Никитина
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Мировой океан»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
С первых дней жизни маленький человек, как губка, впитывает новые ощущения, впечатления, представления. Каждый услышанный звук, каждая увиденная картинка---монетка в копилку практического и чувственного опыта. Это процесс познания, во время которого и происходит развитие реб нка.
Речь, во вс м е многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе, которого она и формируется. Для этого необходимо создать реб нку определ нные условия. Прежде всего, это внимание со стороны родителей. То есть вы не просто сидите рядом и бдите, вы общаетесь, вы вместе пользуетесь игрушками, вы разговариваете с малышом и добиваетесь от него ответной реакции на свои слова и действия
Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе „Мировой океан“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Проблема:
-возникновение затруднений в связном рассказывании о чём-либо;
- недостаточные коммуникативные навыки, отсутствие умения общаться с взрослыми, контактировать в паре, в небольшой группе детей, обсуждать совместные действия;
- низкий уровень развития творческого воображения у некоторых детей
Цель:
• обогащение активного словаря;
• грамматически правильной диалогической речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях. Совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, выразительность речи.
Развивающие :
Расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме «Что такое океан и зачем он мне?»;
совершенствовать навыки словообразования;
развивать артикуляционную моторику,
речевое дыхание;
учить согласовывать речь с движениями;
развивать общую и мелкую моторики;
развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений;
развивать выразительность речи и выразительность движений; активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение.
Воспитательные:
Воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны;
воспитывать толерантное отношение к ответам детей;
формировать умение работать и играть в коллективе
. Воспитывать чувство коллективизма, ответственности
Предварительная работа:
Рассказ воспитателя о подводном мире – об удивительных созданиях, которые могут жить только в воде (растения, животные).
Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, плакатов из альбомов «Мир природы», «Животные», чтение «Морских сказок» С. Сахарова, рассказа «Добрая раковина» С. Воронина, разучивание пальчиковой гимнастики «Подводный мир», скороговорки «В озере - карп, а в море - краб».
Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение произведений о подводном мире, заучивание слов пальчиковой гимнастики, беседы о поездках детей к реке, морю.
Словарная работа: батискаф, акваланг
Объект исследования: мировой океан
Предмет исследования: важность мирового океана в жизни каждого человека.
Методы исследования: изучение литературы, просмотр научных фильмов, посещение музеев, аудиокниги, наблюдения, беседы, экспериментальная деятельность, анализ.
Вид проекта: Познавательный, творческий
Участники проекта : Дети 6-7 лет, родители и воспитатель.
Период выполнения работы: с сентября- май 2023г
Ожидаемые результаты:
- дети знают алгоритм составления текстов познавательного содержания и умеют дополнять их описаниями и диалогами;
- пользуются речевыми формами выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни;
- повышение уровня речевого развития детей;
- активизация познавательной деятельности детей;
- повышение интереса к книге.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
• Организационный этап:
• Мониторинг знаний детей по теме проекта. Поисковая работа по подбору информационного и иллюстративного материала по теме. сентябрь
• Оформление мини-музея «Обитатели морей и океанов».
• Изделия из ракушек
Основной этап
• Вода. Движение воды в природе, свойства воды. Сентябрь- май
• Морские рыбы (акула, сельдь, камбала).
• Морские млекопитающие (дельфин, кит, касатка).
• Моллюски. Морские звезды.
• Творчество художника-мариниста И. К. Айвазовского.
НОД:
• Цель: Закреплять первоначальные представления о морях и океанах. Формировать знания об обитателях морского дна, их роли в очистке воды. Сентябрь-май
• Закрепить умения различать по внешнему виду и называть морских обитателей;
• Развивать эмоционально-положительное отношение к живой природе, интерес к исследовательской деятельности, связную речь, умение правильно строить предложения и составлять небольшие описательные рассказы.
• Развивать мелкую моторику рук
• Воспитывать экологическую культуру, навыки правильного поведения в природе
• Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.
• «Животные Крайнего Севера» декабрь
Цель: Формировать представления детей о различных климатических зонах Российской
федерации;
формировать представления детей об образе жизни животных на Крайнем Севере; знакомить с животными, занесенными в Красную книгу.
Рассматривание тема
тических иллюстраций
Просмотр видеороликов «Морской мир». «Подводный мир», «Млекопитающие в зоопарке: Выступление дельфинов, морских котиков, кита Белухи». Сентябрь-май
Опытно-экспериментальная деятельность Сентябрь- май
Сентябрь-май
Опыты «Свойства воды».
Опыты «Свойства воздуха»
Опыт с губкой
Чтение и обсуждение энциклопедий, литературных произведений:
С. Сахарнов «Кто в море живет?», Г. Х. Андерсен «Русалочка»
Рассматривание и обсуждение репродукций картин И. К. Айвазовского:
«Море».
«Среди волн».
«Девятый вал.
«Штиль»,
«Буря на Ледовитом океане
Образовательная область «Речевое развитие» :
Цель: Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль произведения;
Сентябрь-май
Объяснить, как важны в книге рисунки; показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации.
• Х. -К. Андерсен "Русалочка»,
• Г. Косова «Азбука подводного мира»,
• С. Сахарнов «Кто в море живёт?»,
• А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
• Г. Х. Андерсен «Русалочка»;
• разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море»,
2. Школьник Ю. К. Подводный мир. Полная энциклопедия / Изд: Эксмо, 2006- 7с
• С. Баранова «Дельфины», Сентябрь-май
Просмотр мультфильмов и фильмов:
• «Разноцветная семейка»,
• «Сказка о рыбаке и рыбке»,
• «Русалочка»,
• Фильм «3D путешествие к неизведанному, что кроется в глубинах океана» https://www.youtube.com/watch?v=oThjnRzRygk&t=21s
•. Виртуальный музей Мирового океана. https://vm.world-ocean.ru
• .Фильм ««Загадки океанов документальный фильм Netional Geographik» https://www.youtube.com/watch?v=ly6V7AMxxQE
Коммуникация Сентябрь-май
• Творческие рассказы: «Как я ездил в дельфинарий» (выборочно).
• Вечер загадок, стихов о морском мире.
• Заучивание стихов о жителях подводного мира.
• Словесные игры: «Опиши животное», «Отгадай загадку», «Кто, что слышит?», «Чьи детки?»
• «Найди предмет по описанию», «Назови одним словом», «Кто больше заметит небылиц?».
Цель. Развивать умение описывать водоем, его обитателей по описанию.
Обогатить словарь детей: медуза, осьминог, креветка, рыба-пила, краб, морской конёк, камбала.
Образовательная область музыкальное развитие
Цель: Учить воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений. Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей. Прививать любовь к различным музыкальным жанрам. Сентябрь-май
• Прослушивание песен о море; песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»;
• Слушание музыки: «Звуки моря», «Звуки дельфина»; Дебюсси К. ««Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М.
Музыкальные игры:
«Веселые рыбки»; «Море волнуется».
Цель: Устойчивость внимания, точное выполнение словесных инструкций; Двигательно-слуховая координация; Распределение внимания; Ритмизированная речь, дикция; Слуховое внимание;
Образовательная область «Физическое развитие»
Подвижные игры: Сентябрь- май
• «Рыбак и рыбки»,
• «Море волнуется»,
• «Рыбки и камушки»,
• «Караси и щука»,
• «Водолаз»
Малоподвижные игры:
• «Найди море, реку, океан»,
• «Кто больше?»,
• «Назови одним словом».
Цель: Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания.
Взаимодействие с родителями
• Помощь в оформлении мини-музея «Обитатели морей и океанов», Сентябрь-май
• Консультации для родителей: «Как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира»;
• Экологическое воспитание ребенка во время отдыха на море.
• Домашнее задание для детей и родителей - составление описательного рассказа о морском обитателе с детскими рисунками.
Заключительный
Разработать проект для городского конкурса детских исследовательских проектов «Я познаю мир».