, кто такие Защитники Отечества? (люди, которые защищают Родину : солдаты, пограничники, летчики.)
Воспитатель: Какими качествами должны обладать солдаты? (смелостью, ловкостью, храбростью, силой).
Воспитатель: Ребята, сегодня утром мне почтальон отдал конверт. Сказал передать его в детский сад. Интересно, что в нём. Давайте посмотрим (воспитатель открывает конверт). Ребята, в конверте лежит письмо. Послушайте его.
«Здравствуйте ребята! Пишут вам письмо солдаты – защитники Отечества. Военная служба и опасна и трудна. Наши военнослужащие часто рискуют своей жизнью и здоровьем, защищая мир и покой на Земле. Мы любим свою Родину, свой народ, поэтому всегда с большой готовностью можем выполнить любой приказ. Высылаем наши фотографии. Мы хотим, чтобы вы узнали о нашей службе в армии».
Воспитатель: Любит и ценит наш народ российских воинов. Ребята, для того, чтобы защищать и охранять нашу Родину, нужны военные профессии ( выставляются картинки: танкист, летчик, моряк, пограничник).
Воспитатель: Кто из них несёт свою службу в море? (Моряк).
Воспитатель: А кто охраняет нашу Родину в воздухе? (Пилот, летчик).
Воспитатель: А кто охраняет границы нашей Родины? (Пограничник).
Воспитатель: Правильно. А кто еще несет службу на земле? (Танкист).
Воспитатель: А теперь мы с вами превратимся в летчиков и немного полетаем на самолете.
Физкультминутка:
Самолеты загудели (вращаем согнутыми в локтях руками перед грудью)
Самолеты полетели (руки в стороны)
На полянку тихо сели (присели)
Да и снова полетели (руки в стороны с наклонами) (Повторяем 2 раза)
Воспитатель: Наша армия большая и сильная. У солдат разных родов войск есть своя, военная форма и головные уборы. Ребята, на столе лежат головные уборы, надо определить, чьи они.
Головной убор для танкиста – Шлем.
Головной убор для моряка – Бескозырка.
Головной убор для пограничника - Зеленая фуражка.
Головной убор для лётчика - Синяя фуражка.
Игра «Назови военную профессию» (Игра с мячом).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. Ребята, давайте встанем в круг. Я буду бросать вам снаряд и называть слово, а вы — называть профессию, связанную с этим словом.
танк — танкист;
корабль – матрос, капитан;
самолет – летчик, пилот;
пехота – пехотинец;
разведка – разведчик;
парашют – парашютист, десантник;
рация – радист;
ракета – ракетчик;
граница – пограничник;
пулемет — пулеметчик.
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, что нового, интересного вы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, вы на протяжении всего занятия правильно отвечали, очень дружно работали!