Зинаида Змеева
Развитие речи в процессе экологического воспитания дошкольников. Проект «Белоствольная красавица»
▼ Скачать + Заказать документы
экологического воспитания дошкольников
Проект «Белоствольная красавица».
Вид проекта : Творческий, групповой, краткосрочный.
Цель : Формирование начал экологической культуры у детей старшего
дошкольного возраста.
Требования к реализации проекта :
Публикация «Развитие речи в процессе экологического воспитания дошкольников, Проект „Белоствольная красавица“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
- интеграция образовательных областей ;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного
процесса ;
- обеспечение единства образовательных, развивающих и
воспитательных задач в процессе совместной деятельности с
детьми дошкольного возраста.
Задачи проекта :
- обогащать и расширять представление детей об окружающем
мире, о самом почитаемом дереве России – березе, как символе
России, о значении ее в жизни человека : оздоровительном,
эстетическом, хозяйственном, о ее взаимосвязи с окружающей
средой ;
- развивать у детей познавательную активность, коммуникативные
навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской
деятельности;
- развивать, активизировать и обогащать словарный запас детей,
диалогическую и монологическую речь, мышление и воображение;
- воспитывать любовь к русской природе, бережное отношение к
ней, желание заботиться о ее сохранении;
- прививать любовь к устному народному творчеству: потешкам,
песенкам, приметам.
Реализуемые образовательные области :
1. Коммуникация : развитие активной речи детей, свободного
общения со взрослыми и детьми.
2. Познание : развитие познавательно - исследовательской
(конструктивной) деятельности.
3. Социализация : приобщение к нормам и правилам взаимоотношений
со сверстниками и взрослыми.
4. Чтение художественной литературы.
5. Безопасность : формирование основ безопасности собственной
жизнедеятельности.
6. Продуктивная деятельность – практические мастерские (поделки из
бересты).
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. У детей воспитывается гуманное отношение к природной среде.
Как сказала Т. В. Потапова «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в освоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так : щадящим и сберегающим образом».
Формируем у детей представление о необходимости созидательного и бережного отношения к природе через различные виды деятельности : познавательную, творческую (художественно-эстетическую, коммуникативную, ценностно-ориентированную.
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Пребывание детей на природе приучает их видеть и слышать ее такой, какой она является в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания.
Актуальность и значение экологического воспитания детей становится жизненно-необходимой приоритетной задачей в воспитании детей дошкольного возраста. Знакомство с природой способствует развитию образного мышления, наблюдательности, внимания, активизирует речь детей.
Я работаю в логопедической группе, где проблема развития речи стоит наиболее остро, являясь предметом особо пристального внимания педагога.
Кроме того у детей с ОНР недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью. У них недостаточно знаний о природе родного края, хотя интерес к познанию есть, им интересно открывать мир природы.
Осознавая важность использования регионального компонента, я определила направление своей работы как – развитие речи детей в процессе ознакомления с природой.
Основной целью своей работы я вижу совершенствование всех сторон речи в процессе ознакомления детей с природой.
Этапы формирования совместной деятельности :
1. Познание. Экскурсии в парк и наблюдение за березкой с обсуждением
наблюдаемых явлений, занесением их в альбом в виде
рисунков, фотографий, рассказов детей.
2. Познание. Рассматривание картин и иллюстраций с родной природой.
3. Познание. Формирование целостной картины мира «Люблю березу
русскую».
4. Коммуникация. Беседы на тему «С кем ты дружишь, береза?».
5. Познание. Рассказ воспитателя «Воспетое дерево – символ России».
6. Чтение и коммуникация :
- заучивание стихотворения А. Прокофьева «Люблю березу
Русскую»;
- заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза»;
- чтение рассказа Е. Тимошенко «Елочки-метелочки»;
- пересказ русской народной сказки «Как коза избушку
построила»;
- заучивание народных примет о березе.
7. Формирование целостной картины мира. Ознакомление с окружающим миром на тему «Люблю березку русскую».
8. Художественное творчество.
- рисование на тему : «Во поле береза стояла», «Березовая роща
в разное время года».
- аппликация на тему «Веточки березы в вазе»
- коллективная аппликация «Лебедь белая плывет».
9. Социализация. Рассматривание репродукций картин В. Н. Бакшеева
«Голубая весна» и И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».
10. Музыкальное развитие.
- пение песен «Во поле береза стояла»;
- хороводы : «Хоровод на лугу»
«Мы вокруг березоньки»
11. В совместной деятельности с детьми и родителями :
Познание – циклические наблюдения за березой.
Коммуникация – составление творческих рассказов «Сказка о березе».
Познавательно - конструктивная – изготовление поделок из бересты.
Коммуникация – беседа за круглым столом «Целебное лукошко».
Выводы о проделанной работе
В результате проделанной работы :
- у детей сформировались представления о жизни березы как живом
существе: она растет, развивается, размножается, может быть здоровой,
больной…; о строении, функциях и назначении ее частей; о влиянии
света, тепла, воды на березу; связи дерева с другими живыми
организмами; об экологически грамотном поведении человека с
растениями;
- у детей появилось желание наблюдать, исследовать, получать новые
знания, как к конкретному объекту, так и в целом за растениями;
- у детей сформировалась потребность оберегать, защищать и заботится
о деревьях;
- у детей расширились знания об искусстве, музыке.
Заключение
Итог проекта : - оформить альбом с детскими рисунками, сказками,
рассказами;
- провести музыкальный праздник на тему : «Праздник
русской березы»;
- оформить выставку поделок из бересты «Папа, мама, я – из
бересты творим чудеса»;
Список литературы :
1. Прохорова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников. –М. АРКТИ,2003.
2. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду.
Программа и методические рекомендации. –М. Мозаика-Синтез, 2005.
3. Ушакова О. Д. Загадки, считалки и скороговорки : словарик школьника. –СПб. Издательскитй дом «Литера», 2007.
4. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2006.
1. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. «Экологические проекты в детском