Анна Сукова
Конспекты занятий по развитию речи. Сентябрь. Средняя группа
▼ Скачать + Заказать документы
Планы занятий
Сентябрь – октябрь – ноябрь
Рекомендация читать детям каждый день остается в силе и в средней группе детского сада.
Многие песенки и потешки русского народа, авторские поэтические произведения являются удачным материалом для подвижных игр и импровизаций: "Зайчишка-трусишка…", "Гуси, вы, гуси…", "Дон! Дон! Дон. " и др.
Публикация «Конспекты занятий по развитию речи, Сентябрь, Средняя группа» размещена в разделах
Перед тем как познакомить детей с песенкой "Дон! Дон! Дон. ", целесообразно напомнить им песенку "Тили-бом! Тили-бом!", в которой усилиями соседей удалось спасти кошкин дом. "В новой песенке кошкин дом сгорел. Попробуйте догадаться, почему это произошло?" – просит детей воспитатель.
"Все спешили, суетились, испугались", – говорят дети, и педагог подтверждает их ответ строчками из песенки: "Коза выскочила, глаза выпучила, залить не может"; "Бежит уточка с ковшом, но ковш уронила, воду-то разлила" и т. п.
Игру в прятки можно начать "Считалочкой" В. Витки (пер. с белор. И. Токмаковой).
Раз, два, три, четыре, пять,
Негде зайчику скакать:
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами щелк, щелк!
А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты.
Ты, волчище, погоди!
Как попрячемся – иди.
Перед дневным сном детям следует читать такие произведения, которые не заставляют их волноваться за судьбу героев, например: сказку "Война грибов с ягодами" в обр. В. Даля, "Заяц и еж" (из сказок братьев Гримм, немец., пер. А. Введенского, под ред. С. Маршака); главы из книги А. Милна "Винни-Пух и все-все-все" (пер. с англ. Б. Заходера) и главы из книги А. Введенского "О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке".
Убаюкать детей поможет потешка:
Лень-потягота,
Поди на Федота,
С Федота на Якова,
С Якова на всякого…
"Сказка о кругленьких и длинненьких человечках" Р. Сефа – веселое и мудрое произведение, помогает легко предотвратить любую конфликтную ситуацию, стоит лишь прочитать строчки: "Ах, не надо, ох, не надо ссориться по пустякам".
Дошкольникам полезно читать уже знакомые произведения из программного репертуара для детей 3– 4 лет: Д. Лукич "Три плюшевые сказки" (пер. с сербохорват. Л. Яхнина, Б. Поттер "Ухти-Тухти" (пер. с англ. О. Образцовой, Й. Чапек (главы из книги "Приключения песика и кошечки", пер. с чешск. Г. Лукина, Г. Цыферов (главы из книги "Про цыпленка, солнце и медвежонка", С. Прокофьева (главы из книги "Машины сказки") и др. [1]
Следует продолжать работу по приобщению детей к рассматриванию иллюстраций в книгах, начатую в младшем возрасте. Еженедельно в книжном уголке следует выставлять книги для рассматривания. Педагог должен восхищаться наблюдательностью детей, побуждая их описывать иллюстрации: "Догадайтесь, о чем книга. Расскажите, кому какой рисунок особенно понравился и почему". Позже он должен рассказать о том, что дети не заметили, описать рисунок, который им совсем не понравился, побуждая обратиться к книге еще раз.
Обязательно нужно рассматривать с детьми сборники русских народных песенок, например иллюстрированные Ю. Васнецовым, А. Елисеевым, В. Конашевичем; "Новую азбуку" Л. Толстого с рисунками А. Пахомова, М. Петрова, Т. Морковкина.
Удобны для рассматривания "Сказки в картинках" с рисунками Н. Шеварева, М. Меженинова и других художников.
После того как дети рассмотрели книгу и достаточно подробно описали содержание рисунков, важно объяснить им, почему именно эта книга заняла почетное место в книжном уголке. При этом обязательно следует назвать фамилию художника. Можно попросить детей обратиться за помощью в методический кабинет или к родителям с просьбой узнать, какие еще существуют книги с рисунками этого художника. В ходе работы с детьми следует обращать внимание на звукопроизношение; на то, что и как рассказывают дети, подсказывать им правильные формы слов, помогать без искажений строить предложения, бережно относиться к детским фантазиям.
Сентябрь
Занятие 1. Беседа с детьми на тему "Надо ли учиться говорить?"
Цель. Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи.
Ход занятия
"Весь год каждую неделю на занятиях по развитию речи мы будем учиться правильно и красиво говорить на родном русском языке, – начинает занятие воспитатель. – Как вы думаете, почему надо (и надо ли) хорошо владеть родным языком?" Педагог выслушивает ответы детей и обобщает их: "Богатый запас слов, умение понятно для окружающих строить высказывания, доброжелательность речи – показатели культуры человека".
Продолжая беседу, педагог напоминает, что пока не все слова дети произносят правильно, без ошибок, а иногда им не хватает слов, чтобы о чем-то рассказать. "Давайте проверим, права ли я?" – предлагает воспитатель. Он показывает яркую мягкую игрушку, например, лису. Дети описывают ее.
"Молодцы, – хвалит их педагог, – замечательные слова вспомнили. Но я дополню ваше описание лисички. Мех у нее блестящий, разных цветов: светло-желтый, оранжевый, ярко-рыжий. Хвост лохматый, ушки торчком, белоснежные щечки, под шейкой – пушистая белая пелеринка".
Воспитатель предлагает вниманию детей рисунок с образцами тканей [2] .
"Вашему вниманию предлагаются ткани для наволочек, пододеяльников, простыней, – объясняет педагог. – Кто какую ткань выбирает?"
Воспитатель помогает детям правильно охарактеризовать ткань. Подсказывает, как по-другому можно начать свой ответ: "Я хочу наволочку из ткани…", "Мне понравилась ткань…", "Думаю, что самая красивая ткань…" И так далее.
Педагог объясняет, что принято говорить простыня, а не простынь. Просит объяснить смысл слова пододеяльник.
Завершая занятие, педагог спрашивает у детей, убедились ли они в том, что нужно учиться правильно говорить по-русски.
Занятие 2. Звуковая культура речи : звуки с и сь
Цель. Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи).
Ход занятия
"Живет-поживает Язычок в своем домике, – начинает занятие воспитатель. – А домик Язычка – рот. Домик открывается и закрывается. (Медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки.) Язычок то выглядывает из домика, то прячется".
Педагог предлагает детям выпустить Язычок погулять, а потом вернуть его в домик.
"Язычок очень любит петь разные песенки, – продолжает воспитатель. – Однажды он пел: "И-и-и". Как он пел? Хотите спеть вместе со мной? Тогда помогайте мне: "И-и-и-и". (Поют негромко.)
"С-с-с-с, – полилась из крана вода. – Язычок, выучи, пожалуйста, и мою песенку". "Хорошо", – согласился Язычок и запел: "С-с-с-с". (Произносится отрывисто.)
Давайте споем песенку воды вместе. Чтобы песенка хорошо звучала, надо кончик языка прижать к нижним зубам.
Закройте рот, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: "С-с-с".
Давайте послушаем, как песня воды получается у Олега (у Саши). (Вызывает 4–5 детей, в том числе тех, кто не овладел произношением звука.)
А теперь споем песенку все вместе.
Вода течет небольшой струей – поет негромкую песню.
Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.
Если петь песню воды медленно и отрывисто (вот так, то кажется, что вокруг губ танцует ветерок. Хотите убедиться в этом? Тогда сделайте такой же заборчик, как у меня (подносит к губам ладонь, но не прижимает к ним, и разрешите ветерку потанцевать.
Посмотрите: сейчас я буду петь песню воды, и бумажка, которую я держу перед ртом, начнет шевелиться. Что вы видели? (Бумажка шевелилась.)
Возьмите по такой же полоске бумаги (узкие полоски папиросной бумаги лежат на столах) и спойте песенку воды. Давайте посмотрим на полоску Димы, когда он поет песню (Кати, Оленьки).
Отложите бумажки и послушайте: Язычок стал сочинять другие песенки, похожие на песню воды. Сначала он запел: "Са-са-са". Что запел Язычок? Потом: "Ся-ся-ся, ось-ось-ось".
Су-су-су – ягоды в лесу,
Ус-ус-ус – на елке много бус".
Воспитатель читает русскую народную песенку "Сорока, сорока…" :
Сорока, сорока,
Сорока-белобока.
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей скликала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости – на двор,
Кашицу – на стол.
Педагог повторяет песенку, побуждая детей договаривать слова со звуком с (выделены курсивом).
Затем предлагает детям загадку:
Скатерть бела весь свет одела.
(Снег)
Примечание. Для индивидуальной работы с детьми, которые плохо овладели произношением звуков с, сь, можно использовать соответствующие страницы рабочей тетради. (Уроки грамоты для малышей. Средняя группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – Тема: "Звук с ".)
Занятие 3. Обучение рассказыванию: "Наша неваляшка"
Цель. Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога.
Ход занятия
Воспитатель ставит на стол спиной к детям неваляшку. Они просят хором и по одному (2–3 ребенка) : "Неваляшка, повернись!" Воспитатель предлагает малышам позвать неваляшку иначе: "Неваляшка с большими синими глазами и длинными ресницами, повернись к нам!" (Хоровые и индивидуальные просьбы.)
Неваляшка поворачивается, дети рассматривают ее огромные синие глаза и длинные черные ресницы, обмениваются впечатлениями.
"Наша неваляшка очень красивая, – говорит педагог. – У нее большие синие глаза…" (длинные ресницы, румяные щеки).
"Наша неваляшка не только красивая. Она нарядная, не правда ли?" – спрашивает педагог, переходя ко второй части описания. (Да, она нарядная: на ней яркое красное пальтишко с белыми пуговицами и красная шапочка с белым отворотом.)
"Наша неваляшка – веселая игрушка, – продолжает воспитатель. – Чуть тронешь ее, и она начинает звенеть и качаться. Покажите как". Дети качаются и "звенят", как неваляшки.
Воспитатель дает образец описания куклы. Затем просит детей рассказать про неваляшку, подсказывая им план рассказа: "Наша неваляшка хороша собой. У нее… Наша неваляшка – нарядная кукла. На ней… Наша неваляшка – веселая игрушка…"
Педагог вызывает 2–3 ребят. Если ребенку нужна помощь, подсказывает исходную фразу, например: "Наша неваляшка – нарядная кукла. Продолжай…"
"Мы сегодня учились рассказывать, – напоминает детям педагог, – и очень хорошо рассказали про неваляшку. Она решила до конца дня погостить в нашей группе. Вдруг кто-то из вас порадует ее, рассказав о том, какая она красивая, нарядная и веселая".
Примечание. Перед сборами на прогулку педагог напоминает детям о том, что у неваляшки глаза синие-синие. "Про того, у кого синие глаза, часто говорят синеглазый. А вот Андрюша у нас черноглазый, Аленушка – сероглазая…"
Дети выясняют, у кого какие глаза. Это позволит избежать характерных ошибок: "Глаза немножко белые и немножко черные".
Занятие 4. Чтение стихотворения И. Бунина "Листопад". Составление рассказа о кукле
Цель. Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.
Предварительная работа. Накануне во время прогулки "поискать" приметы осени: описать ее цвета, послушать шуршание листьев и, если удастся, отметить, что "воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра".
Ход занятия
Педагог интересуется у детей, какое сейчас время года, с какого месяца начинается осень. "Начало осени – это ранняя осень, очень яркое и красивое время года, про которое написано много чудесных стихотворений. Я прочитаю вам одно из них".
Читает стихотворение И. Бунина "Листопад" (2 раза).
"Согласитесь, – обращается к детям педагог, – так красиво можно рассказать об осенней природе только в поэтическом (стихотворном) произведении. Даже кукла, пришедшая к нам на занятие, замерла в немом восторге!"
Воспитатель объясняет, что неваляшка рассказала игрушкам о том, как порадовали ее дети, отметив ее красоту, описав ее одежду и музыкальность. Теперь обо всем этом хочется услышать и этой красавице кукле. "Порадуем ее? – спрашивает педагог. – Тогда начнем. И эта кукла очень красива. У нее… Кукла нарядная. У нее… Кукла не простая, а говорящая…"
Педагог просит кого-нибудь из детей рассказать о кукле. Объясняет, почему рассказ получился без повторов.
Воспитатель завершает занятие чтением стихотворения И. Бунина "Листопад".