Круглякова Ольга Николаевна
Конспект занятия по развитию речи «Слог. Деление слова на слоги»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Слог. Деление слов на слоги. №11
Задачи: дать понятие о слоге, учить делить слова на слоги, различать одно -, двух-, и трехсложные слова; развивать словарный запас, мышление, речь; развивать умение слышать и слушать произносимые слова. Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Слог, Деление слова на слоги“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
Воспитатель: Скажите, с каким настроением вы шли сегодня в сад? Мне очень хочется, чтобы на протяжении всего дня у вас было хорошее и бодрое настроение! Я думаю, в этом поможет нам солнышко. (иллюстрация)
Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
-Давайте и мы, подарим свои улыбки друг другу.
Воспитатель: К нам на занятие пришел Незнайка, предлагает вам поиграть в игру «Четвертый лишний» ( на слайде картинки для игры: бабочка, зонт, батон, барабан (лишнее слово – зонт, потому что все остальные слова начинаются на звук Б); береза, бублик, баран, белка (лишнее слово - баран, все остальные слова начинаются на звук Бь, а слово баран на Б).
2. Основная часть.
Воспитатель: Сегодня Незнайка хочет рассказать вам историю, которая случилась вот в этом лесу (на доску вывешивается картина). - Какой это лес? (Хвойный). Жила в этом лесу лиса со своими лисятами, которых звали Тиша и Мариша (на слайде лисята). Какие лисята? (маленькие, игривые, шустрые и т. д.) Что они любят делать? (бегать, прыгать, играть). Однажды пошла лиса со своими лисятами гулять. Заигрались лисята и не заметили, как убежали очень далеко. Стала звать их лиса: «Ти-ша, Ма-ри-ша». Не слышат лисята. Давайте вместе их позовем (Ти-ша, Ма-ри-ша). Опять не слышат. Позовем их еще раз (Ти-ша, Ма-ри-ша). Услышали, наконец, лисята и прибежали обратно. И обещали они никогда больше не убегать далеко. Когда мы звали лисят, как мы произносили слова? Послушайте еще раз - Ти-ша, Ма-ри-ша. Как я произнесла эти слова : целиком или по частям? (по частям). ТИ-ША - на сколько частей распалось это слово? (на 2 части). МА-РИ-ША, а на сколько частей распалось это слово? (на 3 части) Вот такие части, на которые распадаются слова, называются слоги. Кто запомнил, как называются части слова?
2.1. Воспитатель: Ребята, лисята нашли в лесу картинки. Посмотрите на картинку и скажите кто это (пума). Медленно проговорите слово пу-ма. Сколько слогов в слове пу-ма? (2) Назовите первый слог (пу, второй (ма). Сколько гласных звуков в слове ПУМА? (2) Назовите их (у, а)
Воспитатель: Когда мы произносим слово по частям, мы делим его на слоги. ( показ: на листе написано пума разрезаю пополам, на каждой части написан слог; слоги пу, ма помещаю на доске, дети называют гласные буквы, выделяю и красным цветом, показывая что слово состоит из двух слогов).
Воспитатель: А что на этой картинке? (улитка) Сколько гласных в слове? (3) Назовите (у, и, а) Сколько слогов в слове? (3) Сколько гласных звуков и столько и слогов? Какой вывод можно сделать? Ребята, запомните такое правило, сколько в слове гласных - столько и слогов.
Воспитатель: Вы, наверное, заметили, что слова бывают длиннее и короче. Это зависит от того, сколько в нём слогов. В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. Я вам сейчас буду называть слова, а вы посчитайте, сколько в них слогов : книга, доска, лужа, зима, барабан, кукла, камыши, дом, рак, сом, кот и т. д.
2.2. Физкультминутка. Воспитатель: Сейчас будем выполнять наклоны туловища влево и вправо, когда назову слог – выполняете наклон вправо, назову слово – наклон влево. ТА, СОР, КОТ, РЫ, РЫБА, ТАНЕЦ, ЛУ, ЛУК, ЗА, ЗАЯЦ, ЭН, ЖА, ЛУЖА
2.3. Закрепление материала.
Воспитатель: Незнайке очень нравится играть в игру «Доскажи словечко». (Я буду называть первый слог, а вы продолжите так, чтобы получилось слово и определите, сколько гласных и слогов в слове : Ма- (ма) (2 гласных, 2 слога); ма – ши –на (3 слога. 3 гласных); Па (папа, палка, пальма); Ба (бабушка, бабочка, батон); Ка (капуста, качан, канат); Со (соска, сосиска, сом).
2.4. Работа в тетрадях.
Воспитатель: Незнайка просит помочь ему разделить слова на слоги. Раскройте тетради. В тетради написаны слова, в которых нужно подчеркнуть гласные буквы и разделить их на слоги. Дети выполняют задание.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали? (Мы узнали, что слова делятся на слоги). Какие правила вы запомнили? (Сколько в слове гласных, столько и слогов). Чему вы научились? (Мы научились делить слова на слоги). Ребята, скажите, а что такое слог? (Слог - это часть слова). А как узнать, сколько в слове слогов? (Можно посчитать гласные). Ребята, вы все молодцы, вы правильно выполнили все задания. Незнайка говорит вас Спасибо!