Лучший педагог года

Проект «Влияет ли инсценирование сказки на развитие речи младших дошкольников?»

Елена Комарова
Проект «Влияет ли инсценирование сказки на развитие речи младших дошкольников?»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность. В настоящее время наблюдается критическая ситуация в речевом развитии детей. К сожалению, в современном мире родители уделяют недостаточно внимания речевому развитию ребенка. Все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с нарушениями речи. Любая задержка в развитии речи затрудняет общение ребенка со взрослым и другими детьми, и даже исключает его из детских игр. Такие дети не могут уловить сути на занятиях, не понимают предъявляемых требований. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Публикация «Проект „Влияет ли инсценирование сказки на развитие речи младших дошкольников?“» размещена в разделах

Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, а также сказки. Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло.

Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

Проблема: наблюдается низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. А ведь участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль.

Предположили, что приобщение детей к русской народной сказке даст положительные результаты в развитии и воспитании наших детей, так как сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Сказка- это своего рода нравственный кодекс народа. Она играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность, ни любая творческая деятельность.

Так возник проект «Влияет ли инсценирование сказки на развитие речи младших дошкольников

Цель: развить интерес к сказкам, создать условия для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечь детей в активную речевую работу.

Задачи:

Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам;

Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас;

Научить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности;

Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность;

Учить играть дружно, вместе, не ссориться;

Дать родителям знания о влиянии сказок на речь ребенка через папки-передвижки;

Привлечь родителей к активному участию в проекте.

Ожидаемый результат:

Дети хорошо знают сказки «Теремок», «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Заюшкина избушка»;

В процессе ознакомления со сказками активизируется словарь, развивается связная речь;

Ознакомление со сказками способствует развитию продуктивной деятельности;

У детей появится интерес к играм, драматизациям;

Родители принимают активное участие в проектной деятельности : изготавливают маски с изображением героев сказок; дидактические игры, настольный театр, кукольный театр, подборка раскрасок «Герои сказок»;

Родители ознакомлены с влиянием сказок на речь ребенка.

Сроки реализации: краткосрочный (4 недели).

Тип проекта : познавательно – речевой.

Продукт: инсценирование сказки «Теремок» для детей группы раннего возраста.

Участники проекта : педагоги группы, дети, родители.

Реализация проекта проходила в несколько этапов.

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный.

Задачи:

Для детей и педагогов:

Создать необходимые условия для знакомства со сказками в различных видах совместной деятельности с детьми;

Развивать связную речь детей и её выразительность;

Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи у детей;

Формировать умение пересказывать и инсценировать с помощью воспитателя сказки;

Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, внимание, память, фантазию;

Развивать традиции семейного чтения;

Воспитывать взаимопонимание, дружеские отношения между детьми, желание прийти на помощь в трудную минуту;

Пробуждать интерес к сказкам;

Создавать условия для развития творческой активности детей и поэтапного освоения детьми различных видов творчества;

Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.

Для родителей:

Заинтересовать родителей проектом;

Расширять представления о детской литературе;

Повышение читательской культуры родителей;

Заинтересовать родителей расширением читательского кругозора ребенка, знакомить с русскими народными сказками;

Не допускать раннего приучения ребёнка к телевизору, видео, компьютерным играм, не заменять непосредственного общения ребёнка с родителем.

Решая поставленные задачи подготовительного этапа, изучалась и анализировалась нормативно правовая база, методическая литература по организации проектной деятельности с детьми младшего возраста и вовлечению в данную деятельность родителей воспитанников.

Провели опрос и анкетирование родителей на тему «Роль сказки в воспитании ребёнка». Затем согласно анализу анкет дали необходимые рекомендации и проведены консультации.

Далее осуществлялась деятельность по подбору материала, форм и методов обучения и воспитания детей младшего возраста, создавались условия для реализации проекта согласно требованиям стандарта. Так же был подобран материал: игровой, дидактический, для чтения, иллюстративный для реализации проектной деятельности, которым была насыщена развивающая предметно - пространственная среда.

2 этап – основной.

Второй этап проекта самый плодотворный. Работа на данном этапе проходила в трех направлениях: работа с детьми, работа с родителями и оснащение развивающей предметно – пространственной среды. Во время основного этапа реализации проекта, организовывались все виды деятельности как совместная с воспитателем, так и самостоятельная деятельности.

