МААМ-картинки

Развитие речи у детей раннего возраста

Ольга Воспитатель
Развитие речи у детей раннего возраста
▼ Скачать +Заказ

Родной язык играет значимую роль в становлении личности человека. Язык и речь всегда рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития : мышление, воображение, память, эмоции. Язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной речи в дошкольном возрасте благоприятно влияет на успешное обучение в школе. В дошкольном возрасте активно усваивается ребенком разговорный язык, становление и развитие всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.

Публикация «Развитие речи у детей раннего возраста» размещена в разделах

Чем раньше будет начато обучение языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Овладение речью является главным событием в развитии ребенка раннего возраста. Появление речи перестраивает все психические процессы ребенка и открывает новые, важные перспективы его развития.

Развитие речи имеет два основных вида: пассивное владение словом (понимание речи) и активное (говорение).

Потребность и необходимость говорить предполагает два главных условия: потребность в общении со взрослым и потребность в предмете, который нужно назвать.

Ни то, ни другое в отдельности к слову еще не ведет. Только ситуация предметного сотрудничества ребенка со взрослым создает необходимость назвать предмет, а, значит, произнести свое слово. Главное не просто говорить, а поиграть с ребенком и говорить в ходе совместной игры. Для этого подходят мячики, кубики, машинки пирамидки, картинки и многие другие предметы, с которыми можно заниматься вместе. Изначально у ребенка нет никакой потребности называть предмет словом.

В процессе овладения словом можно выделить три основных этапа, каждый из которых имеет свой смысловой центр для ребенка.

На первом этапе - это предмет. Ребенок тянется к нему, сопровождает свои попытки мимическими и движениями.

На втором этапе центром ситуации становится взрослый. Ребёнок обращается ко взрослому и пробует разнообразные речевые средства. Вместо попыток достать предмет появляются указательные жесты, активное лепетное говорение (дай-дай-дай) и другие способы воздействия. Такое поведение направлено на то, чтобы взрослый обратил на него внимание. Если взрослый «не сдается» и ждет нужного слова, ребенок пробует его произнести.

На третьем этапе центром ситуации становится уже слово. Ребенок начинает сосредотачиваться на его губах, присматривается к артикуляции. Пристальное рассматривание «говорящих», шевелящихся губ свидетельствует о том, что ребенок не только слышит, но и видит нужное слово. Поэтому, разговаривая с малышами, важно четко артикулировать каждый звук, чтобы ребенку было понятно, как этот звук производится. После этого обычно появляются первые попытки произнести слово.

Очень важно в раннем возрасте больше разговаривать с ребенком, обсуждать действия, рассказывать и читать детские стишки, потешки и т. д.

Первые активные слова ребенка появляются во второй половине второго года жизни. В этом возрасте происходит «речевой взрыв», проявляющийся в резком пополнении словаря и высоком интересе ребенка к речи. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребенка. Дети уже не только могут слушать и понимать обращенную к ним речь, но и прислушиваются к словам, которые к ним не обращены. Они уже понимают содержание простых сказок и стихов и любят слушать их. Они с легкостью запоминают небольшие стихи и сказки и воспроизводят их с большой точностью. Они уже могут рассказывать взрослым о своих впечатлениях и о тех предметах, которые отсутствуют по близости.

В развитии речи малышей главная роль принадлежит взрослым: в детском саду - воспитателям, в семье - родителям и близким. Успехи ребенка в усвоении языка во многом зависят от культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним. Речь взрослых должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп и т. д.).

Особое внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи.

Внимательное и бережное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций. Без этого невозможно устанавливать с ребенком тесный контакт и развивать его речь. Воспитательные воздействия должны проводиться постоянно и направляться на все стороны нервно-психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.

Публикации по теме:

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Задача.

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 летРазвитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Развитие речи детей дошкольного возрастаРазвитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.

Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Представляю вашему вниманию выпускную аттестационную работу по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»,.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи у детей раннего возраста
Опубликовано: 15 сентября 2023 в 07:53
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи у детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Воспитатель в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД