Алия Мамаева
Развитие речи старшего дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи старшего дошкольника
Через год два ваш ребенок пойдет в школу. У вас появятся новые заботы, радости, возможно, огорчения, которых будет значительно меньше, если малыш подготовлен к учебной деятельности.
Школа с 1-го класса предъявляет к учащимся довольно высокие требования, и ребенок, впервые переступивший ее порог, должен отвечать этим требованиям. Без сформированных определенных навыков и умений первокласснику очень трудно будет войти в ритм работы современной школы и не отстать от товарищей по классу.
Публикация «Развитие речи старшего дошкольника» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
От родителей во многом зависит степень подготовленности ребенка к обучению. Еще задолго до поступления в 1-й класс родители рассказывают ребенку о школе, об учителях, о школьных порядках, о том, чем занимаются дети на уроках; воспитывают у него готовность к обучению, развивают математические представления, учат читать и писать, развивают внимательность, работоспособность, познавательные интересы и активность.
Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в подготовке детей к школе.
Связная речь ребенка — это результат овладения им всеми сторонами родного языка: фонетикой, лексикой, грамматикой. Требования, предъявляемые начальной школой к уровню развития связной речи первоклассника, очень высоки, так как на уроке он должен уметь пересказать прочитанное, рассказать, как он решил ту или иную задачу.
Овладеть грамотой и письмом в полной мере ребенок может в том случае, если он умеет слышать и различать звуки. В противном случае при письме он будет пропускать, переставлять буквы. Вот почему так важно на протяжении всех дошкольных лет уделять развитию речи ребенка, в том числе звуковой ее стороне, большое внимание.
Словарный запас ребенка, а также усвоение грамматического строя языка зависят от условий жизни, воспитания, а также от усилий, которые прилагают взрослые в этом направлении. Если на протяжении предыдущих пяти лет вы занимались с ребенком, то его речь к моменту поступления в школу достигнет определенного совершенства. К этому времени ребенок приобретает достаточный словарный запас, все реже допускает грамматические ошибки в согласовании слов, в употреблении падежных окончаний, предлогов. На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки. Вот, например, какую сказку придумал Кирилл: «Один дядя в детстве ел только пирожные и конфеты. И когда он вырос, он превратился в большой-большой торт в форме человека. Дети стали бегать за ним и кричать: "Дяденька, дай пальчик, дай ушко откусить". А он от детей убегал. Они все равно его ловили и отламывали кусочки. Тогда человек-торт побежал в милицию и все рассказал, что с ним происходит. И попросил, чтобы милиционеры за него заступились. А милиционеры сами от него стали отламывать кусочки и наслаждаться». (В. С. Мухина «Близнецы».)
Как видим, устная речь детей этого возраста почти не отличается от речи взрослых. Но, несмотря на то, что шестилетний ребенок имеет достаточный лексический запас, он еще не всегда может быстро подобрать нужное слово. Иногда дети смешивают слова, близкие по звучанию (экскаватор и эскалатор, и неправильно употребляют их. Еще встречаются в речи и грамматические ошибки, чаще всего ребенок неправильно употребляет окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже (много стеклов).
К шести годам также почти полностью формируется произносительная сторона речи. Почти все дети четко и правильно произносят все звуки, исчезает смешение шипящих и свистящих звуков, звуков [р] ([р']) и [л] ([л']). В этот период жизни ребенок уже может изменять по мере необходимости громкость и темп речи : говорить громко, тихо, шепотом; быстро, медленно (причем ускорить свою речь ему легче, чем замедлить); умеет использовать интонационные средства выразительности. Однако у некоторых детей еще могут отмечаться те или иные недостатки в произношении звуков. Если у ребенка еще имеются недостатки речи, надо постараться устранить их до поступления в школу, так как от этого во многом будут зависеть его успехи в учебе.
И хотя достижения ребенка в усвоении всех сторон речи значительны, тем не менее проводить с дошкольником специальные упражнения необходимо — они помогут закрепить достигнутое. Несомненно, что задания теперь должны быть более сложные, поскольку ребенок вырос, он уже многое знает и умеет.
Четкие представления о предметах и достаточные знания об окружающем делают речь ребенка содержательной. Но содержание должно выстраиваться в логической последовательности — ребенку надо научиться не пропускать главных эпизодов, не переставлять их, заканчивать высказывание.
Содержательность речи зависит и от умения использовать богатство языковых средств.