Работа с детьми:

Чтение сказок педагогом. Для малышей предпочтительнее утрированное выразительное рассказывание, при котором педагог голосом «рисует» образы и картины происходящего;

Инсценирование произведения с помощью игрушек и театральных кукол при повторном рассказывании;

Беседа после чтения помогает детям глубже воспринять произведение. Для этого включали разные группы вопросов: на выявление эмоционального отношения к содержанию произведения и его героям, вопросы проблемного характера о мотивах поступков персонажей, о последовательности событий, вопросы и задания, обращающие внимание детей на наиболее традиционные средства языковой выразительности;

Рассматривание иллюстрации. Младшим дошкольникам для правильного восприятия текста необходимо наглядно увидеть героя, каждый фрагмент сюжета. Важно побуждать детей внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, рассказывать о событиях, вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды, а затем и целиком произведения ориентируясь на иллюстрации;

Игры – драматизации (игры – имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания педагогом литературных текстов) стимулируют творческие способности детей, привлекают их;

Дидактические игры: «Заюшкина избушка», «Собери фигурку», «У сказки в гостях», «Расскажи сказку»;

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Зайка серенький сидит», «Лиса и зайцы»;

Лепка «Угостим мишку пирогами»;

Аппликация «Домик для зверей»;

Раскрашивание героев сказок в раскрасках.

Голосовые упражнения: «Кто как кричит», «Кто что услышит»;

Игровые упражнения: «Покажи животное, какое я назову», «Угадай животное»;

Самостоятельные игры детей с фигурами настольного театра, плоскостными на фланелеграфе.

Самой эффективной в нашей работе была театрализованная деятельность. Ставили инсценировки сказок. Ведь, только через имитацию образов героев дети научились различать добро и зло, характеризовать поступки героев, поведение, выражать эмоции и понимать чувства других. Увеличился словарный запас детей. .

Работа с родителями:

Сбор материала (картинок, иллюстраций по сказкам) для создания выставки и альбома в группе;

Оказание помощи в изготовлении масок, костюмов;

Просмотр мультфильмов по мотивам данных сказок, обсуждение в кругу семьи.

Консультации, беседы «Значение сказки в развитии и воспитании ребёнка», «Читайте детям сказки»;

Участие в выставке рисунков «Любимый сказочный герой»;

Привлечение родителей к пополнению книжного уголка.

Оснащение предметно – пространственной среды группы:

Выставка совместных с родителями работ по русским народным сказкам;

В центр театрализованной деятельности помещены персонажи сказок, мини декорации, маски и костюмы;

Оформлена книжная выставка «По страницам любимых сказок»;

Выставка детского творчества для родителей (лепка, рисунки, аппликации).

3 этап – заключительный

На заключительном этапе провели презентацию проекта : инсценировка сказки «Теремок» для детей группы раннего возраста.

Результаты, полученные в ходе реализации данного проекта, доказывают, что с помощью русских народных сказок можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников необходимо активно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Дети успешно научились использовать образные выражения при пересказе сказок, передают мимикой и движениями эмоциональное состояние героев сказок, улучшилось звукопроизношение, появился интерес к рассказыванию сказок, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу. Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад». Повысился культурный уровень дошкольников в целом.

Таким образом, работа над проектом способствует развитию диалогической речи, творческих способностей, развивает фантазию и воображение детей, стимулирует эмоциональное восприятие детьми сказки, пополняет лексический словарь, обогащает предметную среду группы, улучшает взаимодействия между взрослыми и детьми, детьми между собой, воспитывает партнерские отношения. Проделанная работа дала положительный результат.

Публикации по теме:

Песочная терапия и развитие речи младших дошкольников Песочная игра — самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ исследовать мир, выразить свои переживания, выстраивать.

Проект «В гостях у сказки».  Развитие эмпатии у младших дошкольников в условиях театрализованной деятельности Проект "В гостях у сказки"Авторы проекта: воспитатели Шевелева А. Ю. и Зотова Т. В. Возраст детей: 3-4 года Направленность: комплексная Формы.

Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то.

Развитие речи младших дошкольников Тема: «Развитие речи младших дошкольников» Провели: Шапкина Ю. П., воспитатель Альжева Т. С., воспитатель Цель: Раскрытие значения речи во.

Развитие речи младших дошкольников в ходе игровой ситуации «Зайка заболел»Развитие речи младших дошкольников в ходе игровой ситуации «Зайка заболел» Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям.

Развитие речи младших дошкольников в ходе игровых ситуаций Программные задачи: Вовлекать детей в воображаемую игровую ситуацию с помощью сюжетных игрушек, обращений к персонажам игры. Осуществлять.

Развитие речи у младших дошкольников средствами познавательной деятельностиРазвитие речи у младших дошкольников средствами познавательной деятельности Развивать речь ребенка, невозможно без познавательно-исследовательской деятельности. Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому.

Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников» Род. собр. «Развитие речи мл. дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность» Программное.

Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром» Программное содержание: Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя.

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи младших дошкольников» Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. 1 часть: «Совсем немного науки» Речь - форма общения. В дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Влияет ли инсценирование сказки на развитие речи младших дошкольников?»
Опубликовано: 18 сентября 2018 в 21:07
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Влияет ли инсценирование сказки на развитие речи младших дошкольников?»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Комарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД