Розбицкая Светлана
Развитие речи умственно-отсталых дошкольников через театрально-игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из показателей успешной адаптации человека в обществе является его умение воспринимать и передавать полученную информацию посредством речи. У детей с нарушением интеллекта развитие речи существенно отличается от развития речи у их нормально развивающихся сверстников. Для большинства детей развитие речи в дошкольном возрасте только начинается.
Публикация «Развитие речи умственно-отсталых дошкольников через театрально-игровую деятельность» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых детей сказывается на формировании лексики, на овладении активным и пассивным словарем. Исследования многих авторов (В. Г. Петрова, М. Ф. Феофанов, А. П. Дьяченко и др.) выявили значительное недоразвитие речи у умственно-отсталых детей.
Фразовая речь, формирующаяся у некоторых детей, отличается большим количеством фонетических и грамматических искажений. Овладение грамматическим строем речи на протяжении дошкольного возраста, как правило, не происходит. Особенно страдает связность речи. Одной из характерных особенностей становится стойкое нарушение согласования числительных с существительными.
Пассивный словарный запас значительно превышает активный, но это касается, как правило, восприятия отдельных изолированных слов. Есть слова, которые умственно отсталый ребенок произносит с опорой на картинку, но не понимает, когда их произносит другой человек, вне привычной ситуации. Это свидетельствует о том, что у умственно отсталых дошкольников длительное время сохраняется ситуативное значение слова.
У умственно отсталого ребенка в силу недоразвития коры мозга медленно развивается словарь, замедленно формируются обобщающие понятия, дети с трудом абстрагируются от конкретной ситуации, их речевая продукция сводится к использованию заученных речевых шаблонов. Медленно и неточно осуществляется перенос речевого опыта в сходные ситуации, речь недостаточно регулирует деятельность таких детей. Ребенок долгое время общается только вопросно-ответной формой, контекстная речь формируется с трудом. Самостоятельный рассказ сводится к простому перечислению отдельных предметов и действий, изображенных на картинке, внимание к речи окружающих и контроль за своей речью у детей снижены.
Без специального обучения у умственно отсталых дошкольников совсем не развивается регулирующая функция речи. Во многих случаях наблюдается эхолаличная речь. Речь умственно отсталых дошкольников настолько слабо развита, что не может осуществлять и свою важнейшую функцию - коммуникативную. Амимичное (лишенное мимики) лицо, плохое понимание жеста, употребление лишь примитивных стандартных жестов характерно для этой категории детей.
Для преодоления данных проблем и достижения наилучших результатов особое внимание уделяется театрализованным играм. Счастливые улыбки и радостные лица малышей после спектакля кукольного театра убедительно свидетельствуют о том, что дети очень любят этот вид искусства. Он привлекает их своей яркостью, красочностью и динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и любимые игрушки: мишку, кошку, зайку, собачку, петрушку – только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательней и интереснее.
Однако нельзя рассматривать спектакль только как развлечение. Его воспитательное значение намного шире. Театрализованные игры располагают большими возможностями, так как действуют целым комплексом средств. Художественные образы – персонажи, оформление, слова и музыка – все это вместе взятое в силу конкретно-образного мышления помогает ребенку лучше и правильнее понять содержание произведения. Психологи, например, неслучайно отмечают особую предрасположенность ребенка к эмоциональному воздействию на него. В тех случаях, когда у детей появляется интерес. Связанные высказывания становятся более развернутыми, увеличивается и количество слов в предложении. Ребенок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена и может удовлетворить разносторонние интересы детей. Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Вопросы, советы, напоминания приучают ребенка следить за своим игровым поведением, действовать согласованно с партнерами, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые выразительные средства.
Игра-драматизация или театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия, уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны Умственно отсталые дети в зависимости от степени тяжести имеющегося дефекта могут принимать участие в постановке театрализованных игр, драматизаций с помощью кукол. Кто-то из детей может участвовать в самой драматизации, кто-то в ее подготовке, а кто-то будет участвовать только в качестве зрителя. Существуют адаптированные сказки для детей с нарушениями интеллекта, не перегруженные незнакомыми словами и понятиями, имеющие небольшой объем, с внесенными дополнительными элементами, облегчающими восприятие. Все это делает сказку доступной к облегченному усвоению и воспроизведению умственно отсталым ребенком. Даже, если ребенок является только зрителем, сказка, спектакль очень положительно влияет на его восприятие. Красочные костюмы, красивые кукольные персонажи вызывают у них положительные эмоции: радость, смех. Сказка повышает речевую активность таких детей, даже безречевые дети пытаются звукоподражать персонажам сказок на элементарном уровне. Интересное сказочное представление оказывает большое влияние на поведение ребенка, успокаивает его, настраивает на хороший лад. Репертуар театрализованных представлений составляют, как правило, народные сказки, инсценированные рассказы, стихотворения, песни. Потешки могут использоваться в коррекционной работе с целью развития речи младших дошкольников практически с первых дней обучения. Их содержание позволят наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Ценность их в том и состоит, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек очень динамично, богато глаголами. Их легко инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Под рассказ воспитателя дети могут изображать движениями действующих лиц или выполнять действия с игрушкой. Несмотря на небольшой объем (иногда одно четверостишье) малые формы фольклора несут в себе важное для детей содержание, построены на множестве повторов. А это способствует запоминанию слов, а затем и активному употреблению. Непроизвольно запоминая их, ребенок устраивает и грамматическое оформление словосочетаний
Потешки часто состоят из простых по звуко-слоговому составу слов, которые заменяют собой более сложные слова с номинативным значением. Чаще всего простые слова употребляемые в потешках, являются словоформой с уменьшительно-ласкательным значением слова. Это обстоятельство имеет большое значение как для усвоения, так и для употребления этих слов детьми в речевой коммуникации. На определенном этапе развития речи они составляют «особый», свойственный детям словарь, который доступен значительно раньше, чем номинативная форма, и которым родители часто пользуются в общении с детьми (кошка – киса, киска, котя; заяц – зайка и т. д.). На определенном этапе развития речи необходимо включение в активную речь детей слов, обозначающих действия. Они являются основными речевыми средствами, обеспечивающими построение побудительной речи сначала в форме однословного обращения, а затем и в форме предложения. В потешках, как правило, широко представлены слова, обозначающие действия. Они могут в значительной мере пополнить словарь детей. Произведения фольклора способствуют развитию речи и тем, что в них обозначение одного и того же предмета довольно часто дается в разных вариантах, например в полной и уменьшительно-ласкательной форме.
В различных произведениях фольклора большое количество диалогической и обращенной речи. Примеры такой речи можно использовать в качестве игр-инсценировок. В произведениях устного народного творчества встречаются и количественные числительные, которые, как правило, употребляются в числовом ряду от одного до пяти. Знакомясь с ними, используя их в игре, дети непроизвольно запоминают числовой ряд.
Для использования в коррекционной работе литературных произведений их следует отбирать с учетом коммуникативных навыков детей и речевого содержания самих художественных произведений. На разных этапах обучения одни и те же произведения могут использоваться с различными целями: то для развития восприятия речи, то для развития речевых средств, то для развития речевой коммуникации.
Театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!