Задача родителей на данном возрастном этапе — совершенствовать связную речь ребенка. Работа эта должна идти в нескольких направлениях расширение словарного запаса (овладение детьми самыми элементарными средствами художественной выразительности — эпитетами, сравнениями, синонимами, антонимами); развитие умения рассказывать, точно и последовательно передавать содержание художественных произведений; формирование грамматически правильной речи; дальнейшее совершенствование звуковой культуры.
Знакомство с богатством, художественными средствами языка дает возможность ребенку сознательно относиться к своей речи. Он выбирает более подходящее слово, наиболее яркое, точное для выражения своей мысли.
Предлагаемые задания вызовут у ребенка интерес к слову, покажут ему, как много граней у одного и того же слова, сделают его речь эмоциональной и яркой.
Попросите ребенка подобрать слова, близкие по значению, но разные по звучанию (синонимы). Например, назовите словосочетание грустный мальчик и спросите: «Как можно назвать этого мальчика по-другому? Печальный, невеселый, огорченный. Погода пасмурная, а по-другому ее можно назвать дождливая, облачная. К слову боится можно подобрать такие близкие по смыслу слова, как трусит, опасается, пугается, дрожит» и т. д.
Ребята с интересом подбирают к названным словам слова (прилагательные, наречия, существительные) противоположного значения (антонимы). Сначала приведите пример: «Один мальчик слабый, а другой — сильный». «Нож бывает острый, а бывает.» — «Тупой», — добавляет ребенок. «Один мальчик бегает быстро, а другой. (медленно)». «У трамвая есть вход и есть — что?» (Выход.)
Детям нравится эта игра, и они обычно с удовольствием в нее играют. Нельзя только допускать, чтобы ребенок облегчал себе задачу и в ответ произносил слова с частицей не (несильный вместо слабый, неострый вместо тупой, небыстро вместо медленно).
Вариант этой игры — образовать глаголы с противоположным значением: «Кран открыли, а потом. (закрыли)»; «Мальчик пришел, а потом. (ушел)»; «Самолет улетел, а потом. (прилетел)»; «Бабушка сначала очки надела, а потом. (сняла)» (сел — встал, купил — продал, потерял — нашел и др.).
Способствует расширению словаря ребенка и классифицирование предметов по определенным признакам. Предложите ребенку перечислить предметы, которые могут быть мягкими, сладкими или круглыми, или дать качественную характеристику какому-нибудь предмету. Например, ребенок должен сказать, какой может быть стол (круглый, квадратный, прямоугольный, деревянный, обеденный, письменный); или назвать, какой может быть река (широкая, глубокая, извилистая, чистая). Неполные ответы дополняются, неточные — исправляются.
Нередко дети даже седьмого года жизни вместо точного названия предмета употребляют обобщающее слово. Так, вместо слова ель (сосна, береза) ребенок говори дерево, вместо слова ромашка (астра, василек) —
цветок. Добивайтесь, чтобы ребенок точно называл предмет, а если он не знает его названия, назовите его сами и попросите повторить.
Научите ребенка подбирать обобщающие существительные к словам, обозначающим однородные предметы или явления.
• «Назови, что (кто) это». Назовите какой-нибудь предмет и предложите малышу подобрать обобщающее слово. «Кресло», — говорите вы. «Мебель», — отвечает ребенок. «Воробей» (Птица.) «Жук». (Насекомое.) «Окунь». (Рыба.) «Лук». (Овощ.) «Груша». (Фрукт.)
Дети с удовольствием заканчивают фразу, начатую взрослым: «Пошла бабушка в магазин и купила.» Ребенок перечисляет, что именно купила бабушка. Усложняя задание, можно предложить называть только фрукты (сливу, яблоки, груши, персики). Спросите ребенка, что выращивают на огороде. «Свеклу, лук, морковь, огурцы», — перечисляет ребенок. Затем поменяйтесь ролями: пусть ребенок начинает фразу, а вы заканчивайте.
Расширять словарь дошкольника надо за счет не только существительных, но и прилагательных.
• «Угадай, что это». Назовите основные качества какого-нибудь предмета, а ребенку предложите определить, какой это предмет. Например: круглый, сочный, красный, растет на грядке. (Помидор.) При описании предмета ребенок должен указывать те основные, характерные качества, по которым безошибочно можно догадаться, о чем идет речь.
Поупражняйте ребенка в образовании прилагательных. Спросите его: «Как называется шапка, сделанная из меха (меховая, кофточка из шерсти (шерстяная, подушка из пуха или перьев (пуховая, перьевая?». Обратите внимание, правильно ли ребенок согласовывает слова. Это задание можно несколько изменить.
