Елена Комарова
Проект «Влияет ли инсценирование сказки на развитие речи младших дошкольников?»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. В настоящее время наблюдается критическая ситуация в речевом развитии детей. К сожалению, в современном мире родители уделяют недостаточно внимания речевому развитию ребенка. Все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с нарушениями речи. Любая задержка в развитии речи затрудняет общение ребенка со взрослым и другими детьми, и даже исключает его из детских игр. Такие дети не могут уловить сути на занятиях, не понимают предъявляемых требований. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Публикация «Проект „Влияет ли инсценирование сказки на развитие речи младших дошкольников?“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, а также сказки. Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло.
Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Проблема: наблюдается низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. А ведь участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль.
Предположили, что приобщение детей к русской народной сказке даст положительные результаты в развитии и воспитании наших детей, так как сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Сказка- это своего рода нравственный кодекс народа. Она играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность, ни любая творческая деятельность.
Так возник проект «Влияет ли инсценирование сказки на развитие речи младших дошкольников?»
Цель: развить интерес к сказкам, создать условия для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечь детей в активную речевую работу.
Задачи:
Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам;
Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас;
Научить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности;
Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность;
Учить играть дружно, вместе, не ссориться;
Дать родителям знания о влиянии сказок на речь ребенка через папки-передвижки;
Привлечь родителей к активному участию в проекте.
Ожидаемый результат:
Дети хорошо знают сказки «Теремок», «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Заюшкина избушка»;
В процессе ознакомления со сказками активизируется словарь, развивается связная речь;
Ознакомление со сказками способствует развитию продуктивной деятельности;
У детей появится интерес к играм, драматизациям;
Родители принимают активное участие в проектной деятельности : изготавливают маски с изображением героев сказок; дидактические игры, настольный театр, кукольный театр, подборка раскрасок «Герои сказок»;
Родители ознакомлены с влиянием сказок на речь ребенка.
Сроки реализации: краткосрочный (4 недели).
Тип проекта : познавательно – речевой.
Продукт: инсценирование сказки «Теремок» для детей группы раннего возраста.
Участники проекта : педагоги группы, дети, родители.
Реализация проекта проходила в несколько этапов.
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный.
Задачи:
Для детей и педагогов:
Создать необходимые условия для знакомства со сказками в различных видах совместной деятельности с детьми;
Развивать связную речь детей и её выразительность;
Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи у детей;
Формировать умение пересказывать и инсценировать с помощью воспитателя сказки;
Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, внимание, память, фантазию;
Развивать традиции семейного чтения;
Воспитывать взаимопонимание, дружеские отношения между детьми, желание прийти на помощь в трудную минуту;
Пробуждать интерес к сказкам;
Создавать условия для развития творческой активности детей и поэтапного освоения детьми различных видов творчества;
Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.
Для родителей:
Заинтересовать родителей проектом;
Расширять представления о детской литературе;
Повышение читательской культуры родителей;
Заинтересовать родителей расширением читательского кругозора ребенка, знакомить с русскими народными сказками;
Не допускать раннего приучения ребёнка к телевизору, видео, компьютерным играм, не заменять непосредственного общения ребёнка с родителем.
Решая поставленные задачи подготовительного этапа, изучалась и анализировалась нормативно правовая база, методическая литература по организации проектной деятельности с детьми младшего возраста и вовлечению в данную деятельность родителей воспитанников.
Провели опрос и анкетирование родителей на тему «Роль сказки в воспитании ребёнка». Затем согласно анализу анкет дали необходимые рекомендации и проведены консультации.
Далее осуществлялась деятельность по подбору материала, форм и методов обучения и воспитания детей младшего возраста, создавались условия для реализации проекта согласно требованиям стандарта. Так же был подобран материал: игровой, дидактический, для чтения, иллюстративный для реализации проектной деятельности, которым была насыщена развивающая предметно - пространственная среда.
2 этап – основной.
