Ольга Воспитатель
Развитие речи у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Родной язык играет значимую роль в становлении личности человека. Язык и речь всегда рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития : мышление, воображение, память, эмоции. Язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной речи в дошкольном возрасте благоприятно влияет на успешное обучение в школе. В дошкольном возрасте активно усваивается ребенком разговорный язык, становление и развитие всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.
Публикация «Развитие речи у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Чем раньше будет начато обучение языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Овладение речью является главным событием в развитии ребенка раннего возраста. Появление речи перестраивает все психические процессы ребенка и открывает новые, важные перспективы его развития.
Развитие речи имеет два основных вида: пассивное владение словом (понимание речи) и активное (говорение).
Потребность и необходимость говорить предполагает два главных условия: потребность в общении со взрослым и потребность в предмете, который нужно назвать.
Ни то, ни другое в отдельности к слову еще не ведет. Только ситуация предметного сотрудничества ребенка со взрослым создает необходимость назвать предмет, а, значит, произнести свое слово. Главное не просто говорить, а поиграть с ребенком и говорить в ходе совместной игры. Для этого подходят мячики, кубики, машинки пирамидки, картинки и многие другие предметы, с которыми можно заниматься вместе. Изначально у ребенка нет никакой потребности называть предмет словом.
В процессе овладения словом можно выделить три основных этапа, каждый из которых имеет свой смысловой центр для ребенка.
На первом этапе - это предмет. Ребенок тянется к нему, сопровождает свои попытки мимическими и движениями.
На втором этапе центром ситуации становится взрослый. Ребёнок обращается ко взрослому и пробует разнообразные речевые средства. Вместо попыток достать предмет появляются указательные жесты, активное лепетное говорение (дай-дай-дай) и другие способы воздействия. Такое поведение направлено на то, чтобы взрослый обратил на него внимание. Если взрослый «не сдается» и ждет нужного слова, ребенок пробует его произнести.
На третьем этапе центром ситуации становится уже слово. Ребенок начинает сосредотачиваться на его губах, присматривается к артикуляции. Пристальное рассматривание «говорящих», шевелящихся губ свидетельствует о том, что ребенок не только слышит, но и видит нужное слово. Поэтому, разговаривая с малышами, важно четко артикулировать каждый звук, чтобы ребенку было понятно, как этот звук производится. После этого обычно появляются первые попытки произнести слово.
Очень важно в раннем возрасте больше разговаривать с ребенком, обсуждать действия, рассказывать и читать детские стишки, потешки и т. д.
Первые активные слова ребенка появляются во второй половине второго года жизни. В этом возрасте происходит «речевой взрыв», проявляющийся в резком пополнении словаря и высоком интересе ребенка к речи. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребенка. Дети уже не только могут слушать и понимать обращенную к ним речь, но и прислушиваются к словам, которые к ним не обращены. Они уже понимают содержание простых сказок и стихов и любят слушать их. Они с легкостью запоминают небольшие стихи и сказки и воспроизводят их с большой точностью. Они уже могут рассказывать взрослым о своих впечатлениях и о тех предметах, которые отсутствуют по близости.
В развитии речи малышей главная роль принадлежит взрослым: в детском саду - воспитателям, в семье - родителям и близким. Успехи ребенка в усвоении языка во многом зависят от культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним. Речь взрослых должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп и т. д.).
Особое внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи.
Внимательное и бережное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций. Без этого невозможно устанавливать с ребенком тесный контакт и развивать его речь. Воспитательные воздействия должны проводиться постоянно и направляться на все стороны нервно-психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.