Положите перед ребенком несколько предметов (например, чашку, линейку, салфетку) и предложите ему сначала определить, из чего они сделаны, а затем образовать прилагательные: «Линейка сделана из пластмассы. Она пластмассовая».
Приучайте его правильно называть и употреблять наречия. Предложите ему ответить на вопросы: «Как девочка моет посуду?» (чисто, быстро, медленно, аккуратно); «Как говорит малыш?» (плохо, хорошо, чисто, быстро, выразительно); «Как бегает девочка?»; «Как поет мальчик?»
Дети очень любят «играть» со словами, образовывать новые. Это надо использовать в заданиях, которые вы даете ребенку.
Назовите предмет, например, дом, а затем спросите ребенка, как можно сказать о большом доме (домище, о маленьком (домик, домишко). В более сложном задании требуется из двух слов образовать одно: «У куклы голубые глаза. Как можно сказать по-другому о кукле, у которой голубые глаза?». (Голубоглазая.) «У мишки короткие ноги. Иначе как можно о нем сказать?» (Коротконогий.) Сначала дайте образец образования таких слов, а затем предложите это сделать ребенку самостоятельно: длинные волосы — длинноволосый, большая голова — большеголовый, желтая кожа — желтокожий и т. д.
Все задания, которые выполняют дети, не должны пройти бесследно. Новые слова, эпитеты, сравнения дети включают в свою речь, используют их при пересказе сказок, рассказов.
Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает чтение произведений художественной литературы. Не оставляйте без объяснения слова, которые непонятны ребенку. Те слова, которые он встретил в художественном произведении, необходимо включать в его активный словарь, повторять их в самых разнообразных сочетаниях, предварительно объяснив значение.
Богатейший материал как для развития и обогащения словаря, так и для воспитания звуковой культуры речи ребенка представляют загадки, потешки, стихи, считалки, скороговорки. При заучивании пословиц, поговорок необходимо объяснять их значения, а в дальнейшем следить за тем, чтобы ребенок правильно использовал их в своей речи.
К 6-7 годам дети, как правило, успешно овладевают грамматическим строем языка. Но тем не менее ошибки в речи еще встречаются : они неправильно употребляют имена существительные множественного числа в родительном падеже: окнов вместо окон, яблоков вместо яблок, дверьев вместо дверей. Некоторые дети неверно употребляют падежные окончания: у маме, у папе, в лесе вместо у мамы, у папы, в лесу.
При неправильном употреблении существительных множественного числа в родительном падеже поупражняйте ребенка следующим образом. Произносите фразу: «У меня есть груша». Ребенок должен поставить существительное во множественном числе: «У меня много груш». Умение правильно употреблять падежные окончания, нужные предлоги отрабатывается при помощи специально поставленных вопросов, при ответах на которые ребенок должен подобрать существительное с нужным окончанием (предлогом) : «У кого длинный хвост?». У лисы.) «Кому нужна шапка?» Девочке, мальчику.) «Чем мы пишем?» (Карандашом, ручкой.) «Где могут играть дети?» (На улице, в комнате, в саду.) Неправильные ответы исправляются.
Ребенку старшего дошкольного возраста следует давать задания на самостоятельное составление предложений из нескольких слов, при этом особое внимание надо обращать на правильное согласование им слов в роде, числе, падеже, на правильное употребление предлогов.
Предложите ребенку составить предложение из нескольких слов: мальчик, писать, письмо. Ребенок составляет предложение: Мальчик пишет письмо. Постепенно можно усложнять задание.
Речь ребенка зависит от речи окружающих его взрослых. Если родители неверно ставят ударение в словах (шофер, магазин, изменяют по падежам несклоняемые существительные, то нет ничего удивительного в том, что ребенок допускает эти ошибки в своей речи.
Расширение словарного запаса ребенка происходит при непосредственном восприятии окружающей действительности. Общение со взрослыми обогащает его, доставляет ему много радости. Совместные прогулки очень много дают как малышу, так и взрослому. Поделитесь своим впечатлением об увиденном, спросите, как он к этому относится. Свое ощущение, радость от увиденного и познанного ребенок выражает в рисунке, в песне, в стихотворении:
Здравствуйте, реки!
Здравствуйте, горы!
И теплые леса!
Как хорошо, что вы есть!
