Галина Гоголь
Конспект занятия по развитию речи «Первые шаги весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи. Обогащать опыт содержательного внеситуативного общения детей. Вовлекать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Развивать интонационную выразительность речи, дикцию. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков «л», «ль».
Материалы, инструменты, оборудование. Картинка с изображением подснежника. Игрушки: рыжая белочка и серый заяц, элементы костюмов (шапочки) для этих же персонажей. «Солнышко» на палочке. Картины с весенним пейзажем (ранняя весна). Наборное полотно. Ваза с зелеными веточками.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Первые шаги весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Содержание занятия: Воспитатель выставляет на панно пейзаж с изображением ранней весны и зачитывает отрывки из книги И. Сладкова «Солнцеворот»:
Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. Голубые на снегу льды. Март голубой на дворе – пора яркого солнца и полосатых снегов; зиме - конец, а весне – начало. На всех снежных полях – рыжие пятна – проталины. Это апрельские веснушки. День ото дня их все больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну.
Педагог: - Дети, знаете ли вы, что такое веснушки (выслушивает ответы детей)
Педагог: - Правильно, веснушки – это небольшие рыжие пятнышки, которые появляются у людей весной от яркого солнца. А вы догадались, почему маленькие рыжие пятна, которые появляются на земле, когда солнышко пригрело и растопило снег,тоже названы веснушками (выслушивает ответы детей).
Педагог: - Ребята, кто из вас любит весну? Почему?
-Почему весной тает снег, а дети надевают легкую одежду? (педагог подводит детей к мысли, что все изменения в природе происходят потому, что греет теплое солнышко).
Педагог: - Что происходит весной с птицами? А с животными? Кто просыпается весной от зимней спячки? (медведь, ежик, насекомые).
-А что происходит весной с растениями? (педагог показывает вазу с весенними веточками и рассматривает их вместе с детьми).
Затем предлагает детям послушать стихотворение И. Токмаковой «Весна»:
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Верно, очень теплые
Ноги у весны.
Дети разучивают стихотворение вместе с воспитателем. Тот, кто читает стихотворение, держит в руках «солнышко» на палочке. Педагог обращает внимание на интонационную выразительность речи.
Затем педагог загадывает детям загадку и демонстрирует картинку – отгадку:
На проталине лесной
Огонек горит весной.
Огонек несмелый,
Как снежинка белый.
(Подснежник).
После отгадывания загадки дети 3 раза читают чистоговорку, помогая себе руками:
Вот подснежник весной
На проталинке лесной.
Далее педагог спрашивает детей, знают ли они, что некоторые животные меняют весной цвет своей шерстки. Зимой зайка белый, а весной – серый. А белочка зимой – серая, а весной и летом – рыженькая.
Зачитывает якутскую народную сказку «Как белка и заяц друг друга не узнали».
Как-то летом познакомились белка и заяц и подружились. Потом наступила зима. Выпал снег. Белка сделала себе гнездо высоко на дереве. А заяц устроился под валежником. Вот смотрит белка из гнезда на своего друга и не узнает: был серый, а стал белый. «Наверное, это другой кто-то», - думает белка. И заяц тоже не узнает белку: та была рыженькая, а эта – в серой шубке. И только тогда друзья узнали друг друга, когда снова лето настало. Заяц снова стал серым, а белка – рыженькой.
После чтения сказки педагог спрашивает детей:
-Понравилась вам сказка? Как вы думаете, как она называется и почему? (педагог выслушивает высказывания детей).
-А сейчас мы поиграем в эту сказку. (педагог разыгрывает ролевой диалог с игрушками).
Познакомились летом заяц с белочкой. А зимой сменили шубки и не узнали друг друга. Весной снова сменили шубки. Встретились и разговорились.
-Здравствуй, белочка!
-Здравствуй, заяц!
-Это ты была серенькая на ветках зимой?
-Да.
-А я тебя не узнал.
-А это ты был белый под кустиком?
-Я.
-А я тебя не узнала.
-Как я рад тебя видеть!
-И я рада!
Затем ролевой диалог разыгрывают дети в шапочках, повторяют 3 раза. Очередность в игре определяют сами дети, передавая друг другу шапочки.