Виктория Викторовна Огороднова
Развитие речи по методике Д. Е. Огороднова
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Методика двигательного, эмоционального, речевого и вокального развития человека комплексно решает разнообразные задачи - от психосоматических до профессионально-музыкальных,
В этой статье мы остановимся на решении частных задач по эффективному формированию речи ребёнка. Цели и задачи таковы:
-формирование словарного запаса;
Публикация «Развитие речи по методике Д, Е, Огороднова» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2021
-воспитание звуковой культуры речи, т. е. правильное произнесение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение;
-формирование грамматического строя речи, т. е. правильность построения значимых речевых отрезков — слов, высказываний, текстов;
-развитие связной речи — диалогической и монологической;
-формирование красивого тембра голоса;
-развитие выразительной речевой интонации;
-формирование элементарного осознания явлений языка и речи;
-воспитание интереса и любви к художественному слову.
Методы развития речи детей должны использоваться комплексно: через развитие личности, её творческих и познавательных способностей. При этом понятно, что развивая личность, мы развиваем речь, а развивая речь, мы развиваем личность.
Как мы видим из этой схемы, треть двигательной коры головного мозга отвечает за зрение, слух, обоняние, мимику и речевой аппарат, другая треть — за общую и мелкую моторику и тактильные ощущения. А весь остальной организм относится к оставшейся трети. Отсюда делаем вывод: для эффективного развития речи надо мышечно подготовить речевой аппарат и мимическую активность, а также раскрепостить плечевой пояс, кисти рук и пальцы. Важный фактор — тренировка длинного дыхания, произнесение на длинном выдохе. Таким образом, предложенные методы развития речи детей активизируют бОльшую часть организма, что является весьма
эффективным.
РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ, АРТИКУЛЯЦИИ И МИМИКИ
Дикция — важнейшая часть сформированной речи. Она развивается с помощью внутренней и внешней артикуляции. Внутренней артикуляцией управляют язык, глотка, мягкое нёбо, внешней — мимические мышцы лица. Умение опускать гортань, поднимать мягкое нёбо, владеть активной мимикой способствует развитию речи, формированию красивого тембра и звуковой культуры речи. Устное развитие речи и пение взаимосвязаны и взаимно развиваются, улучшая друг друга, делая голос сильным и красивым.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Плечевой пояс мы рассматриваем как основу общей моторики, но плечо – это нечто большее, чем отдельный сустав. Полная кинематическая цепь проходит «от носа до пальцев ног». Действия мелкой моторики происходят в пальцах рук. Кисти рук — вторичный орган речи. Чем лучше развита мелкая моторика, тем эффективнее происходит развитие речи. Речь прекрасно формируется на фоне активной жестикуляции.
РАЗВИТИЕ ГЛУБОКОГО, ДЛИННОГО ДЫХАНИЯ
Когда про человека говорят, что у него «хорошо подвешен язык», это означает, что он говорит грамотно, имеет богатый запас слов, интересен в общении и может произносить длинные фразы, не задыхаясь и не запинаясь. Для сформированной речи необходимо хорошо поставленное дыхание. Например, умение сдержанно выдыхать в течение 40-60 секунд. Дыхание должно быть глубоким, а не поверхностным. Управление дыханием должно позволять на одном выдохе произносить не менее одного распространённого предложения. Это отлично тренируется при дыхании животом, с задержками после выдоха и после вдоха.
РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ ИНТОНАЦИИ
Чем разнообразнее речь по высотному диапазону и благороднее по тембру, тем интереснее слушать человека. Разнообразная речь развивает богатое образное мышление, формирует интеллектуальные и творческие способности. Широкий звуковысотный спектр голоса развивается благодаря вокализированному «скольжению» голосом сверху вниз и снизу вверх, «раздвигая» рамки голосовых границ (glissando).
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ
Соединение всех выше описанных методов развивает творческие и познавательные способности. Наглядные пособия (мнемотехника) ускоряют решение поставленных задач (на основе методики Дмитрия Ерофеевича Огороднова). В рамках этой методики и общения с преподавателем происходит «проблемное обучение» — ставится проблема и предлагается рассмотреть явление, проанализировать и разрешить различными способами. Сделать сравнения и выводы.
Суть методов развития речи детей — это развитие фантазии и образного мышления детей, обучение системному мышлению и пониманию происходящих процессов. Понимание единства и противоречия окружающего мира воспитывает творческого человека. «Мозговой штурм», сочетание различных свойств в одном предмете, творческие находки, создание правильной интонации формируют речь и личность.
ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
-наглядные — алгоритмы, картинки, видеоролики и т. д.
-вокально-речевые — упражнения для развития голоса, дыхания, моторики
-исполнительские — игры, образные задачи, артистические этюды
СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
-наблюдение
-анализ
-умозаключение
-исполнение — проговаривание и пение
-театрализация
-движение
-импровизация
-многократное повторение с минимальным усложнением
Все могут попробовать эти методы развития речи детей и взрослых, решая задачи от приобретения простых навыков и психологического комфорта до обучения профессиональному вокалу.