Второй этап проекта самый плодотворный. Работа на данном этапе проходила в трех направлениях: работа с детьми, работа с родителями и оснащение развивающей предметно – пространственной среды. Во время основного этапа реализации проекта, организовывались все виды деятельности как совместная с воспитателем, так и самостоятельная деятельности.
Работа с детьми:
Чтение сказок педагогом. Для малышей предпочтительнее утрированное выразительное рассказывание, при котором педагог голосом «рисует» образы и картины происходящего;
Инсценирование произведения с помощью игрушек и театральных кукол при повторном рассказывании;
Беседа после чтения помогает детям глубже воспринять произведение. Для этого включали разные группы вопросов: на выявление эмоционального отношения к содержанию произведения и его героям, вопросы проблемного характера о мотивах поступков персонажей, о последовательности событий, вопросы и задания, обращающие внимание детей на наиболее традиционные средства языковой выразительности;
Рассматривание иллюстрации. Младшим дошкольникам для правильного восприятия текста необходимо наглядно увидеть героя, каждый фрагмент сюжета. Важно побуждать детей внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, рассказывать о событиях, вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды, а затем и целиком произведения ориентируясь на иллюстрации;
Игры – драматизации (игры – имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания педагогом литературных текстов) стимулируют творческие способности детей, привлекают их;
Дидактические игры: «Заюшкина избушка», «Собери фигурку», «У сказки в гостях», «Расскажи сказку»;
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Зайка серенький сидит», «Лиса и зайцы»;
Лепка «Угостим мишку пирогами»;
Аппликация «Домик для зверей»;
Раскрашивание героев сказок в раскрасках.
Голосовые упражнения: «Кто как кричит», «Кто что услышит»;
Игровые упражнения: «Покажи животное, какое я назову», «Угадай животное»;
Самостоятельные игры детей с фигурами настольного театра, плоскостными на фланелеграфе.
Самой эффективной в нашей работе была театрализованная деятельность. Ставили инсценировки сказок. Ведь, только через имитацию образов героев дети научились различать добро и зло, характеризовать поступки героев, поведение, выражать эмоции и понимать чувства других. Увеличился словарный запас детей. .
Работа с родителями:
Сбор материала (картинок, иллюстраций по сказкам) для создания выставки и альбома в группе;
Оказание помощи в изготовлении масок, костюмов;
Просмотр мультфильмов по мотивам данных сказок, обсуждение в кругу семьи.
Консультации, беседы «Значение сказки в развитии и воспитании ребёнка», «Читайте детям сказки»;
Участие в выставке рисунков «Любимый сказочный герой»;
Привлечение родителей к пополнению книжного уголка.
Оснащение предметно – пространственной среды группы:
Выставка совместных с родителями работ по русским народным сказкам;
В центр театрализованной деятельности помещены персонажи сказок, мини декорации, маски и костюмы;
Оформлена книжная выставка «По страницам любимых сказок»;
Выставка детского творчества для родителей (лепка, рисунки, аппликации).
3 этап – заключительный
На заключительном этапе провели презентацию проекта : инсценировка сказки «Теремок» для детей группы раннего возраста.
Результаты, полученные в ходе реализации данного проекта, доказывают, что с помощью русских народных сказок можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников необходимо активно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Дети успешно научились использовать образные выражения при пересказе сказок, передают мимикой и движениями эмоциональное состояние героев сказок, улучшилось звукопроизношение, появился интерес к рассказыванию сказок, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу. Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад». Повысился культурный уровень дошкольников в целом.
Таким образом, работа над проектом способствует развитию диалогической речи, творческих способностей, развивает фантазию и воображение детей, стимулирует эмоциональное восприятие детьми сказки, пополняет лексический словарь, обогащает предметную среду группы, улучшает взаимодействия между взрослыми и детьми, детьми между собой, воспитывает партнерские отношения. Проделанная работа дала положительный результат.