Дарья Сополева
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Моя семья»
▼ Скачать
Тема занятия: «Моя семья»
Возрастная группа: старшая группа.
Образовательная область: речевое развитие
Цель: формирование представлений о семье и родственных отношениях.
Задачи:
Образовательные:
продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя;
ввести понятие «семья», углубление представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории;
формирование правильного представления о семье, роли матери, от-ца, бабушки, дедушки, сестры, брата;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.
Связная речь:
вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов;
развивать связную речь, формировать умение вести диалог с педаго-гом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, го-ворить в нормальном темпе.
Звуковая культура речи:
совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (и, ы) и произношение звуков [с], [с`];
развивать слуховое восприятие, речевой слух, уточнять и закреплять артикуляцию звуков;
формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы.
Грамматический строй речи: учить находить в рифмовках и стихах сло-ва со звуками [с], [с`].
Словарь: введение в словарь детей существительных: семья, члены семьи, забота, обязанности.
Развивающие:
развитие детского творчества, мелкую моторику;
развивать воображение, слуховую память.
Воспитательные: воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыруч-ку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи.
Оборудование: мяч, корзинка, кукла, бусы, часы.
Ребята, давайте все дружно пройдем к стульчикам и присядем.
Ребята, вы принесли рисунки, фотографии вашей семьи.
Вот о семье мы сегодня и поговорим.
Послушайте стихотворение.
Есть в доме любом семейный альбом,
Как в зеркале мы отражаемся в нем
Пускай, не всегда мы красивы,
Зато эти фото правдивы.
Дети сидят на стульчиках
Дети слушают стихотворение
Ребята, вчера мы рассматривали фотографии вашей семьи.
Как вы думаете, что такое семья?
Семья – это то, что всегда с тобой. Семья – это счастье и любовь в доме.
Это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка. Это самые близкие люди. Члены семьи живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.
Расскажите пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени и отчеству? Где работают? Кем работают?
Ребята, а у кого есть братья и сестры?
Скажите, а дружно ли вы живете?
Ребята, надо ли заботиться о маленьких братьях и сестрах?
Как вы думаете, что такое забота о близких?
Молодцы!
Забота – это уход, внимание
Как можно заботиться о младших?
Старших братьев и сестер надо уважать и помогать им, потому что они заботились о вас, когда вы были маленькими.
В гости к нам пришла кукла. Ее зовут Маша. У нее на шее бусы, на руке часы. У Маши есть весы.
Это – часы, это – весы, это бусы. Вслушайтесь, как похоже звучат окончания слов.
Везде слышится слог (сы).
Я буду начинать слово, а вы будите заканчивать его, добавляя слог (сы)
Бу (сы, ве (сы, воло (сы,
ча (сы, у (сы, автобы (сы, троллейбу (сы).
А теперь добавляйте слог (си).
Гу (си, так (си, ры (си, ло.
(си).
В слоге (сы) слышится звук [с], в слоге (си) слышится звук [с`]
А теперь я буду начинать предложение, а вы должны закончить его, вставить слова: часы, весы или бусы.
Чтобы знать время, нужны…
Чтобы узнать вес, нужны…
Чтобы стать красивой, нужны…
У меня остановились…
Продавцу нужны…
У куклы красивые…
Ребята, давайте все вместе проговорим чистоговорку: си-си-си – гуси едут на такси.
А сейчас послушайте стихотворение.
Очень бабушку свою,
Маму мамину люблю,
У нее морщинок много-
И на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Ребята, о ком это стихотворение?
Правильно.
Послушайте пожалуйста следу-ющие стихотворение.
То постоянно очки он теряет,
То разобьет что-то он, то сломает,
Вечно спешит, а устанет от дел,
Сядет с газетой - уже захрапел.
Ребята, о ком это стихотворение?
Молодцы ребята!
Ведь бабушка и дедушка - это родители ваших мам и пап. А ваши мама и папа – это ваши родители.
Ребята, поднимите руки, у кого есть бабушки и дедушки
Ребята, скажите пожалуйста, а как заботятся о вас бабушки и дедушки?
Какие замечательные у вас бабушки и дедушки. Как сильно они вас любят и заботятся о вас. Бабушки и дедушки вкусно накормят, пожалеют, и приласкают вас.
А ведь вашим бабушкам и дедушкам тоже нужна ваша забота и внимание.
Если бабушка и дедушка не живут с вами, что нужно сделать, чтобы они знали, что вы их любите и помните?
Какие вы молодцы!
Ребята, скажите одним словом, как можно назвать: маму, папу, сестер, братьев, бабушку и дедушку?
Молодцы!
А ведь семьи бывают не только у людей, но и у животных.
Ребята, давайте с вами вспомним и назовем сказки, где все заботились друг о друге и жили дружно.
«Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка»
А теперь мы немного поиграем.
И узнаем, кто, как трудится в вашей семье.
Я буду бросать мяч каждому по очереди, а вы должны будете поймать и договорить: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат или я.
Например, ходит на работу - …
Учит уроки – …
Моет посуду – …
Мастерит – …
Ходит в магазин за покупками - …
Убирает в доме – …
Молодцы!
А теперь, давайте встанем у сво-их стульчиков и поиграем пальчиками.
Кто приехал?
Мы, мы, мы
Мама, мама, это ты?
Да, да, да
Папа, папа, это ты?
Да, да, да
Братец, братец, это ты?
Да, да, да
Ах, сестричка, это ты?
Да, да, да
Все мы вместе, да, да, да!
Молодцы!
Дети, а кто знает, что такое обязанности?
Обязанности есть у всех - это работа которую необходимо выполнять каждому.
Детки, давайте встанем в круг и поиграем в игру.
Ой, посмотрите какая красивая корзинка! Это не простая корзина, а волшебная.
А теперь давайте распределим обязанности в семье.
Кому на ладошку поставлю корзиночку, тот должен положить в нее добрые дела, которые дома делает вся семья.
Договорились?
Маша, папа что делает?
Саша, мама что делает?
Катя, сын что делает?
Ваня, дочь что делает?
Даша, бабушка что делает?
Егор, дедушка что делает?
Дети слушают
Ответы детей:
Ребенок 1: Мама, папа и я
Ребенок 1:Мама, папа, бабушка и дедушка
Ответы детей:
Ребенок 1: Мою маму зовут Светлана Анатольевна. Она работает в больнице врачом. Папу зовут Андрей Васильевич, он водит машину.
Ребенок 2: Мою маму зовут Юлия Михайловна. Работает в магазине. Папа – Игорь Он работает строителем.
Ребенок 1: У меня есть брат. Его зовут Рома.
Ребенок 2: А у меня тоже есть братик. Он очень маленький.
Ребенок 3: У меня есть старшая
сестра - Марина.
Ребенок 1: Мы всегда дружим.
Ребенок 2: А мой братик постоянно плачет. У него болит животик.
Ответы детей: Да, надо…
Ответы детей: Когда мама лечит, жалеет, целует….
Ребенок 1: Можно с ними поиграть, порисовать
Ребенок 2: А я мою соску
Дети рассматривают куклу и предметы, слушают
Дети играют в дидактическую игру
Дети выполняют игровые действия (заканчивают слова на слог (сы)
Дети выполняют игровые действия (заканчивают слова на слог (си)
Дети слушают
Дети договаривают слова:Часы.
Весы.
Бусы.
Часы.
Весы.
Бусы.
Дети повторяют чистоговорк
Дети слушают стихотворение
Ответ детей: О бабушке
Дети слушают стихотворение
Ответ детей: О дедушке
Дети слушают
Дети поднимают руки у кого есть бабушка и дедушка
Ответы детей:
Ребенок 1: Мой дедушка приводит меня в садик и забирает из садика. А еще мы вместе гуляем.
Ребенок 2: Моя бабушка печет вкусные пироги.
Ребенок 3: А когда я болею, бабушка мне дает молоко с медом, чтобы я поскорее выздоровела.
Ребенок 4: А моя бабушка вяжет мне теплые носки и варежки, чтобы я зимой не замерз и не заболел.
Дети слушают
Ответы детей:
Ребенок 1: Надо позвонить!
Ребенок 2: Приехать к ним в гости!
Ответы детей: Семья!
Дети слушают
Дети вместе с воспитателем называют сказки:
«Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка»
Дети играют в дидактическую игру
Дети выполняют игровые действия
Дети договаривают фразы:
Мама и папа
Сестра, брат.
Мама и я.
Папа, старший брат, дедушка.
Мама, папа.
Мама, сестра и я
Дети встают у своих стульчиков, играют в пальчиковую игру
Дети выполняют игровые действия
(большими пальцами «хлопают»)
(4-мя пальцами, кроме больших)
(большими пальцами)
(указательными пальцами)
(большими пальцами)
(средними пальцами)
(большими пальцами)
(безымянными пальцами)
большими пальцами)
(мизинцами)
(всеми пальцами)
Ответы детей:
Ребенок 1: когда папа работает
Ребенок 2: делать уроки, помогать маме.
Дети слушают
Дети встают в круг, для проведения игры
Дети смотрят на корзинку
Дети выполняют игровые действия
Ответы детей: Да
Маша: Чинит кран, ремонтирует, учит кататься на велосипеде
Саша: Готовит еду, стирает, гладит
Катя: Уроки, заправляет кровать
Ваня: Моет посуду, моет пол, де-лает уроки
Даша: Вяжет, печет пироги, читает сказки
Егор: Читает книгу, пишет
Ребятки, давайте присядем на ковёр.
Ребята, мы сегодня много говорили о семье, говорили об уважении, заботе.
А вы можете мне сказать какая у вас семья: большая, дружная, маленькая, заботливая, хорошая, крепкая, счастливая….?
Ребята, как я рада, что у вас такие замечательные семьи!
Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?
Ребята, вы очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье. Я желаю, чтобы ваша семья была здоровой и счастливой.
А теперь, пожалуйста, давайте все вместе пройдем на выставку ваших рисунков и посмотрим рисунки, которые вы нарисовали дома с родителями.
Дети присаживаются на ковер
Дети слушают
Ответы детей:
Дети: Большая, дружная, маленькая, заботливая, хорошая, крепкая, счастливая….
Ответы детей:
Ребенок 1: Не обижать младших братьев и сестер.
Ребенок 2: Не ссориться, помогать друг другу, трудиться.
Ребенок 3: Дарить подарки, любить друг друга.
Ребенок 4: Вместе отдыхать.
Дети с воспитателем идут смотреть выставку детских рисунков на тему «Моя семья».