Ля-ля-ля-ля! Ля-ля-ля-ля!
Я вырасту и навещу всех-всех!
Ля-ля-ля-ля! Ля-ля-ля-ля!
В. С. Мухина «Близнецы»
Прогулки расширяют познания маленького человека, как бы открывают окно в большой мир. Расскажите ему о временах года, укажите на характерные признаки весны, лета, осени, зимы. Например, весной обратите внимание на то, что дни становятся длиннее, а ночи короче, ярко светит солнышко, тает снег. Дайте возможность ребенку самому подметить, как в это время года пробуждается природа: появляется травка, набухают на деревьях почки, прилетают птицы, просыпаются насекомые, люди снимают теплую одежду и т. д. Затем можно выучить с ребенком стихотворение, прочитать рассказ. При рассматривании картинок обратите внимание на то, как одеты дети в разное время года, чем они занимаются. Спросите ребенка, что он еще знает о том или ином времени года. Дополните его рассказ. Такого рода наблюдения со специальными упражнениями по развитию речи будут способствовать более точному и полному пересказу. Вы можете предложить ребенку пересказать не весь рассказ, а только тот отрывок, в котором говорится, например, о весне. Можно предложить ребенку вести пересказ, например, от своего имени или от третьего лица (от имени мальчика, девочки).
Хорошее упражнение для развития речи — рассматривание картинок и составление по ним рассказа. Постепенно это задание усложняется. Ребенку можно предложить не только рассказать о том, что изображено на картинке, но и описать последующие или предшествующие события. Кроме того, можно попросить его дать описание картинки по памяти: сначала малыш внимательно рассматривает ее, потом картинку убирают, а он рассказывает, что на ней изображено.
Когда ребенок составляет самостоятельные рассказы, сочиняет их по картинкам, спросите его, где происходит действие (в лесу, во дворе, на улице, в комнате, в какое время года (зимой, летом, весной, осенью, попросите описать внешность героя, его одежду, настроение.
Вместе с тем учите ребенка сжато передавать содержание сказок, рассказов.
В этом возрасте дети уже безошибочно отличают сказку от рассказа, стихи от прозы. Однако после чтения художественного произведения все же следует спросить ребенка, что вы ему прочитали: сказку, рассказ или стих.
При чтении художественных произведений обращайте внимание ребенка на языковые средства, используемые автором, например, при описании природы, предмета, какого-нибудь явления (березка кудрявая, лес уснул). Предложите ребенку и самому сравнить хорошо знакомые ему
предметы, явления природы, подобрать эпитеты к ним: «Как можно сказать иначе об этой березе (об облаках? С чем их можно сравнить?».
Одновременно с обогащением словаря, формированием грамматической правильности речи, развитием разговорной и связной речи приучайте шести-, семилетнего ребенка правильно слышать и различать звуки, отчетливо и внятно произносить их в словах, во фразе.
Так, ребенку шестого года жизни можно предложить выделить из группы слов, фразы, из небольшого стихотворения только те, в которых имеется звук [ш] или [ж], например, из фразы «Жук упал и встать не может. Ждет он, кто ему поможет».
Попросите ребенка назвать игрушки или окружающие его предметы, которые начинаются с того или иного звука. Например, предметы одежды, которые начинаются со звука [ш] : шуба, шапка, шарф; мебель; со звука [с] : стул, скамейка, стол.
Постепенно такие задания усложняются. Так, при рассматривании картинок ребенок перечисляет сначала те предметы, в названиях которых, например, есть звук [с], а затем — звук [з], звук [ш], звук [ж]. Или можно предложить, например, такую игру. Вы называете слово, ребенок определяет в нем последний звук и подбирает на этот звук другое слово: «Танк». Кот.)
В этом возрасте дети, как правило, правильно произносят все звуки родного языка, отчетливо и внятно говорят слова и фразы, умеют пользоваться умеренным темпом, нужной громкостью голоса, говорить достаточно выразительно. Однако у некоторых детей наблюдается несовершенство звуковой стороны речи, поэтому работу по ее развитию следует продолжать. Особое внимание обратите на правильное, отчетливое, ясное произнесение звуков, слов и фраз. При наличии недостатков в произношении звуков следует принять все меры к их исправлению.
Произнесение шепотом фраз, пословиц, поговорок, чистоговорок, небольших стихов также способствует выработке более тонких движений мышц языка, губ, что, в свою очередь, приводит к наиболее отчетливому и чистому произнесению звуков, слов, фраз.